Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Д и Дь
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука.
  2. Учить выделению звонкого согласного перед гласным в начале  и в середине  слова.
  3. Учить договаривать предложения по картинкам  и самостоятельно составлять предложения.
  4. Развивать фонематический слух и восприятие.
  5. Формировать умение звукового анализа слогов и  слов на примере слов ДОМ, ДИМА . 
  6. Учить делить слова на слоги.
  7. Развивать память и внимание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_30_starshaya_gruppazvuki_d_i_d_2.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте  в старшей  логопедической группе по теме: «Звуки Д и Дь». Занятие № 30

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

  1. Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука.
  2. Учить выделению звонкого согласного перед гласным в начале  и в середине  слова.
  3. Учить договаривать предложения по картинкам  и самостоятельно составлять предложения.
  4. Развивать фонематический слух и восприятие.
  5. Формировать умение звукового анализа слогов и  слов на примере слов ДОМ, ДИМА .  
  6. Учить делить слова на слоги.
  7. Развивать память и внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

- зеркала;

- картинка для звукоподражания;

- предметные картинки со звуками Д и Дь;

- дидактическое пособие «Согласный звук»;

- цветные фишки для ЗА;

- дидактическое пособие «Домик»;

- наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.

Наши друзья – Домовой и Домовенок.

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Социально-коммуникатив-ное развитие,

Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Организационный момент.

Сядет тот, кто вспомнит слово со звуком Д.

Физическое развитие, социально-коммуникатив-ное развитие

Двигательная деятельность, игровая деятельность

  1. Пальчиковая гимнастика.

«Дом».

На опушке ДОМ стоит, (пальцы обеих рук соединены в виде крыши дома) ;

Ну а к дому путь закрыт. (пальцы образуют ворота дома)

Мы ворота открываем  (разводим пальцы в стороны – открываем ворота) ;

И вас в гости приглашаем. (пригласительный жест рукой).

Какое слово со звуком Д встретилось нам в игре? ДОМ.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Артикуляционная гимнастика.

На верхний подъем языка.

Речевое развитие

коммуника-тивная деятельность

  1. Тема занятия.

- Сегодня к нам в гости пришли озорной Домовенок и дедушка Домовой.  

- Где они могут жить?  В ДОМЕ.

- Какой первый звук вы услышали в словах дом, домовой? ЗВУК Д (ТВЕРДЫЙ).

А в слове дедушка? ЗВУК Дь (МЯГКИЙ).

Сегодня вместе с ними будем повторять звуки д, д'.

Речевое развитие

коммуника-тивная деятельность

  1. Характеристика звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Звук Д — согласный, твердый, звонкий.

Звук Дь — согласный звонкий, мягкий.

Что напоминает вам звук д ? БОЛЬШОЙ СТАРЫЙ ДЯТЕЛ ДОЛБИТ ДЕРЕВО  -  ДДДДДД.

Что напоминает вам звук Дь? МАЛЕНЬКИЙ ДЯТЕЛ ДОЛБИТ ДЕРЕВО – ДЬДЬДЬДЬДЬДЬДЬ.

Обозначение цветовыми символами.

Речевое развитие

Социально-коммуникатив-ное развитие

Коммуника-тивная деятельность, Игровая деятельность

  1. Развитие фонематического восприятия.

Домовенок хочет с вами поиграть. Хлопните в ладоши, если услышите звук д, поднимите руку, если в слове будет звук Дь.

 Игра «Поймай звук».

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Произношение звуков д, д' в слогах .

Догадайтесь, какая любимая игрушка у Домовенка.

За ширмой звенит колокольчик.

Повторим звон колокольчика:

дан-дон-динь (тихо),

дон- динь-дон (громче).

 И др.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Звукобуквенный анализ слов ДОМ, ДИМА.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Произношение звуков д, д' в словах и предложениях.

Выставляются картинки с изображением разных домов.

- Посмотрите, какие они разные. Скажите ласково об этом доме (Домик, домишко, домочек, домишечко.) 

- А это не дом, а огромный ... (домище). 

- Как называют такой дом? (Дача, домик.)

Выставляются многоэтажные дома, затем — одноэтажные.

- Где вы видели такие дома? (В городе, в деревне.)

- Этот дом из чего? - Из Дерева,

- какой он? (Деревянный.)

-  В каждом доме живут сказочные существа  —Домовые. Давайте расскажем им о дружбе. Что такое дружба?

Объяснения детей.

- Расскажите им, кто есть у вас дома?

- Как назвать их словом? (Родные, родители.)

- Кто для вас самый родной человек?

- Какие слова о своей маме вы скажете нам? (Дорогая, любимая, родная.) 

- Кто самый старый в вашей семье? (Дедушка.) 

- Что вы хотите пожелать своим родным? (Здоровья, радости, удачи, добра.)

Домовенок  может исполнить ваши пожелания.                              

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Работа над предложением.

НА экране картинка — «В доме».

Составление предложений по картинкам и анализ одного из них.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1.  Домашнее задание. 

Отгадать загадки. Отгадку нарисовать. Найти в загадках звуки Д и Дь.

 Послушайте загадки дедушки Домового.

Однажды дядя мне привез

В белом ящике мороз.

И теперь мороз седой

Бережет продукты:

Рыбу, дыни, фрукты. (Холодильник.)

Повторение детьми. Выделение слов со звуками д, д'.

Стоит красивый сундучок,

Его не тронешь — он молчок.

Но стоит ручку повертеть,

Он будет говорить и петь. (Радиоприемник.)

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Итог занятия, оценка работы детей.

Социально-коммуникатив-ное развитие

Трудовая деятельность

18. Трудовые поручения во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;- продолжить  знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в н...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П и Пь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;- учить детей давать  характеристику звуков П и Пь;- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;- д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Ть».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать  характеристику звуков Т и Ть;- учить детей различать звуки Т и Ть по твердости-мягкости;- п...