конспект подгруппового коррекционного занятия "Приключения теплого Ветерка"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект подгруппового занятия  с детьми, имеющими нарушения речи. по созданию артикуляционной готовности к вызыванию звука, с использованием элементов биоэнергопластики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_konkurs.docx81.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект                                                                                           подгруппового занятия                                                                                    по формированию фонематических представлений  у детей старшей группы   компенсирующей направленности (ТНР)

Тема: «Приключения Теплого Ветерка»

Тема: «Приключения Теплого Ветерка».

Цель: первоначальное закрепление звука Ш.

Задачи:

1. Создание психологической готовности к вызыванию звука речи, которая включает:

наличие мотивации, интереса к логопедическим занятиям;

способность к восприятию ступенчатых словесных инструкций;

определенный уровень сформированности слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

2. Создание артикуляторной готовности к вызыванию звука речи, которая включает:

представление о необходимой для вызываемого звука позиции органов артикуляции;

воспроизведение и удержание в течение 5-7 секунд характерной для вызываемого звука позиции органов артикуляции.

3. Создание фонематической готовности к вызыванию звука речи, которая включает:

способность выделять на слух вызываемый звук от близких по звучанию и артикуляции.

Оборудование:

Демонстрационный материал

Демонстрационные карточки к проведению артикуляционной гимнастики для звуков Ш, Ж.

Символы гласных звуков, звуковые дорожки.

Схема для анализа артикуляции звука.

Раздаточный материал

        Рукавички - язычки

Наборы картинок на звук /Ш/, /С/, /Ч/ (4 – 5 комплектов)

Пособие «Пальчики - колечки»

Колпачки – звуки

Звуковые пеналы с фишками

Полоски бумаги

Зеркала

Предварительная работа.

1. Выполнение упражнений для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

2. Выполнение упражнений по выделению на слух вызываемого звука речи из ряда прочих звуков, слогов и слов.

3. Выполнение артикуляционных упражнений (для звуков ш, ж) «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Парус», «Маляр», «Грибок», «Качели», «Дудочка».

4. Выполнение упражнений биоэнергопластики

5. Инсценировка начала сказки «Ветерок и Дракон» по методике Ткаченко Т. А.

Предполагаемые (планируемые) результаты, достигнутые на логопедическом занятии.

Дети проявляют интерес к логопедическому занятию; способны к воспринимать ступенчатые словесные инструкции.

Дети имеют представление о необходимой для вызываемого звука позиции органов артикуляции; способны воспроизводить и удерживать в течение 5-7 секунд характерную для вызываемого звука позицию органов артикуляции; способны изолированно произносить звук Ш.

Дети способны выделять на слух вызываемый звук из ряда звуков, слогов и слов.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент

Дети стоят около столов.

Логопед. Слушайте меня внимательно и выполняйте упражнения:

- правой рукой коснитесь правого плеча;

- правую ногу отведите в сторону, а левую руку поднимите вверх;

- левой ладонью прикройте правый глаз;

- правой ладонью прикройте левое ухо;

- левую руку поднимите вверх, правую на пояс.

Дети выполняют словесные инструкции взрослого после однократного прослушивания (без показа).

Логопед. А сейчас на свое место может сесть тот, кто назовет два (один, три) гласных звука (в помощь детям демонстрируются символы гласных звуков). Затем все вместе произносят звуки звуковой дорожки.

Дети садятся на свои места.

Логопед. Вы хотите научиться правильно, красиво говорить? Запомните, для этого необходимо выполнять задания, специальные упражнения — упражнения для губ и языка. Если вы будете стараться, то обязательно научитесь правильно говорить!

Актуализация имеющихся знаний у детей

Логопед. Назовите два (одно, три) упражнения для губ и языка, которые вы знаете.

Дети называют артикуляционные упражнения, которые выполняли на предыдущих занятиях.

Логопед. А сейчас мы все вместе выполним эти упражнения, а помогут нам в этом картинки и наши рукавички - язычки.

Дети по демонстрационным картинкам выполняют комплекс артикуляционных упражнений для звуков Ш, Ж:  «Лопаточка», «Качели», «Чашечка», «Парус», «Маляр», «Грибок»

Одновременно с упражнением «Лопаточка» дети выполняют упражнение для кистей рук (раскрывают ладонь). Одновременно с упражнением «Качели» - упражнение для кистей рук (поднимают и опускают раскрытую ладонь). Одновременно с упражнением «Чашечка» - упражнение для кистей рук (ладонь удерживают в форме чашечки).  Одновременно с упражнением «Парус» - упражнение для кистей рук (поднимают раскрытую ладонь). Одновременно с упражнением «Маляр» - упражнение для кистей рук (поднимают раскрытую ладонь в рукавичке и производят ею движения по второй ладони, распложенной вертикально).  Одновременно с упражнением «Грибок» - упражнение для кистей рук (тыльной стороной ладонью в рукавичке коснуться второй ладони, распложенной вертикально, и удержать на несколько секунд).  

Рукавички снимаются с ладоней.

Сообщение темы занятия

Логопед. Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук Ш.               А поможет нам в этом сказочная история «Ветерок и Дракон».

Объяснение артикуляции звука Ш с помощью сказочной истории.

Логопед. В одной сказочной стране жил – был гордый Ветерок. Больше всего на свете он любил свободу. Летал Ветерок, где хотел, никого не боялся и никому не подчинялся!

Дети по просьбе взрослого дуют на полоску бумаги, изображая Ветерок.

Логопед. Узнал об этом правитель страны злой Дракон, разозлился и запер Ветерка в своей огромной пасти, будто в темной и сырой пещере.

Дети открывают рты и рассматривают их в зеркала.

Логопед. Выбраться из плена Ветерку было очень трудно.

Дети закрывают рты, зубы и губы сомкнуты.

Логопед. Охраняли пленника Губы.

Дети вместе со взрослым вытягивают губы вперед, затем размыкают и смыкают их.

Логопед. Охраняли пленника Зубы.

Дети вместе со взрослым обнажают зубы и стучат ими.

Логопед. Охранял пленника Язык.

Дети вместе со взрослым высовывают язык и поднимают и опускают его.

Логопед. Грозные стражники пещеры  Губы, Зубы  и  Язык не    позволяли Ветерку выбраться на волю, не выпускали его. А Ветерок мечтал о свободе! Вот и стал он готовиться к побегу.

Дети закрывают рты, зубы и губы сомкнуты.

Логопед. Вокруг Ветерка темная и мрачная пещера.

Дети широко открывают рты.

Логопед. Язык, грозный стражник пещеры, не пропускает Ветерка к выходу. Язык прижимается своими боками к верхним Зубам, а передней частью поднимается вверх к потолку - нёбу. Язык пытается преградить Ветерку дорогу.

