Карта нервно-психического развития детей, на основе диагностики К .Л .Печоры , Г .В. Пантюхиной
методическая разработка по логопедии

Катунина Ольга Юрьевна

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ОТ 0 ДО ОДНОГО ГОДА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Карта нервно-психического развития ребенка 1 года жизни

Фамилия, имя ребенка__________________________         Дата рождения___________________

Дата обследования______________________

Сенсорное развитие

Эмоции, социальное поведение

Действия с предметами

Зрительные ориентировочные реакции

Слуховые

ориентировочные

реакции

10 дней

Удерживает в поле зрения движущийся предмет, часто теряя его из виду («ступенчатое слежение)

Вздрагивает и моргает при резком звуке

18-20 дней

Удерживает в поле зрения неподвижный яркий

Успокаивается при сильном звуке

1 месяц

Плавное прослеживание за движущимся предметом

Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете

Длительное слуховое сосредоточение:

прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки, меняя при этом  свое поведение

Зрительный контакт с говорящим не менее 5 сек.

Первая улыбка в ответ на разговор взрослого

Наблюдается хватательный рефлекс Робинзона, пальцы сжаты в кулачок

2 месяца

Длительное зрительное сосредоточение:

длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым

Ориентировочно-поисковые реакции: ищет глазами, откуда исходит звук

Социальная улыбка: быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого

Длительное сосредоточение на другом ребенке

Эпизодическое раскрытие ладоней (в покое пальцы сжаты в кулачок)

Вложенный в раскрытую ладонь предмет удерживает в течение 2-3 сек.

Ритмичные движения пальцами-сжимание и разжимание (чаще при сосании)

3 месяца

Зрительное сосредоточение в вертикальном положении на лице говорящего с ним взрослого или на игрушке

Поисковые движения: начинает переводить взгляд с предмета на предмет

Ищет глазами откуда исходит звук

Поворачивает голову и находит источник звука глазами

Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним

Подражает мимике взрослого

Ищет глазами ребенка, издающего звуки

Размахивает руками без зрительного контроля и при этом происходит случайное наталкивание на игрушку, низко висящую над грудью

Удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет его в рот

4 месяца

Рассматривание предмета: поднимает руку с зажатой в ней погремушкой и смотрит на нее в течении 2-3 сек.

Узнает близкого человека. Радуется ему

Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.

По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию

Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления» (двигательные, эмоциональные и голосовые реакции ребенка)

Смеется в ответ на эмоционально-речевое общение с ним

Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, улыбается, тянется к нему.

Целенаправленно тянет руки к игрушке: рассматривает ее, ощупывает и захватывает низко висящую над грудью игрушку

Держит, толкает, следит взглядом за предметом

Удерживает предмет в руке до 20 сек.; большой палей в захвате не участвует

5 месяцев

Отличает близких людей от чужих по внешнему виду

Переводит взор с одного предмета на другой без всякой причины

Смотрит на свое отражение в зеркале

Узнает голос матери или близкого человека (радуется)

Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует

Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, повторяет за ним звуки.

Протягивает ручки, чтобы его взяли

Берет игрушку из рук взрослого

Удерживает в руке игрушку (ладонный захват)

Берет игрушку из разных положений

Держит по игрушке в каждой руке

6 месяцев

Смотри на упавшую игрушку

Выражение лица меняется в зависимости от выражения лица взрослого (различает ласковое и сердитое выражение лица)

По-разному реагирует на свое и чужое имя (узнает свое имя, на чужое не откликается)

Прислушивается к различным звукам (в т.ч.-к шепоту)

Услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается в сторону взрослого, смотри на него

Реагирует на незнакомых людей (проявляет настороженность, плач)

Уверенно берет игрушки, находясь в любом положении

Подолгу занимается с ними: размахивает. Подносит к глазам. Ко рту, ощупывает

Перекладывает из одной руки в другую

7 месяцев

Снимает кольца со стержня («пирамидка»)

Толкает мяч

Стучит в бубен, барабан

Извлекает звук из звучащей игрушке

Улыбается своему отражению в зеркале

Игрушкой стучит, стараясь извлечь звук

Манипулирует предметами, изменяя их положение: бросает, размахивает, вкладывает, перекладывает, нанизывает и т.д.

Одновременно манипулирует двумя предметами

8 месяцев

Катает мяч по поверхности

Интересуется предметами, издающими звук (нажимает на звучащую игрушку)

Открывает коробку (матрешку, шкатулку, кастрюльку)

Стучит в бубен (барабан)

Переворачивает миску с игрушками

Подражает действиям взрослого

Смотрит на действия другого ребенка, эмоционально реагирует на них (смеется, плачет)

Подражает жестам взрослого

Игрушками занимается подолгу, разнообразно действуя с ними (пальцевой захват)

Подражает отдельным действиям взрослого: толкает, стучит, вынимает игрушки

Проявляет интерес к новым предметам

9 месяцев

Выполняет плясовые движения под музыку

Снимает и надевает кольца (диаметром 8 см) на стержень высотой 30-40 см(пирамидка)

Движется навстречу другому ребенку

Подражает игровым действиям и движениям другого ребенка, радуется этому.

