Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Тема: «Путь к Деду Морозу» (автоматизация звуков "Р, Рь")
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Вискунова Анастасия Николаевна

Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Тема: «Путь к Деду Морозу» (автоматизация звуков "Р, Рь")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка»»

Конспект индивидуального занятия  с ребёнком подготовительной к школе группе на автоматизацию звуков [P, Рь] в слогах, в словах, предложениях

Тема: «Путь к Деду Морозу».

Подготовила:

учитель-логопед

Вискунова А.Н.

г. Советский,

 2022 г.                                                 

                                                                                     

Цель: Применение ребёнком ранее полученных знаний и умений. Автоматизация звуков Р, Рь.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

- уточнять представления об артикуляционном укладе звуков Р, Рь;

-закреплять  правильное произношение звуков  Р, Рь  в слогах, словах, предложениях;

- закреплять умение выполнять звуковой анализ;

-закреплять умение выкладывать ритмический ряд;  

-упражнять в работе с деформированной фразой.

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать развитие артикуляционного аппарата;

- продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю;

- развивать мелкую моторику через игру «Дедушка Мороз»; общую моторику через игру «Ёлки-иголки», сопряжённые движения пальцев рук при выполнении речевых заданий;

- продолжать работу по развитию фонематических процессов (определять наличие и место заданного звука в слове, дифференцировать звуки Р, Рь по твёрдости, мягкости; делению слов на слоги и определять их количество в слове).

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать у ребёнка  чувство уверенности в своих ответах;

-воспитывать навык самоконтроля за собственной речью;

- формировать положительную мотивацию на занятии.

Предварительная работа: заучивание пальчиковой гимнастики: «Дедушка Мороз», изготовление дидактического материала.

Оборудование: Снежный ком (мяч), артикуляционная гимнастика на липучках, мелкие игрушки в названии которых есть звуки  Р, Рь, коробка с мишурой, снежки синего и зелёного цвета,   снежинки, цифры,  игра Весёлые пальчики», корзинки синего и зелёного цвета, следы Деда Мороза, подарок от Деда Мороза, Дед Мороз.

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед: Здравствуй, Аня!

Ребёнок: Доброе утро!

Логопед: У нас с тобой необычное, немного волшебное занятие. Давай улыбнёмся друг другу, настоимся на хороший лад! Сегодня такой сильный мороз на улице. Мои руки очень замёрзли пока я шла утром на работу, а твои?

Ребёнок: тоже замёрзли.

Логопед: Давай погреем наши ручки (проводится пальчиковая гимнастика).

Пальчиковая гимнастика: «Дедушка Мороз»

Закрывайте окна,                                         Соединяем мизинчики  вместе 

Закрывайте двери                                         Соединяем безымянные пальцы вместе 

Закрывайте уши,                                          Соединяем средние пальцы вместе    

Закрывайте нос.                                      Соединяем указательные пальцы вместе   

Ходит, бродит по дорогам

Старый дедушка Мороз!        Ходим указательным и средним пальцами по ладони

Щиплет уши, щиплет нос,                           Щипаем названные части тела

Щиплет щёчки дед Мороз.

Логопед: Дедушка Мороз приносит не только холод и мороз. Что приносит Дед Мороз всем ребятам под ёлку?

Ребёнок: Подарки!

Логопед: А ты хочешь  отправиться к Дедушке Морозу за подарком!

Ребёнок:  Да!

Логопед: Путь к Деду Морозу не лёгкий, но интересный!  На пути будем выполнять зимние задания, если справимся, получим подарочек! Ты согласна отправиться в путешестиие?

Ребёнок:  Да, согласна!

Логопед: Тогда вперёд!

Объявление темы занятия:

Первое задание: Нужно угадать любимый звук Деда Мороза! Я тебе подскажу, этот звук есть в словах: МоРоз, сугРоб, подаРок. Какой звук я выделила голосом?

Ребёнок: Звук Р.

Логопед: Верно! Расскажи о звуке Р, какой он?

Ребёнок: Звук Р: согласный, твердый, обозначаем синей фишкой.

Описываем артикуляцию звука совместно с ребёнком.

Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.

Логопед: Молодец! Назови младшего братца  звука Р?

Ребёнок: Звук Рь.

Логопед: Верно! Расскажи о звуке Рь, какой он?

Ребёнок: Звук Р: согласный, твердый, обозначаем синей фишкой.

Описываем артикуляцию звука совместно с ребёнком.

Логопед Сегодня мы с тобой играем со  звуками Р, Рь. Закрепляем их! Произносим их чётко, правильно. Эти звуки будут встречаться на всём  пути к Деду Морозу.

Посмотри! Вот следующее зимнее задание «Следы Деда Мороза». (На полу лежат следы. Правой ногой наступаешь на след, показываешь салют правой рукой и произносишь РА. Левой ногой наступаешь на след, показываешь класс и произносишь РЯ. (Ребёнок выполняет задание и проходит по следам до зеркала)

Логопед и ребёнок садятся за стол перед зеркалом.

Логопед:

  У меня в ладошке маленькая крошка.
  Пальчики мне ра-зо-жми...
  Ой, снежиночка внутри!
  Дуй немножко! Пусть летает крошка!

 (Выполняется упражение для развития воздушной струи. Сдуваем снежинку  

3 раза.

Логопед: «Нюша и Бараш любуются зимней погодой. Они смотрят, как падают снежинки. Давай выполним упражнения и украсим поле снежинками!»