Дети поднимают широкий язык к небу, но не касаются его. Боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам.

Логопед. Еще чуть-чуть – и путь к свободе будет совсем закрыт! Ветерок прорывается в щель между поднятым Языком и потолком пещеры.

Дети дуют на широкий язык, поднятый к небу.

Логопед. Прорывается так быстро, что Зубы не успевают сомкнуться и закрыть ему выход. Между Зубами остается широкая щель. В нее и выскакивает радостный Ветерок.

Дети вытягивают губы вперед, размыкают зубы на расстояние в 4-5 мм. Отчетливо, длительно, многократно произносят звук Ш.

Логопед. Ветерок преодолел все преграды, перехитрил стражников и шипит от радости так сильно, что удивленные Губы вытягиваются вперед. И Ладонь чувствует наш Теплый Ветерок.

Дети приближают ладони ко рту, чувствуют струю теплого воздуха.

Анализ артикуляции звука Ш по плану:

- Положение губ.

Логопед. Что делают наши губы, когда мы произносим звук Ш? Вытягиваются вперед или улыбаются?

Дети. Губы круглые, вытянуты вперед.

- Положение зубов.

Логопед. Какое расстояние между зубами, когда мы произносим звук Ш? «Узкая» дорожка или «широкая»?

Дети. Зубы не сжимаем, между ними расстояние – «широкая» дорожка.

- Положение языка.

Логопед. Что делает наш язык, когда мы произносим звук Ш? Упирается в нижние зубы или поднимается вверх?

Дети. Язык широкий. Его передняя часть поднимается кверху, но не касается нёба.

- Характер воздушной струи.

Логопед. Воздушная струя теплая или холодная, когда мы произносим звук Ш?

Дети. Дуем на поднятый вверх кончик языка. Ш_____. Воздушная струя теплая.

- Участие голосовых связок.

Логопед. Что делает наше горлышко, когда мы произносим звук Ш?

Дети. Горлышко не гудит, оно молчит.

Характеристика звука (гласный — согласный).

Логопед. Звук Ш гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Логопед. Каким цветом обозначаются твердые согласные звуки?

Дети. Синим

Произнесение звука Ш изолированно

Логопед. Широко открываем рот. Поднимаем широкий язык к небу, но не касаемся его. Боковые края языка прижимаем к верхним коренным зубам. Дуем на широкий язык, поднятый к небу. Вытягиваем губы вперед, произносим длительно Ш_______. Приближаем ладони ко рту, чувствуем струю теплого воздуха.

Дети широко открывают рты; поднимают широкий язык к небу, но не касаются его; боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам; дуют на широкий язык, поднятый к небу; вытягивают губы вперед, размыкают зубы на расстояние в 4-5 мм. Отчетливо, длительно, многократно произносят звук Ш; приближают ладони ко рту, чувствуют струю теплого воздуха.

Упражнения по выделению на слух вызываемого звука речи среди прочих звуков:

«Фонарики»

Логопед. Я буду произносить разные звуки. Когда вы услышите звук Ш, «зажгите» фонарики.

Логопед произносит ряд звуков: ф, ш, ш, т, х, с, ш.

Дети выделяют на слух звук Ш из ряда других звуков и «зажигают» фонарики — разжимают и сжимают пальцы на обеих руках одновременно.

«Ловишки»

Логопед. Я буду произносить части слов — слоги. Если вы услышите звук Ш, хлопните в ладоши.

Логопед произносит ряд слогов: шка, фто, ах, ош, сма, шту, ще.

Дети хлопками выделяют на слух слоги со звуком Ш из ряда других слогов.

«Фишки»

Логопед. Я буду произносить разные слова. Если вы услышите слово со звуком Ш, положите на стол синюю фишку.

Логопед произносит ряд слов: фонтан, шишка, насос, шкаф, хомяк, щетка, камыш.

Дети на столах выкладывают слева направо ряд фишек.

Самостоятельная практическая деятельность детей по выделению звука Ш из ряда слогов и слов.

Игра «Отбери картинку»

Перед детьми на столах наборы картинок: шапка, щетка, сумка, автобус, шишка; бабочка, санки, бусы, шкаф; шашки, сапоги, ящик, самокат, шиповник; самолет, мышка, мяч, осы, шуба. 

Логопед предлагает каждому из детей показать названную им картинку.

Логопед. Отберите картинки, в названии которых есть звук Ш.

Дети раскладывают картинки в два ряда.

Логопед. Я сейчас медленно назову картинки, а вы скажите, все ли правильно выполнили задание.

Дети внимательно слушают логопеда и вместе проверяют выполненные задания.

Игра  «Пальчики – колечки».

        Логопед. Я буду произносить слоги со звуком Ш. А вы будете повторять за мной, одновременно приподнимая палец с колечком, соответствующий гласному звуку в слоге. Логопед произносит ряд закрытых слогов: аш, ыш, ош, иш, уш.

          Дети выполняют движения.

         

 Игра «Составь слог» с колпачками – звуками.

 Логопед. Наденьте синий колпачок на большой палец левой руки – это будет звук Ш, а красный колпачок – на указательный палец левой руки - это будет звук А. Соединяя большой палец с указательным, произнесите получившийся слог.

Дети соединяют пальцы и произносят: ША. ( Затем красный колпачок надевается на средний палец – это будет  гласный звук О. Дети, соединяя  большой и средний палец, произносят: ШО.

Аналогично работаем со звуками  У, Ы).

      Итог занятия.

Логопед: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

- С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук?

- Что вам больше всего понравилось на нашем  занятии?

- А в чем были трудности?

- Спасибо всем!  Занятие окончено

       

     

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

(СТАРШАЯ ГРУППА)

Пояснительная записка

Данное занятие - контрольный этап проекта «Путешествие в Красный замок», целью которого является формирование фонетико – фонематических представлений о гласных звуках у детей старшей группы.

Методическая тема занятия: «Выделение гласных звуков А, О, У, И в начале слова».

Тема занятия, называемая детям «Подарки для феи».

Место занятия в образовательной программе логопедической работы и форма проведения: подгрупповое логопедическое занятие по формированию фонетико – фонематических представлений. Данное занятие позволяет закрепить умение детей выделять гласные звуки в начале слова, чтобы в дальнейшем сформировать умение выделять гласные в положении после согласного в слоге.

Отличительная особенность этого занятия от других занятий проекта — участие в подготовке и проведении психолога ДОУ — Харитоновой М. С.

Цель: выделение гласных звуков А, О, У, И в начале слова.

Задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира.

Образовательная область «Речевое развитие»:

уточнение правильного произношения гласных звуков А, О, У, И;

закрепление умения выделять гласный звук в начале слова;

деление слов на слоги, определение количества слогов в слове;

преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

повторение чистоговорок, насыщенных изучаемыми звуками.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

развитие детского художественного творчества; интереса к рисованию, аппликации.