С предметами действует длительно и по-разному, в зависимости от их свойств: катает, открывает, гремит…

Мелкие предметы берет большим и указательным пальцами (пинцетный захват)

10 месяцев

Накладывает маленький кубик на большой (разные по величине)

Снимает и надевает кольца с пирамидки разные по толщине

Взаимодействие с другими детьми: действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним: вместе вынимают предметы из одного ящика, протягивают игрушки друг другу, улыбаются, смеются.

Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: игрушки вынимает и вкладывает, коробки открывает и закрывает, мячик катает

Действия с предметами принимают устойчивый характер

11 месяцев

Прокатывает шарики (мячи)со ската

Различает предметы по форме: кубик от шарика

Проталкивает геометрические формы в прорези коробки (шарики, кубики)

Рисует фломастером, держа его в кулачке (ладонный захват)

Накладывает маленький кубик на маленький кубик (одинаковые по величине)

Получает чувство удовлетворения от совместных действий с каким-либо ребенком: смотрит на него, заигрывает, начинает действовать с ним или рядом; проявляет недовольство, если этого ребенка забирают

Объединяется в игру с другим ребенком на основе избирательного отношения

Накладывает маленький кубик на большой

Снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень (2-3 кольца)

Формируется указательный жест: нажимает на кнопку, клавишу игрушки.

12 месяцев

Различает предметы по форм е: кубик, кирпичик, шарик.

Прокатывает шарики (мячи) со ската

Узнает на фотографии знакомого взрослого (2 фото)

Рассматривает картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами

Протягивает игрушку и отдает ее другому ребенку, сопровождая это смехом  и лепетом

Проявляет эмоциональные переживания: радость, ревность, обиду, потребность в общении

Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит и др.

Переносит действия разученные с одного предмета на другие: водит, кормит, баюкает куклу, собачку и др.

Развивается указательный жест: показывает на игрушку.

Движения общие

Речь понимаемая

Активная речь

Навыки и умения

10 дней

Лежит на спине

Рефлекторный крик младенца

18-20 дней

Лежит на спине

Рефлекторный крик и рефлекторные звуки: диффузные, не расчлененные, растянутые гласные комплексы («у-а, э-э, а-й»)

1 месяц

Удерживает голову по средней линии, не отклоняя ее в стороны, в положении на спине

Лежа на животе, пытается поднимать и некоторое время удерживать голову (5 сек.)

«Гуканье, гыканье»: короткие звуки «гы», «кхы»  с пусканием пузырей, кряхтением

2 месяца

Лежа на животе поднимает, и некоторое время удерживает голову

«Гуление»: звуковые комплексы из расчлененных, но еще недостаточно четких звуков- «агу», «агы», распевное произнесение гл.зв. (а, у, и, о)

3 месяца

Лежа на животе, удерживает голову поднятой, сначала опираясь на вытянутые руки, затем на предплечья

При поддержке за подмышки кратковременно упирается на выпрямленные ноги

Пытается удержать голову в вертикальном положении (на руках у взрослого)

Речевое внимание: сосредоточение на лице говорящего взрослого

Гуление совершенствуется, обогащается его звуковой состав: «мам, ам, тль, пль»

Интонационно окрашенный крик, смех

4 месяца

Упирается на предплечья рук в положении на животе

При присаживании за руки, поднимает голову, пытаясь удержать ее на одной линии с телом

 При поддержке за подмышки кратковременно упирается на выпрямленные ноги

Поворачивается со спины на бок

Прислушивается к голосу взрослого

Узнает знакомые голоса

Гулит в ответ на обращенную речь («а-а, о-о, а-га, а-гу, а-бу»)

Интонационно окрашенный крик, смех

Во время кормления придерживает руками бутылочку или грудь матери

5 месяцев

Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук

Переворачивается со спины на живот

Стоит при поддержке за подмышки

Удерживает голову при присаживании за руки

Адекватно реагирует на интонацию: отличает ласковую от сердитой

Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора с ним

Настойчиво пытается что-либо достать

Певучее гуление: подолгу, громко, певуче и интонированно гулит, повторяя за взрослым звуки

Ест с ложки полугустую и густую пищу

6 месяцев

Переворачивается с живота на спину

Попытки к ползанию

Стоит, держась за опору

Лежа на животе, приподнимается на руках, не касаясь поверхности грудью

Различает голоса близких, реагирует на свое имя (движениями)

Начинает понимать просьбы «дай ручку», «иди ко мне»

 □

Начало лепета: произносит хорошо различимые отдельные слоги (ба, ма, па, и др.)

Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами

Пьет из чашки небольшое количество жидкой пищи

7 месяцев

При поддержке за подмышки, сгибает ноги в коленях, имитируя прыжки

Активно ползает на животе

Сидит, опираясь руками впереди себя

Стоит у опоры, опираясь руками впереди себя

Стоит у опоры, опираясь на всю стопу

На вопрос «Где?» ищет и находит взглядом 1 предмет, находящийся на постоянном месте

Активный лепет: подолгу лепечет, повторно произносит одни и теже слоги лепета (ма-ма-ма, па-па-па) («лепетные цепочки»)

Пьет из чашки, которую держит взрослый

8 месяцев

Сам садится, сидит и ложится

Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается

Переступает боком, держась за барьер

Ползает на четвереньках

На вопрос «Где?» находит несколько предметов (2-3) на постоянных местах

По слову взрослого выполняет разученные ранее действия без показа, например, «Ладушки», «Дай ручку» и др.

Громко, четко и повторно произносит различные слоги лепета

Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке

Пьет из чашки, которую держит взрослый

9 месяцев

Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками

На вопрос «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их месторасположения

Знает свое имя-на зов оборачивается и приближается к взрослому

Подражает взрослому. Повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете

Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками

Формируется навык опрятности: спокойно относится к высаживанию на горшок

10 месяцев

Входит на высокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее

Идет вперед с поддержкой за обе руки

По просьбе «дай» находит среди игрушек знакомый предмет, и дает его

При заигрывании с ним выполняет разученные действия и движения: «догоню-догоню», «сорока-ворона» и др.

Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете

Увереннее держит чашку в руках и пьет из нее (под контролем взрослого)

Протягивает руки к воде в процессе умывания

Приподнимает ногу во время надевания ползунков; протягивает руку при надевании/снимании одежды

11 месяцев

Стоит самостоятельно

Делает первые самостоятельные шаги

По словесной инструкции выполняет разученные действия: водит куклу, кормит собачка и др.

Проявляет первые обобщения в понимаемой речи, по просьбе взрослого находит в группе и дает несколько одинаковых игрушек, отличающихся только по внешним признакам («Дай мяч, дай еще мяч»)

Понимает названия отдельных предметов

Произносит облегченные слова («ав-ав», «ка-ка», «би-би», «ляля», «ам-ам»)

Простые двусложные слова («мама, папа, баба, дядя»)

Жестовая речь («нет», «да», «спасибо»-кивок головой)

Проявляет активность во всех режимных моментах: еде, одевании, умывании

Увереннее держит чашку и пьет из нее под небольшим контролем взрослого

Спокойно относится к высаживанию на горшок

12 месяцев

Ходит самостоятельно (без опоры)

Понимает без показа названия нескольких предметов (действий, имен)

Выполняет отдельные поручения: «найди», «принеси», «отдай тете», «положи на место» и др.

Понимает слово «нельзя», прекращает запрещенные действия

По слову выполняет разученные действия

Легко подражает новым слогам

Произносит 5 -10 облегченных слов: звукоподражательные (ав-ав); с одинаковыми слогами (ма-ма, па-па); реже слова из разных слогов (Га-ля, тик-так); слова-действия («на, дай, бух»)

Самостоятельно пьет из чашки (берет ее со стола и удерживает в руках)

Проявляет активность во всех режимных моментах: еде, одевании, умывании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта нервно-психического развития.

Карта нервно-психического развития детей  ясельного возраста...

Карта нервно-психического развития ребенка.

Карта нервно-психического развития ребенка.   Ф.И.О. ребенка:__________________________________________________________ Дата рождения:__________________________________________________________...

Карта нервно- психического развития ребенка

На протяжении первого года пребывания малыша в детским саду психолог заполняет карту нервно-психического развития ребенка.Карта позволяет выделить детей, принадлежавших к группе риска (отстающих в сво...

Карта нервно-психического развития

Карта нервно-психического развития 1- го и 2 - го года жизни....

Карта нервно-психического развития детей 1 года 3 месяцев – 3 лет

примерная Карта нервно-психического развития детей 1 года 3 месяцев – 3 лет...

Карта нервно - психического развития детей до 3 лет

Нервная система - ведущая физиологическая система организма.Нервно - психическое развитие (НПР) - это  совершенствование, качественное изменение интелектуальных и двигательных умений ребенка....

Карта нервно - психического развития детей раннего возраста

Карты для заполнения результатов диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста в соответствии с сензитивными периодами....