Аномалии артикуляционного аппарата у ребёнка.
консультация по логопедии (старшая группа)

Качалова Галина Михайловна

Аномалии артикуляционного аппарата у ребёнка. Артикуляционная гинастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anomalii_artikulyatsionnogo_apparata_u_rebyonka.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

Аномалии артикуляционного аппарата у ребёнка.

Сегодня я бы хотела затронуть тему аномалии артикуляционного аппарата у ребёнка.

Короткая уздечка языка у ребенка – укороченная подъязычная связка, препятствующая полному объему движений языка в ротовой полости. Короткая уздечка нарушает функцию сосания, мешает формированию правильного звукопроизношения, способствует смещению зубных рядов.

Диагностикой и лечением патологии уздечки языка и ее последствий могут заниматься различные детские специалисты: педиатр, детский хирург, детский стоматолог, логопед.

Часто короткая уздечка языка обнаруживается при осмотре новорожденного в первые дни жизни. В более старшем возрасте родители сами могут заподозрить укорочение уздечки языка по следующим признакам:

*ребенок не может облизать губы,

* достать языком до верхних зубов,

*высунуть кончик языка изо рта и т.д.

Следует понимать, что пластика короткой уздечки языка, проведенная

ребенку старшего возраста, не может автоматически привести к нормализации речи. Для исправления дефектов звукопроизношения необходим курс специальных логопедических занятий, а именно артикуляционные упражнения.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка:

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

"Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем"

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

"Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету"

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

"Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой"

«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

"На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу"

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

"В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Д – д – д – д!» "

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

"На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом – вниз"

«Дотянись до носа»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и лет с

Конспект индивидуального логопедическогозанятия  с использованием современных образовательных  технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и...

« Артикуляционная гимнастика, как тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата»

Уважаемые родители ни  для кого не секрет что, звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кине...

Буклет для родителей "Аномалии в развитии артикуляционного аппарата"

Причины возникновения речевой патологии, связанной с повреждениями органов речи...

Обследование строения артикуляционного аппарата (сообщение из опыта работы). Влияние аномалий в строении артикуляционных органов на звукопроизношение детей дошкольного возраста.

Прежде чем начать свою работу по обучению ребёнка правильно произносить звуки, я изучаю структурное и функциональное состояние ротовой, глоточной и гортанной областей. Происходит оценка состояния...

Аномалии артикуляционного аппарата у ребёнка.

Аномалии артикуляционного аппарата у ребёнка. Артикуляционная гинастика....

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть I Обследование артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики.

Подробная программа обследования артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением  дидактического материала....