Образовательная область «Физическое развитие»:

повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Оборудование:

Демонстрационный материал

Красный замок, фея в красном платье, Синий замок.

Раздаточный материал

Наборы картинок: окунь, ослики, аист, утка, индюк.

Символы звуков А, О, У, И.

Наборы для составления схем слов.

Рисунки облаков, полоски синего цвета, геометрические фигуры — символы гласных звуков  А, О, У, И - вырезанные из красной бумаги,  ножницы, клей.

Предварительная работа.

1. Выполнение упражнений для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти (I блок, II блок) по методике Ткаченко Т. А.

2. Выполнение упражнений по выделению на слух звуков А, О, У, И из ряда прочих звуков, слогов и слов.

3. Деление двусложных слов на слоги, составление схем слов.

4. Выполнение упражнений для тренировки дикции, речевого дыхания и силы голоса на материале правильно произносимых звуков речи (I блок, III блок, IV блок, VII блок) по методике Ткаченко Т. А

5. Рисование облаков на листах голубого цвета формата А4.

Предполагаемые (планируемые) результаты, достигнутые на логопедическом занятии.

Дети проявляют интерес к логопедическому занятию; способны к воспринимать ступенчатые словесные инструкции.

Дети имеют представление о гласных звуках А, О, У, И; способны произносить сложные по структуре слова, состоящие из правильно произносимых звуков.

Дети способны делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; читают наизусть чистоговорки, насыщенные изучаемыми звуками.

Дети проявляют интерес к продуктивной деятельности (рисованию, аппликации); сохраняют умственную и физическую работоспособность до конца занятия.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Дети стоят около столов.

Логопед. У нас в гостях сегодня Мария Сергеевна, наш психолог. У нее для вас особенное задание, о котором она расскажет сама.

Психолог. Добрый день, у нас сегодня действительно необычное занятие и начнем мы его с игры, которая называется «Всё кроме одного». (См. приложение)

Вы хорошо справились с правилами игры, предлагаю вам еще одну игру, называется она «Да и нет не говори». (См. приложение)

А я вам предлагаю последнее задание, кто справляется с заданием получаем фишку и садится на занятие. (упражнение «Точь в точь»). (См. приложение)

Дети выполняют словесные инструкции взрослого после однократного прослушивания и садятся на свои места.

Актуализация имеющихся знаний у детей

На демонстрационной доске Красный замок.

Логопед. Скажите, кто живет в этом замке?

Дети. Фея Анна.

Логопед. Фея Анна и звуки, которые мы обозначаем красным цветом. Назовите их.

Дети называют гласные звуки, с которыми познакомились на предыдущих занятиях.

Постановка проблемы

Логопед. У феи Анны - праздник. В замке собираются гости. Они приготовили для феи подарки. Давайте вместе подумаем, что можно подарить Анне?

Обсуждение проблемы

Дети называют подарки, которые можно подарить фее Анне.

Логопед. Фее очень нравится все, что начинается на звуки А, О, У, И. Именно эти звуки живут в Красном замке. Название подарка должно начинаться на гласные звуки. Скажите, подойдут ли эти подарки для феи Анны?

«Назови картинку». Выделение начального гласного в словах.

У детей на столах предметные картинки.

Логопед. Один, два, три, картинку переверни!

Дети переворачивают картинки.

Логопед. Кто это?

Дети называют картинки. Логопед уточняет названия картинок.

Логопед. Название подарка должно начинаться на звук А (О, У, И). Миша, у тебя ослики. Этот подарок подходит для феи Анны или нет? Произнеси слово ослики так, чтобы мы услышали первый звук.

Миша. О-о-о-ослики.

Логопед. Какой звук ты слышишь в начале?

Миша. О.

Логопед. Покажи карточку, которая обозначает звук О.

Миша выбирает из четырех карточек, лежащих перед ним, символ звука О.

Логопед. Миша, звук О живет в Красном замке или нет? Подходят ослики для подарка или нет?

Миша. Подходят.

Дети называют картинки, голосом выделяя начальный звук, и определяют, подходит подарок для феи или нет.

Логопед. А у Марии Сергеевны для вас есть еще одно задание.

Физкультминутка

Психолог

Пальчиковая гимнастика «Облака»

Облака как паруса

Мчит их ветер, гонит,

Если много облаков-

Будет точно дождик.

Ну а если облака,

Как перо жар-птицы,

Будет солнышко с утора,

Защебечут птицы.

Динамическая пауза «Ветер»

Ветер дует нам в лицо,

закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Дерево все выше, выше.

Ветер веет над полями

И качается трава.

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнем

И снова заниматься начнем.

Постановка проблемы

Логопед. Мы приготовили для феи подарки. Давайте вместе подумаем, как отправить подарки в Красный замок?

Обсуждение проблемы

Дети придумывают способы отправления подарков.

Игра «Запомни, повтори!»

Логопед. По небу вата едет куда-то, едет куда-то по небу вата.

Дети повторяют чистоговорку.

Игра «Подскажи словечко»

Логопед. А что это за вата едет по небу куда-то? Вы догадались?

Дети. Облако.

Логопед. Облака, которые мы рисовали в прошлый раз, могут помочь нам отправить подарки фее Анне. Если на облаке написать слово ослики, в саду около Красного замка появятся серые ослики. Если на облаке написать утка, в пруду около замка появится...

Дети. Утка.

Логопед. Если на облаке написать слово индюк, вокруг замка будет вышагивать важный...

Дети. Индюк.

Логопед. Если на облаке написать слово окунь, в пруду будет плавать полосатый...

Дети. Окунь.

Логопед. А если на облаке написать  аист?

Дети. В саду у феи Анны появится аист.

Логопед. В саду у феи Анны длинноногий аист будет ловить в пруду лягушек.

Логопед. Что будет делать аист? Что будут делать ослики? Что будет делать окунь? Что будет делать индюк? Что будет делать утка?

Самостоятельная практическая деятельность детей

Логопед. А вы умеете писать слова?

Дети. Нет.

Логопед. А составлять слова из частей?

Дети. Умеем.

Логопед. Разрежьте полоску бумаги на столько частей, сколько частей в слове-подарке.

Логопед раздает детям предметные картинки и облака, которые дети нарисовали на прошлом занятии.

Логопед. Ваня, что ты подаришь фее?

Утку.

Логопед. Как узнать, сколько частей в слове утка?

Дети. Слово надо прохлопать.

Дети хлопают в ладоши.

Логопед. На сколько частей ты разрежешь полоску?

Ваня. На две. В слове утка две части.

Ваня выкладывает схему слова на облаке.

Дети прохлопывают слова-подарки и выкладывают схемы на облаках.

Логопед. Чтобы ваши слова-подарки держались на облаках, полоски надо приклеить.

