Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки М и Мь».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

ознакомить детей со звуками М и Мь;

- научить характеризовать звуки М и Мь по акустическим и артикуляционным признакам ;

- закреплять понятие о месте звука в слове;

 - упражнять детей в делении слов на слоги;

- развивать фонематические процессы;

- воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_26starshaya_gruppa._zvuki_m_i_m.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте  в старшей  логопедической группе по теме: «Звуки М и Мь». Занятие № 26

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- познакомить детей со звуками М и Мь;

- научить характеризовать звуки М и Мь по акустическим и артикуляционным признакам ;

- закреплять понятие о месте звука в слове;

 - упражнять детей в делении слов на слоги;

- развивать фонематические процессы;

- воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

- зеркала;

- картинка для звукоподражания;

- предметные картинки со звуком М (на второе занятие со звуком Мь);

- дидактическое пособие «Согласный звук»;

- цветные фишки для ЗА;

- дидактическое пособие «Домик»;

- наборы для выкладывания слоговой схемы.

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Социально-коммуника-тивное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

1. Организационный момент.

Игра «Подскажи словечко»  - сядет тот, кто назовет словечко на ранее изученные звуки К или Кь .

 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

2. Развитие общей моторики.  Шапка.

Шапка шерстяная, наверху помпон, (изображают шапку и помпон),

Круглый словно мячик, и пушистый он. («круглый мяч»),

Есть еще у шапки отворот цветной, (показывают отворот «ушей» у шапки),

В этой шапке можно бегать и зимой. (бегут). 

Бабушка вязала шапку не спеша, («вяжут спицами»), 

Шапка шерстяная вышла хороша. (показывают большой палец вверх).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

3. Развитие мелкой моторики.

«Варежка».

Маша варежку надела (надевают),

Ой, куда я пальчик дела? (все пальцы, кроме большого сжаты в кулак).

Нету пальчика – пропал, (загибают большой пальчик),

В свой домишко не попал. (показывают «домик»)

Маша варежку сняла, («снимают»),

Поглядите-ка, нашла.  (все пальцы сжаты в кулак, кроме большого).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

4. Массаж лица.

Сначала проводим поглаживание, затем волнообразные движения, пощипывание, постукивание по общим правилам. В конце опять поглаживание.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

5. Развитие мимики.

Логопед: послушайте, и покажите.

Вы радуетесь покупке новой одежды;

Удивляетесь необычному наряду;

Восхищаетесь новым костюмом мамы;

Печалитесь, порвав нечаянно брюки.

Социально-коммуника-тивное развитие     Физическое развитие

Игровая деятельность, двигательная деятельность

6. Развитие артикуляционной  моторики.

- Комплекс упражнений на подъем языка.

Двигательная деятельность

7. Дыхательная гимнастика.

Игра на губной гармошке : вдохнули и протяжно выдохнули в гармошку – чей звук длиннее?

Пропевание гласных звуков на выдохе:

А---------------

О---------------

У---------------

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

8. Тема занятия.

Логопед: (выставляет картинку с изображением коровы):

Вышла Буренушка гулять и замычала: ММММ

А за ней идет маленький теленочек МьМьМь

Со звуками М и Мь мы сегодня познакомимся.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

9. Акустико-артикуляционный образ звука.

Хоровое и индивидуальное произнесение звуков М и Мь с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом:

Звук М – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой;

Звук Мь – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленой фишкой. (характеристика звука с использованием пособия «Согласные звуки»).

Повторение характеристики несколькими детьми.

-Чем похожи звуки?

- Чем отличаются?

Социально-коммуника-тивное развитие    Речевое развитие

Игровая деятельность

10. Игра на развитие фонематического слуха  - «Светофорчики» .

Если услышите звук М – показываете светофорчик синего цвета, если звук Мь – зеленого.

Из ряда звуков;

Слогов;

Слов. 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

11. Физминутка.  «Зарядка»

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат;

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

 А устали ножки,

Хлопают ладошки.

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

12. Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов МА и МИ.

Выкладывание графической схемы с указанием заданных звуков на схеме.

Социально-коммуника-тивное развитие    Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность, игровая деятельность

13. Закрепление звуков М и Мь в словах.

Дети совместно с логопедом называют картинки, выставленные на доске. Выбирают сначала картинки со звуком М, затем со звуком Мь.

Определяют место звуков в словах:

МАК, СУМКА, КОМ

МИСКА, ПОМИДОР

Деление слов на слоги.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

14. Закрепление звуков М и Мь  в предложениях.

Составление предложений со словами-картинками.

Маша ест большой помидор.

Мама несет полную сумку.

 И др.

Составление схемы 1-2 предложений. (без предлогов).

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

15. Закрепление звуков М и Мь в тексте.

Мы топаем ногами,

Мы руки поднимаем,

Мы руки разведем,

И побежим кругом.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

16. Итог занятия.

- С какими звуками познакомились?

- Дайте характеристику этим звукам

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Коммуни-кативная деятельность

17. Оценка работы детей и домашнее задание.

Нарисовать в тетради картинки со звуком М.

Социально-коммуника-тивное развитие

Трудовая деятельность

18. Трудовые поручения во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;- продолжить  знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в н...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П и Пь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;- учить детей давать  характеристику звуков П и Пь;- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;- д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Ть».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать  характеристику звуков Т и Ть;- учить детей различать звуки Т и Ть по твердости-мягкости;- п...