Следи глазками, как опускается на поле снежинка, прикрепляй её и выполняй упражнение (Упражнения для сонорных звуков: «Лопаточка», «Чашечка», «Индюк, «Лошадка», «Грибок», «Гармошка». Выполняется Артикуляционная гимнастика «Снежная полянка у Нюши и Бараша»

Автоматизация звуков Р, Рь в словах:

Логопед: Посмотри, Дедушка Мороз приготовил нам следующее задание. Выложи ряд как я и называй предмет.

Выкладывание визуально-ритмического ряда 1:1 на столе по горизонтали с произнесением слов «Подарок-сердечко» После выкладывания ритмического ряда  даем ребёнку  следующее задание: «Назови предметы ласково и на слово сердечко выполняй пальчиками упражнение «коза», на слово подарок, выполняй упражнение «колечко».

Ребёнок: Сердечко-подарок-сердечко….(речь + пАльцевый праксис работают одновременно)

Логопед: Аня! Ты, молодец! Дедушка Мороз наблюдает за тобой и радуется успехам. Положи свои ладошки на  нарисованные. Называй, что нарисовано на карточке и поднимай нужный пальчик (Игра «Весёлые пальчики»

А теперь, посчитай, сколько слогов в каждом слове и положи рядом соответствующую цифру.

Ребёнок: В слове кенгуру 3 слога, цифра 3. и.т.д..

Логопед: Отлично. Назови на карточке первую картинку.

Ребёнок: Рак.

 Логопед: Выполни, пожалуйста звуковой анализ слова Рак цветными снежками. Ребёнок: Звук Р – согласный, твёрдый, обозначим синей фишкой.

Звук А-гласный, обозначим красной фишкой.

Звук К- согласный, твёрдый, обозначим синей фишкой.

В слове Рак 3 звука, 1 гласный и 2 согласных.  Один слог.

Логопед: Ты отлично справляешься с заданиями на пути к Дедушке Морозу, давай разомнёмся. Смотрим на экран и повторяем движения за Дедом Морозом.  ( Работа с интерактивной доской. Физминутка игра-танец «Ёлки-иголки» 

Логопед и ребёнок садятся за стол.

Логопед: Перед тобой 2 корзины. Я буду показывать тебе картинки, называй, что видишь на картинке. Если в слове будет твердый звук Р, кидай снежок правой рукой в синюю корзину, если мягкий звук Рь- кидай снежок левой рукой в зелёную корзину. (Проводится игра «Снежки» на дифференциацию звуков Р,Рь. 

На столе перед ребёнком в ряд лежат 3 снежинки.

Логопед: Дедушка мороз приготовил нам новое зимнее задание. Я буду называть слова, если ты слышишь звук Р в начале слова, поднимай первую снежинку, если звук Р будет в середине- вторую снежинку, если в конце слова -третью. (Аналогично проводится игра со звуком Рь. Слова:Р- рука, рысь, топор, куртка, двор. Рь - фонарь, ребёнок, букварь, варенье). Проводится игра «Снежинки» на определение позиции звука в слове.

Логопед:  Посмотри, какую новогоднюю корзину нам приготовил Дедушка Мороз! Достаём из корзины с мишурой маленькие игрушки в названии которых есть звуки Р, Рь и произносим: «В мишуРе якоРь, в мишуРе  пиРамида». Автоматизация звуков Р, Рь в предложении.

Логопед: Мы совсем близко к встрече с Дедом Морозом, осталось последнее на нашем пути задание. Я кидаю тебе снежный ком (мяч) и называю неправильное, замороженное  предложение, а тебе нужно его разморозить, и сказать правильно. (Проводится игра «Снежный ком». Работа с деформированным предложением.

Арбуз купил Артёма.                      Рыба поймала рыбака.

Букварь потерял Ирину.                На ребят ныряет река.

Красный шарф надел Егора.

Итог. Рефлексия. Домашнее задание.

Логопед: Ура! Все снежные задания преодолены успешно!

 Какие звуки ты сегодня произносила чаще всего?

 Теперь ты знаешь, какой звуки Дед Мороз любит больше других. Нужно стараться всегда произносить их правильно.

- Что было трудным для тебя?

-Какое задание запомнилось больше всего? (Ответы ребёнка) Вот мы и дошли до Деда Мороза! (Ребёнок закрывает глаза, открывает и видит большую игрушку Деда Мороза с подарком. Ты молодец! Дед Мороз рад за тебя и за твои старания дарит подарок! Посмотри! Это же воздушный пластилин! Ты сможешь сделать разные красивые поделки из него  и даже вылепить букву Р! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.

Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект по рисованию во второй младшей группе Тема: «Варежки для Деда Мороза»

Цель: Развитие творческих способностей у детей.Задачи: 1. Формировать умение рисовать при помощи ватных палочек.2. Развить внимание и восприятие цвета.3. Воспитывать интерес к изобразительной деятельн...

Тематический проект в подготовительной к школе группе "Кем приходится Снеговик деду Морозу и Снегурочке?"

В данном тематическом проекте дети подготовительной к школе группе совместно с педагогами и родителями ищут ответы на следующие вопросы: "Кто придумал Снеговика? Как изготовить Снеговика из разны...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в зоопарк» (автоматизация звука "Р")

Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в зоопарк» (автоматизация звука "Р")...