Дети работают с клеем.

Логопед. Наши подарки готовы к отправлению. Посмотрите внимательно на облака. Что вы заметили?

Схемы на трех облаках одинаковые.

Логопед. Как узнать, какой подарок мы отправляем на облаке? У-у-утка. О-о-окунь. А-а-аист. О-о-ослики. И-и-индюк.

Логопед показывает детям геометрические фигуры — символы гласных звуков А, О, У, И - вырезанные из красной бумаги.

Дети. Нужно наклеить на облака фигуры, которые обозначают гласные звуки.

Дети наклеивают символы звуков.

Презентация подарков

Логопед. Ксюша, «прочитай» название своего подарка и расскажи, кто появится в Красном замке и что он там будет делать.

Ксюша. О — сли — ки. Около замка появятся ослики. Они будут щипать в саду траву.

Дети «читают» названия подарков и рассказывают о том, кто появится в замке.

Логопед. Как вы думаете, понравятся фее Анне ваши подарки? Почему?

Логопед слушает и обобщает ответы детей.

Постановка новой проблемы

Логопед показывает детям Синий замок и предлагает подумать в группе и дома о том, кто там живет и с кем они познакомятся на следующем занятии.

Приложение

1. Малоподвижная игра «Всё кроме одного».        

Цель: умение усваивать инструкцию взрослого и действовать в соответствии с ней. Совершенствовать концентрацию внимая и быстроту реакции.

Ход игры: Ведущий предлагает участникам повторять все движения, которое он показывает, но одно движение (заранее обговаривается какое) делать наоборот. Например: «Подними руки вверх»  (участники опускают вниз).

2.«Да и нет не говори»

Цель: совершенствовать умения давать развернутые ответы, развивать мышление.

Ход игры: Я вам буду задавать вопросы, а вы должны ответить на них, но не говорить ДА или НЕТ. Педагог проговаривает несколько примеров.

- Ты любишь конфеты?

- Хотел бы ты прокатиться на карусели?

- У тебя есть друзья? И т.п.

3. Упражнение «Точь в точь»

Цель: продолжать совершенствовать краткосрочную память.

ИнструкцияПедагог говорит предложение и предлагает ребенку повторить это предложение дословно. Дети выполняют словесные инструкции взрослого после однократного прослушивания.

Конспект НОД                                                                                                                 с детьми старшей группы компенсирующей направленности (ТНР)

Тема: «Посуда»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

—        учить детей подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.

Коррекционно-развивающие:

—        упражнять детей в образовании имен прилагательных от имен существительных и давать понятие о материалах, из которых изготовляют предметы посуды;

—        развивать внимание, логическое мышление и связную речь;

—        учить классифицировать предметы посуды;

—        активизировать словарь по теме; закреплять употребление предлогов и существительных в различных падежах.

Коррекционно-воспитательная:

—        воспитывать у детей навыки самообслуживания и аккуратность при обращении с предметами посуды.

Оборудование: предметные картинки с изображением различной посуды из различных материалов, стакан и ложка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед (демонстрирует детям картинку с изображением самовара): Скажите, пожалуйста, почему этот предмет так называется — самовар? (Ответы детей.)

Если дети затрудняются, ответ дает сам логопед.

Логопед: Слово самовар состоит из двух слов: сам и варит. Этот предмет сам кипятит воду для чая, поэтому так называется.

2.        Объявление темы.

Логопед: Ребята! Сегодня Самовар Самоварыч пригласил нас в свою страну. А как вы думаете, кто там живет? (Посуда.) Правильно, посуда. А чтобы убедиться, что это действительно так, я прочитаю вам письмо.

3.        Вводная беседа.

Логопед открывает конверт, на котором нарисован самовар, и говорит детям, что Самовар Самоварыч хочет рассказать о своей свите.

Посуда

Посудой люди пользовались с древних времен. Сначала ее делали из глины и дерева. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда.

Фарфоровая посуда изготавливается из глины, но белого цвета. Она хрупкая, но красивая и легкая.

Широко используется в хозяйстве посуда из металлов. Сковородки из чугуна отличаются прочностью и стойкостью к высоким температурам. Алюминиевые кастрюли и ковшики легкие, дешевые и прочные.

Из стекла на специальных стекольных заводах создают очень красивую посуду: кувшины, вазы, бокалы, стаканы.

Еще один материал для изготовления посуды это пластик. Из него делают одноразовую посуду для холодных продуктов.

Вы должны помогать маме ухаживать за предметами посуды: освободите тарелки и чашки о остатков пищи, затем вымойте горячей водой с моющим средством, тщательно ополосните ее. Сухим полотенцем вытрите посуду и уберите ее в шкаф" Если соблюдать эти простые правила, посуда прослужит вам долго и всегда будет красивой.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: В стране Самовара Самоварыча посуда сделана из разных материалов. Попробуйте догадаться, какая это посуда.

Игра «Образуй слово». Образование качественных прилагательных. Стакан из стекла — стеклянный. Чашка из фарфора — фарфоровая. Кастрюля из металла — металлическая. Сковорода из чугуна — чугунная. Пиала из керамики — керамическая. Кувшин из глины — глиняный. Тарелка из пластмассы — пластмассовая. Бокал из хрусталя — хрустальный. Ложка из дерева — деревянная.

Логопед: Самовару Самоварычу очень интересно, умеете ли вы играть в игру «Наоборот» и сможете ли вы подобрать нужные слова.

Игра «Наоборот». Подбор слов-антонимов к именам прилагательным и глаголам. Глубокая тарелка — мелкая тарелка. Большая кастрюля — маленькая кастрюля. Новая чашка — старая чашка. Чистая тарелка — грязная тарелка. Разбить стакан — склеить стакан. Насыпать сахар в сахарницу — высыпать сахар из сахарницы.

Налить молоко в молочник — вылить молоко из молочника.

Взять хлеб из хлебницы — положить хлеб в хлебницу.

Закрыть кастрюлю — открыть кастрюлю. Разогреть сковороду — остудить сковороду.

Логопед: А теперь попробуйте угадать, какой из четырех предметов не подходит к остальным.

Игра «Выдели четвертый лишний». Развитие навыка классификации.

Дети выделяют «лишний» предмет и объясняют свой выбор: «Лишняя кастрюля, потому что она сделана из металла, а остальные предметы посуды из фарфора». (Или: «Лишняя кастрюля, потому что это кухонная посуда, а все остальные предметы это чайная посуда») и т.д.

Чашка, заварочный чайник, кастрюля, сахарница. (Кастрюля.)

Сахарница, кофейник, чайник, чашка. (Кофейник.)

Кастрюля, чайник, банка, сковорода. (Банка.) Стакан, банка, сковорода, бутылка. (Сковорода.)

