Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Д и Дь».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- познакомить детей со звуками Д и Дь, научить различать их по акустическим и артикуляционным признакам;

- упражнять детей в определении места звуков в словах;

- упражнять в делении слов на слоги;

- развивать умение анализировать слова и выкладывать графическую схему;

- воспитывать у детей аккуратность при использовании раздаточного материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_31_starshaya_gruppa._zvuki_d_i_d.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте  в старшей  логопедической группе по теме: «Звуки Д и Дь». Занятие № 31

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- познакомить детей со звуками Д и Дь, научить различать их по акустическим и артикуляционным признакам;

- упражнять детей в определении места звуков в словах;

- упражнять в делении слов на слоги;

- развивать умение анализировать слова и выкладывать графическую схему;

- воспитывать у детей аккуратность при использовании раздаточного материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

- зеркала;

- картинка для звукоподражания;

- предметные картинки со звуками Д и Дь;

- дидактическое пособие «Согласный звук»;

- цветные фишки для ЗА;

- дидактическое пособие «Домик»;

- наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Социально-коммуникатив-ное развитие,

Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Организационный момент.

Игра «Скажи наоборот».

За-за-за   - ЖА-ЖА-ЖА

Зу-зу-зу – ЖУ-ЖУ-ЖУ

Зы-зы-зы – ЖИ-ЖИ-ЖИ

Зо – зо –зо – ЖО-ЖО-ЖО

И др.

Социально-коммуникатив-ное развитие    Физическое развитие

Двигательная деятельность, игровая деятельность

  1. Развитие общей моторики.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Я шагаю по лужайке,

Сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

Вот улитка – добрый гномик –

На себе таскает домик.

Вот стоит высотный дом –

Муравьи хлопочут в нем.

(Е. Серова).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие мелкой моторики.

Прилетела к нам вчера (взмахи перекрещенными кистями рук);
Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек.

Жук-жучок и стрекоза (на каждое название насекомого соединяются пальцы рук, начиная с мизинцев);

Как фонарики глаза («колечки» из указательного и большого пальца);

Пожужжали, полетали (взмахи);

От усталости упали (тихо кладут руки на стол).

Н.Нищева.

Физическое развитие

Двигательная деятельность,

  1. Массаж лица.

Полгаживание, зигзагообразные движеня, постукивания, поглаживание (по общим правилам).

Физическое развитие

Двигательная деятельность,

  1. Развитие мимических мышц.

Закрыть правый глаз, левый глаз;

Прищурить глаза;

Нахмурить брови;

Надуть правую щеку, левую щеку;

Втянуть правую щеку, левую щеку.

Физическое развитие

Двигательная деятельность,

  1. Развитие артикуляционной моторики.

  • Улыбка –Трубочка;
  • Языком отодвигать верхнюю губу; нижнюю губу;
  • Поднимать язык к верхним зубам, опускать к нижним;
  • Упереть кончик языка в левую щеку, в правую щеку;
  • Широко открыть рот и многократно произнести звук Э.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Работа над развитием дыхания и голоса.

Упражнение «Петух» - встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и вдыхая произнести «КУ-КА-РЕ-КУ» (5 раз)

Речевое развитие

коммуника-тивная деятельность

  1. Тема занятия.

Дети рассматривают картинки для звукоподражания.

Логопед:

Большой дятел (пулемет) стучит: Д-Д-Д

Маленький дятел (пулемет) стучит ДЬ-ДЬ-ДЬ

Со звуками Д и Дь мы сегодня познакомимся.

Речевое развитие

коммуника-тивная деятельность

  1. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Произнесение звуков Д и Дь с наблюдением за положением артикуляции в зеркале и при тактильно-вибрационном контроле ( рука на горлышке). Характеристика звуков Д и Дь:

Звук Д – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом;

Звук Дь – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом.

- В чем сходство звуков Д и Дь? (согласные, звонкие)

- В чем отличие? (Д – твердый, Дь – мягкий)

Речевое развитие

Социально-коммуникатив-ное развитие

Коммуника-тивная деятельность, Игровая деятельность

  1. Развитие фонематического слуха.

Произнесение слоговых рядов вслед за логодом – игра «попугай»

Да-ду-ди-да

Ди-ди-ду-да

Де-ди-дэ-до

 И др.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Встали дети – потянулись,

Раз – нагнулись,

Два – нагнулись;

Чтоб до неба нам достать,

Нужно на носочки встать!

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Закрепление звуков Д и Дь в слогах.

Звуковой анализ слогов ДО, ДИ, слова ДОМ.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Закрепление звуков Д и Дь в словах.

Определение места звука Дь в словах ДЯТЕЛ, ДЕДУШКА, ХОЛОДИЛЬНИК, РАДИОПРИЕМНИК и др.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1.  Закрепление звуков Д и Дь в предложениях.

Составление предложений со словами ДЫНЯ и БУДИЛЬНИК.

Анализ составленных предложений, выкладывание схемы.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Закрепление звуков Д и Дь в тексте.

Выделение из текста слов со звуками Д и Дь:

Дятел жил в дупле пустом;

Дуб долбил, как долотом;

День долбил,

Два долбил,

В небо носом угодил.

С. Маршак.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Итог занятия.

Логопед: Назовите любимый звук большого и маленького дятлов? (Д и Дь).

Дайте характеристику этим звукам? Чем они похожи? Чем отличаются?

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1. Оценка работы детей и домашнее задание.

Нарисовать в тетради картинки со звуками Д и Дь.

Социально-коммуникатив-ное развитие

Трудовая деятельность

18. Трудовые поручения во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;- продолжить  знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в н...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П и Пь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;- учить детей давать  характеристику звуков П и Пь;- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;- д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Ть».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать  характеристику звуков Т и Ть;- учить детей различать звуки Т и Ть по твердости-мягкости;- п...