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

К самовару гости прибежали,  Дети стоят в кругу, один ребенок посередине.

Дружно чашки наполняли:        Идут к середине круга, здороваются.

Вкусный чай у самовара,        Расходятся.

Он с ромашковым отваром.        Идут по кругу друг за другом.

Логопед: Самовар Самоварыч решил дать вам несколько заданий. Я буду потихоньку говорить кому-то из вас задание, вы его выполните, а остальные ребята расскажут, что вы сделали.

Игра «Где ложка?». Закрепление навыка правильного использования предлогов в речи. Дети по одному выходят к доске. Логопед шепотом говорит, какое действие нужно выполнить. Ребенок выполняет, а остальные рассказывают, что он сделал. Ложку положили в стакан. Ложку положили на тарелку. Коля взял ложку из стакана. Ложка лежит под стаканом. Ложка лежит за кастрюлей. Ирина взяла ложку из-за кастрюли. Света положила ложку между стаканом и тарелкой.

Логопед: Самовар Самоварыч, конечно, очень умный. Но он совсем запутался и не знает, для чего предназначены его подчиненные, то есть различные предметы посуды. Поможем ему? (Ответы детей.)

Игра «Подбери предмет». Образование существительных в форме творительного, родительного, винительного и предложного падежей. Режут чем? (Ножом.)

Суп в тарелку наливают чем? (Поварешкой.)

Картофельное пюре едят чем? (Вилкой.)

Суп едят чем? (Ложкой.)

Сок пьют из чего? (Из стакана.)

Чай пьют из чего? (Из чашки.)

Кашу едят из чего? (Из тарелки.)

Жарят в чем? (В сковороде.)

Суп варят в чем? (В кастрюле.)

Чай заваривают в чем? (В чайнике.)

Трут морковь на чем? (На терке.)

Сахар кладут куда? (В сахарницу.)

Кофе наливают из чего? (Из кофейника.)

5. Итог занятия.

Логопед: Кто живет в стране, которой руководит Самовар Самоварыч? Из каких материалов делают посуду? Как нужно обращаться с посудой, чтобы она прослужила долго?

Конспект

итогового  коррекционного занятия                                                       « Как доктор Логопед  зверятам помог»

Разработка учителя – логопеда МБДОУ д/с № 8                                                       Воробьевой Галины Алексеевны

Цель: подвести итоги коррекционной работы за учебный год; подчеркнуть значимость логопедических занятий для речевого и общего развития детей.

Задачи:

1) коррекционно - образовательные:

  • Уточнять и закреплять умение звукового анализа
  • Совершенствовать практические умения и навыки детей.

2) коррекционно-развивающие:

  • Развитие фонематического и фонетического слуха и восприятия.
  • Формирование самоконтроля за речью.
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.

3) коррекционно - воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы
  • Совершенствовать навыки коммуникативного общения.

Ведущий: У зверей  весной  беда – не случалось такого  никогда,

Чтобы им за столько лет вдруг стал нужен логопед.

Добрый доктор Логопед ждет зверей в свой кабинет.

Приходи к нему учиться  и зайчонок, и волчица.

Всем поставит доктор звуки и без боли и без муки.

( Дети с тантамаресками зверей)

Доктор Логопед: И пришла Лиса к Логопеду:

Лиса: Ах, поставьте мне звуки к обеду!

У меня в обед - банкет.

Доктор Логопед: И пришел к логопеду Медведь и давай, и давай  реветь.

Медведь: Ах, спасите, помогите, хорошо говорить научите!

Доктор Логопед: А за ним в припрыжку Зайка.

Зайка: Милый, милый логопед! У меня всех звуков нет!

Доктор Логопед: Прибежал к Логопеду  Тигренок и  закричал он спросонок.

Тигренок: Научи меня рычать! Не могу ведь я молчать!

Доктор Логопед: И пришла Корова в кабинет.

Корова:  Ах, милый доктор, у  меня всех звуков нет.

Я все мычу и мычу. А я говорить хочу!

Доктор Логопед: И бежит к Логопеду Овечка.

Овечка: Ах, я таю, я таю, как свечка!

Умею только я скакать, научите меня  лопотать!

Доктор Логопед: И спешит  учиться котик.

Котик:  Непослушный  у меня  ротик!

Умею только я лакать, а я хочу стихи читать!

Доктор Логопед: Даже бык идет учиться -это может пригодиться!

А пока  он только Му, да Му!  Ничего я не пойму!

Доктор Логопед: А за ним и серая мышь.

Мышь: Ты все шумишь, шумишь!

Открывай скорей секрет, добрый доктор Логопед!

Доктор Логопед: И сказал логопед: Не беда! Идите скорее сюда!

Покажу вам, зверята, секрет, чтоб со звуками не было бед!

На вопрос ваш отвечаю - всех вас в звуки превращаю.

(Дети надевают шапочки звуков  и рассаживаются)

Доктор Логопед: Чтобы звук  произносить, язык надо укрепить!

Артикуляционная гимнастика с рукавичками (биоэнергопластика)

1. «Окошко»: широко открыть рот, одновременно раскрыть обе руки, широко растопырив пальцы. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

 

2. «Заборчик»: растянуть губы в широкой улыбке, обнажив зубной ряд, поставить перед собой обе руки ладонями к себе с соединенными пальцами. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

3. «Трубочка»: вытянуть губы вперед, как при произношении звука У, вытянуть соединенные ладонями руки вперед перед собой. Под счет до 5 удержание статичной позы. Убрать губы – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

4. Чередование «Окошко» - «Трубочка». Динамическое упражнение с чередованием поз.

5. Чередование «Заборчик» - «Трубочка». Динамическое упражнение с чередованием поз.

6. «Лопаточка»: открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

7. «Чашечка»: широко открыть рот, загнуть передний и боковые края языка в форме чашечки, рукой также показать чашечку. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

8. «Качели»: рот открыт, переставлять кончик напряженного языка под счет раз-два к верхней губе, затем к нижней губе. Сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук вверх –вниз. Динамическое упражнение.

 

9. «Часики»: рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз-два. Динамическое упражнение.

10. «Вкусное варенье»: открыть рот, облизать напряженным языком губы по кругу и «нарисовать» круг ладонями перед собой. Упражнение повторяется 3-4 раза.

11. «Парус»: рот открыт, поставить кончик напряженного языка на бугорки за верхними резцами. Правая рука ладонью вниз расположена перед собой горизонтально, левая рука перпендикулярно к ней расположена вертикально. Под счет до 5 удержание статичной позы.

12. «Маляр»: рот широко открыт, языком водить по твердому небу от горла к зубам и обратно, не закрывая рта. Водить пальцами левой руки по ладони правой, которая расположена вертикально перед собой ладонью вниз. Динамическое упражнение.

13. «Лошадка»: цоканье языком. Соединять ладони перед собой: одна рука «язык», вторая – «нёбо». Динамическое упражнение.

Доктор Логопед: А теперь пришла пора назвать все звуки, детвора!

Дети в красных шапочках:

 Мы – гласные звуки:

 А,У, О,Ы, Э,И.

 Нет для нас преграды!

 Петь всегда мы рады!

Дети в синих и зеленых шапочках:

Мы – звуки согласные.

Можем шуметь и шипеть.

Но не хочется нам петь

Согласные звуки так называются,

Потому что с гласными дружить соглашаются.

Игра «Подружи звуки»

Ведущий: Звуки дружили, друг к другу в гости ходили. А когда звуки встречались, то слова получались.

-Звук Н пришел к задорному звуку О. Получилось  слово… НО.

-Звук К пришел к упрямому звуку У, получилось слово… КУ

- Звук Т подружился с грустным звуком Ы, получилось слово… ТЫ

-Звук М пришел к милому звуку А, получилось слово …МА…..

Ведущий: Весна, весна на улице, весенние деньки.

Все звери просыпаются, жуки и мотыльки.

Физминутка с пальчиковыми куклами – зверятами «Утро»

Утро начинается, звери просыпаются.

-Здравствуй, солнце красное!

-Здравствуй, небо ясное!

- Звуки мне учить не лень!

-Здравствуй, здравствуй, новый день!

Доктор Логопед: За хорошую работу всех я награждаю и в ребят вас превращаю.

И теперь пришла пора, сказку слушать, детвора!

Инсценировка по мотивам сказок К.Чуковского.

Ведущий:  Рано утром на рассвете занимаются котята,                                                                     и утята, и мышата,  и жучки, и паучки.

Только крокодил не занимался и лентяем оставался.                                                                              Звуки  речи  проглотил, очень плохо говорил.  

Рано, рано 2 барана застучали в  ворота: Тра-та-та, тра-та-та.

Бараны: -Эй, ребята, выходите! И злодея победите.                                                                                Чтобы жадный крокодил наши звуки возвратил!

Ведущий: -  А вот раки - забияки не боятся бою – драки.

Раки: -Эй, зубастый, эй, клыкастый,                                                                                                     Рот  пошире открывай,  звуки все нам отдавай!

Ведущий: Повернулся, улыбнулся, засмеялся крокодил.                                                                      И все звуки, и все звуки, и все звуки возвратил.

Крокодил: - Буду, буду заниматься по утрам и вечерам.  

Все дети: А ленивым, нерадивым стыд и срам, стыд и срам.

Ведущий: Так доктор Логопед помог зверятам. Теперь все зверята говорят правильно. Спасибо тебе, доктор Логопед!

Разработка конспектов логопедических занятий по ФГОС

Методические рекомендации

Пояснительная записка

        Анализ методической работы по подготовке студентов-логопедов за период их преддипломной практики показывает, что большинство из них не справляется с самостоятельным составлением конспектов занятий. Трудности выражаются в отсутствии понимания целей и задач каждого этапа работы, неумении осуществлять подбор заданий для достижения данных целей и задач и характерных методических ошибках. Памятка и методические рекомендации по составлению конспектов разработаны в помощь студентам и логопедам, начинающим работать по ФГОС на этапе формирования фонетико-фонематических представлений у детей с нарушениями речи.

I. Общая памятка по составлению конспектов

  1. Соответствие темы, цели и содержания конспекта этапу коррекционной работы.
  2. Подчинённость всех заданий основной цели занятия.
  3. Логическая завершённость каждого задания (наличие мини-выводов).
  4. Плавность переходов от одного задания к другому (прогнозирование ответов детей, которые могут послужить ключевыми фразами для перехода к следующему заданию; учёт сюжетной и (или) тематической линии, если таковая имеется).
  5. Полнота изложения форм организации, методов и приёмов, видов работ.

II. Методические рекомендации к построению работы на разных этапах занятия

1. Мотивационно-целевой этап

        Первый этап занятия по ФГОС называется «мотивационно-целевой». Мотивация возникает тогда, когда дети видят проблему, несоответствие. Необходимо подвести ребят к видению этой проблемы, а затем – решать её вместе с ними. Например, предложим выяснить, чем похожи дифференцируемые звуки [л’] – [й’]. Актуализируя имеющиеся знания об этих звуках, даём им характеристику (к примеру: согласные, звонкие, мягкие) и делаем вывод, почему именно эти звуки «пришли» на занятие (они похожи). Цель занятия вытечет сама собой из вывода: раз звуки так похожи друг на друга, значит можно их перепутать, поэтому есть необходимость научиться их различать. Обозначение смешиваемых звуков [л’] – [й’] буквами – это уже следующий этап («ориентировочный»), так как в буквенном обозначении данных фонем содержится различие, на него будем тоже опираться при дифференциации.

        Таким образом, технология работы на мотивационно-целевом этапе может быть следующей:

  • Подводим детей к формулировке темы. (Что будем изучать, о чём будем говорить)
  • Ставим проблему. (В чём может возникнуть трудность? Какова опасность? Что мы умеем, а что – нет? Что уже знаем, а что – нет?)
  • Формулируем цель. (Цель вытекает логически из поставленной проблемы: что не знаем – надо узнать, что не умеем, надо научиться. Если есть какая-то опасность (трудность), надо с ней разобраться). Т.е. для постановки цели необходимо актуализировать имеющиеся представления у детей.

        Пример построения работы на мотивационно-целевом этапе на занятиях по теме «Звуки [л] – [л’]. Буква «л»:

 Два подхода к постановке проблемы.

  • (Более лёгкий вариант) Если тема звучит как «Звуки [л] – [л’]», можно актуализировать знания о звуках, а именно, определить общие их свойства (согласные, звонкие, язык поднят кверху и т.д.). Тогда вытекает проблема – их можно перепутать и неправильно произнести. Ставим цель: будем учиться правильно произносить звуки.
  • Если запишем и сформулируем тему как «Звуки [л] – [л’]. Буква «л», то мы будем актуализировать знания о звуках (какие они, чем похожи и чем различаются) и их буквенном обозначении (одна буква может обозначать два звука). Какая проблема из этого вытекает? (Можно неправильно произнести слово, прочитать слово, написать его). Тогда цель: научиться правильно произносить слова с этими звуками, читать и писать их.

        В Инструктивно-методическом письме А.В.Ястребовой и Т.П.Бессоновой тема звучит: «Звуки [л] – [л’]. Буква «л». В соответствии с последовательностью работы над преодолением фонетико-фонематических нарушений («фонема – артикулема – графема - кинема») не будет ошибкой, если на первом занятии поучим детей произносить и различать звуки. На последующем (последующих) занятии (занятиях) можно уделить внимание в структуре занятия исследованию написания буквы «л» и прописыванию её отдельно от других букв и в слиянии с ними (профилактика оптической дисграфии, т.к. часты случаи добавления лишних элементов к букве). Иными словами, целью первого занятия будет осуществление коррекции звукопроизношения и формирование фонематических представлений, а основной целью второго (или последующих занятий) – совершенствование звуко-буквенных представлений, оптико-пространственной ориентировки и графо-моторных функций.

2. Ориентировочный этап

        Цель этого этапа – обучить детей, как работать, чтобы достичь поставленной цели. (Как различить звуки и буквы; как правильно произносить звук, писать и читать букву)

На ориентировочном этапе можно предложить задание:

- Чем отличается звук от буквы? («Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу»).

        Таким образом мы отрегулируем деятельность детей, подскажем способ решения поставленной задачи: как научиться правильно произносить звуки и обозначать их буквой, какие органы будут участвовать в этой работе.

        На занятиях по дифференциации звуков ориентировочный этап может быть проведён в виде повторения и закрепления способов их различения. Тогда основная работа на данном этапе будет направлена на решение вопроса: как научиться различать звуки?

3. Поисково-исследовательский этап

        Поисково-исследовательский этап предполагает выявление неизвестной информации путём использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия.

        Например, на занятии по теме «Звуки [л], [л’] и буква «л» можно предложить детям пофантазировать - на что похожа буква «Л»? Очень уместна работа на анализ составных частей буквы (сколько элементов в прописной букве? Какие они? На что похожи? Как и где соединяются между собой). В качестве продуктивной деятельности на этом этапе целесообразно предложить детям либо прописать букву, либо построить её из бумажного конструктора (обвести по контуру, собрать из камушков, пуговиц или другого подручного материала по заранее заготовленным контурам – вариантов может быть много).

        Отличным материалом для исследовательской деятельности может послужить набор картинок с изображением названий знакомых артикуляционных упражнений. Детям предлагается выбрать только те, которые помогут им научиться правильно и красиво произносить звук или звуки занятия. В процессе выполнения этого задания дети анализируют, на что направлены те или иные артикуляционные упражнения, а затем проверяют правильность выполнения задания совместно с логопедом. Это задание творческое, оно активизирует мыслительный процесс: дети должны сообразить сами, а для чего, в сущности, нужна артикуляционная гимнастика, и какие именно упражнения им будут полезны на текущем занятии. Другой вариацией этого задания может быть самостоятельная работа детей (в парах или группе) по разбиению тех же картинок на две группы по принципу различных положений языка, губ, зубов. Этот вид задания прекрасно зарекомендовал себя на занятиях по дифференциации звуков [с] – [ш], [з] – [ж], [л’] – [й’].

4. Практический этап

        Практический этап является основным этапом, на котором идёт закрепление новых знаний в разных видах деятельности по схеме: «Звук – слог – слово – словосочетание – предложение – текст». В связи с этим логопед так организует образовательный процесс, чтобы дети смогли обучать друг друга и (или) сами себя с помощью специально подобранных логопедом тренировочных упражнений. Наиболее ярко здесь проявляется системно-деятельностный подход, который не исключает, а, напротив, предполагает адресную помощь детям. Индивидуализация происходит благодаря использованию разных форм организации работы, подбору материала для каждого ребёнка или подгрупп в зависимости от уровня овладения тем или иным навыком.

        Вот примеры такого вида организации части занятия:

  • Дети, не испытывающие затруднения в произношении и дифференциации звуков, самостоятельно выписывают из текста слова с изучаемыми буквами. Менее сильная подгруппа в это время работает с логопедом.
  • Дети, не владеющие умением произносить поставленные звуки в словах, отрабатывают это умение самостоятельно на уровне слогов по предварительному объяснению учителя. Параллельно вторая подгруппа может выполнять задания, требующие последовательной согласованной работы с учителем.

        Важно осуществлять отработку навыков произношения и дифференциации звуков на разном лексическом материале, но использовать данный материал для решения одновременно нескольких задач: отработке навыков деления слов на слоги, выделения ударного гласного, звуко-буквенного анализа, работе над интонационной выразительностью, восполнением пробелов в лексико-грамматическом строе и т.д.

5. Рефлексивно-оценочный этап

        На последнем этапе проводится заключительная беседа с детьми, направленная на обобщение выполненных заданий путём припоминания и формулирования основной цели занятия. Основной вопрос - не «Что мы сегодня делали?», а «Чему мы учились?» Именно этот вопрос помогает ребёнку сориентироваться в собственной системе знаний и определить, какие трудности у него возникали, что удалось хорошо, а что – не очень. Не лишним было бы предложить детям оценить свою работу. Так формируется мотивация и целеполагание: «Чем бы вы хотели заняться на следующем занятии?» Для повышения устойчивости учебных мотивов уместно направить детей на размышление о том, для чего им это нужно, где могут пригодиться усвоенные знания и (или) умения. Например:

- Посмотрите на наш план и вспомните, в чём он нам сегодня помог? (Различать звуки [З] – [Ж])

- При выполнении какой работы звуки было различать легче всего? А труднее всего?

- Почему, как вы думаете?

- Какой вывод мы можем сделать? (Нужно учиться следить за произношением звуков в речи)

- Для чего нам нужно уметь правильно произносить звуки? (чтобы правильно говорить, читать, писать)

- На каких уроках вам пригодятся сегодняшние знания и умения?

- Оцените каждый свою работу по таблице.

- Посчитайте баллы. Что увидели? Молодцы!

Конспект логопедического занятия в ДОУ

I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО)

1

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие

2

Вид деятельности детей

Игровая, коммуникативная

II. Методическая информация

1

Тема образовательной деятельности

Дифференциация звуков Ж - Ш

2

Методы и приемы реализации содержания занятия

Практические методы;

Наглядные, игровые приёмы.

3

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

При речевом развитии соответствующем возрасту детям легче вступать в контакт со своими сверстниками, взрослыми. Обогащается словарный запас детей, развиваются функции словообразования, словоизменения. Дети лучше усваивают полученную информацию, воспроизводят её. Повышается уровень игровой деятельности, социальная адаптация в обществе.

4

Возрастная группа

6-7 лет

5

Цель

Создание условий для развития у детей умения дифференцировать звуки Ж - Ш

6

Задачи

Обучающие:

Развивать фонематический слух;

Закреплять правильное звукопроизношение;

Уточнять навыки фонематического анализа и синтеза.

Развивающие:

Развивать память, слуховое и зрительное внимание;

Формировать навык саморегуляции.

Воспитательные:

Закреплять навык внимательно слушать взрослого;

Способствовать проявлению положительных эмоций;

Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками.

7

Планируемые результаты

У детей сформировано умение правильно произносить звуки Ж - Ш в словах.

Дети способны самостоятельно определить место звука в слове, различать звуки на слух.

Дети испытывают потребность произносить звуки правильно

8

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Компьютер, интерактивная доска, видео-ролик из мультика «Простоквашино», 2 конверта с надписью, слайды (Картинки: Почтальон Печкин, 2 конверта с картинками, 2 почтовых ящика, изображения предметов, в названии которых есть звук ж, звук ш, изображение жука, изображение вилы, ребусы), стенд Город Звуков, шнурочки, фланелеграф с картинками (ромашки, жук, змея), счётные палочки, листочки с заданиями, карандаши, индивидуальные доски (ламинированные таблички для записи слов и звукового анализа) для работы, фломастеры, подставочки с квадратиками (синие, зелёные, красные) для звукового анализа слов, печатки.

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Постановка звуков Ш, Ж. Развитие функций словообразования, словоизменения, фонематической системы языка, посредством логопедических игр, с предметными картинками. Проведены занятия по теме: Звук и буква «Ж», Звук и буква «Ш».

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I Вводная часть:

         

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Приветствие детей. Демонстрация видео-отрывка из мультика «Простоквашино» с Почтальоном Печкиным.

Акцентирование внимания на работнике почты, Почтальоне, который мог принести письмо, посылку или телеграмму.

         

Мотивация деятельности детей

Герой не может разобрать 2 синих конверта, какую марку прикрепить и в какой почтовый ящик опустить, так как не знает, кому они адресованны.

         

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Мы должны помочь Почтальону, прикрепить соответствующие марки-буквы к конвертам и определить адресата.

II Основная часть:

         

Актуализация ранее приобретенных знаний

1. «Марки-буквы». Назвав картинки, изображенные на конвертах, правильно произнося слова со звуками Ш – конверт 1, Ж – конверт 2 (какой звук повторяется во всех словах на первом конверте и на втором конверте).

2. «Шипим-жужжим». Дать характеристику звукам «ш», «ж», со зрительной опорой на интерактивную доску и стенд город звуков (картинки жук жужжит и змея шипит) и с использованием шнурочков (звук согласный, парный, звонкий/глухой, всегда твёрдый).

3. «Поймай слог». Среди других слогов услышать слог со звуком Ж/Ш и хлопнуть в ладошки. (дети не видят артикуляцию произносимых слогов, только слушают: ба, за, жу, ир, аш, аж… ).

4. «Чтение слогов». На фланелеграфе есть изображения: 6 ромашек, в серединке буква (а, о, у, э, ы, и), изображение жука, в серединке буква ж, изображение змеи, в серединке буква ш. Жук летит к цветку (жа, жу…), улетает с цветка (аж, ож). Змея ползёт (шо, шэ…) к цветку и уползает от цветка.

         

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

5. «Игра наоборот». На слух поменять буквы ш-ж. Ша-Жа, Уж-Уш…..

6. «Почтовые ящики». Определить в какой почтовый ящик опустим письма, с опорой на интерактивную доску. Конверты с изображением картинок со звуками ж, ш, в соответствующие почтовые ящики.

7. Физминутка «Покажи, что я назову».

Взрослый объясняет правила игры 1 раз и затем дети стоя выполняют задание. Дети должны внимательно слушать скороговорку, после которой взрослый назовёт предмет, находящийся в помещении, дети должны показать этот предмет только после хлопка в ладоши взрослого. (Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день. Потолок …… хлопок, дети показывают, где находится потолок только после хлопка).

8. «Работа с буквами». Активизировать в памяти детей стишки на соответствующие буквы и выложить изображение букв из счётных палочек.

«Эта буква широка и похожа на жука» (Ж)

«Шура сено ворошил, вилы в сене позабыл» (Ш)

9. «Буквы-озорницы». Буква Ж играет в прятки, найти и обвести в кружок только буквы «Ж» среди других букв. Буква Ш играет, то на левый бок приляжет, то на правый, найти и подчеркнуть только правильно написанную букву Ш.

         

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

10. «Схема слова». Буквы убежали из слов. Надо вернуть букву на место, прочитать слово, выделить место звука в слове (первый, последний, в середине слова), составить звуковую схему слова (. ар – шар…).

11. «Ребусы». На доске появляются ребусы. Разгадать слова, прочитать, записать их фломастером на индивидуальной доске, выделить буквы ш, ж.

III Заключительная часть:

         

Анализ и самоанализ деятельности детей

Вспомнить, кому мы сегодня помогали? Зачем мы это делали? Что позволило нам помочь гостю? Взрослому необходимо продемонстрировать детям конверты, на которых мелкими буквами написан адресат писем «Будущим школьникам» и подвести детей к тому, чтобы они догадались, что письмо было адресовано им. Самооценка деятельности детей на занятии (печатка на конверт, который принёс гость).

Дальнейшая разработка темы Детский сад

         

Указывается содержание работы для закрепления темы для воспитателей

(логочас)

Лист с заданием из рабочей тетради Дифференциация Ж-Ш.

Соединить картинки с соответствующими буквами (есть ли звук ж или ш в слове).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгрупповой коррекционной непосредственно - образовательной деятельности с применением элементов биоэнергопластики на тему: "Морское путешествие".

Конспект подгрупповой коррекционной непосредственно - образовательной деятельности с применением элементов биоэнергопластики на тему: "Морское путешествие", с заданиями на развитие лексико-грамматичес...

Осенние проделки ветерка. Конспект подгруппового коррекционного занятия в старшей логопедической группе.

Основная цель занятия - познакомить детей со звуком и буквой А. В ходе занятия дети расширяют представления об осенних представлениях в природе,закрепляют знание осенних месяцев. Логопед проводит игры...

Цирковой зайчик. Конспект подгруппового коррекционного занятия в старшей логопедической группе.

Основная цель - познакомить со свойствами гласных звуков. В ходе занятия дети знакомятся с игровым персонажем -коммуникантом, который помогает ребятам в веселой игре вспомнить материал о домашних живо...

Встреча в лесу. Конспект подгруппового коррекционного занятия в старшей логопедической группе.

Основная цель - вспомнить признаки осени. В ходе занятия дети встречают игрового персонажа - сказочную Бабу Ягу, которая помогает актуализировать знания по теме во время выполнения веселых игр и упраж...

На лесной опушке. Конспект подгруппового коррекционного занятия в старшей логопедической группе.

Основная цель - актуализировать знания детей по теме: "Лес.Грибы.Ягоды". В ходе занятия развивается речевое дыхание, сила голоса, зрительно-двигательная координация, диалогическая сторона речи у детей...

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия «Коррекционная разминка» Тема «Морское путешествие» для детей с задержкой психического развития в возрасте 5-7 лет.

Развитие и коррекция речевой системы детей; формирование психологической базы речи (внимание, память, воображение); создание эмоционально положительного настроения....