Дополнительная общеразвивающая программа по творческо-познавательной направленности "Тараторка"
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Целью программы является совершенствование речевого развития ребенка с нарушением зрения для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_22.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Искорка»

Рассмотрено на заседании                                                 Утверждаю                  

методического (педагогического) совета                         ВРИО заведующего МБДОУ        

от «___»____________20____г.                                «Детский сад №2 «Искорка»          

Протокол №__________                                        __________________/ФИО/    

«___»____________20____г.

Дополнительная общеразвивающая программа

по творческо-познавательной направленности "Тараторка"

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                        Автор-составитель:

                                                                Галкина Оксана Николаевна

                                                                        учитель-логопед

г.Протвино, 2021г.

Пояснительная записка

        

        Актуальность программы

Зрение – самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг. Дети с нарушением зрительной функции не имеют полноценной возможности знакомиться с окружающим миром, у них ослаблены познавательные процессы — восприятие, воображение, наглядно-образное мышление, ограничивается овладение социальным опытом. Всё это сказывается на нарушениях речи ребёнка, его поведении и общении.

        Успешность решения задач по зрительной коррекции не возможна без решения проблем с различными по характеру и глубине нарушениями речи, возникающими у детей  с амблиопией, косоглазием и другими отклонениями зрительной функции.

        Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. В комплексной работе также проходит развитие речи. Речь - не только высшая форма психической деятельности, но и высший моторный акт, следовательно, развивая двигательную систему, мы развиваем и речь.

        Направленность программы - творческо-познавательная.

        Срок реализации программы - 1 год.

        Целью программы является совершенствование речевого развития ребенка с нарушением зрения для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

        Задачи программы:

- развитие интереса к родной речи;

- развитие фонематического восприятия.

- формирование правильного произношения у детей;

- развитие словесно-логического мышления.

- обучение навыкам звуко-слогового анализа и синтеза слов;

- совершенствование навыков использования грамматических категорий русского языка;

- развитие связной речи у детей.

        Принципы построения занятий кружка:

        - Системность.

        - Учёт возрастных особенностей детей.

        - Дифференцированный подход.

        - Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.

        - Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.

        Методы обучения: наглядные и словесные, с использованием объяснений, упражнений и игровых приёмов.

        Формы организации занятий: коллективная, подгрупповая и индивидуальная.

        Содержание занятий программы состоит из нескольких разделов:

        - заучивание скороговорок и чистоговорок;

        - заучивание сказок "на ладошке";

        - использование пальчикового театра;

        - использование персонажей театра би-ба-бо;

        - театральная деятельность.

        Каждое занятие кружка состоит из двух частей:

  1. Артикуляционная гимнастика. Гимнастика для пальцев. Они необходимы для подготовки речевого аппарата, а также для развития подвижности пальцев.
  2. Ознакомление детей с приёмами театральной деятельности, что необходимо для развития речи.

        Организация работы программы: Работу по дополнительной образовательной программе "Тараторка" предполагается проводить один раз в неделю в вечернее время. Продолжительность занятий для детей 5-6 лет - 15 минут.

        Материально-техническое обеспечение:

        Работа по дополнительной программе проводится в группе. Для занятий используются следующие предметы: мячики - ёжики, матрёшки, пальчиковый театр, куклы театра би-ба-бо.

        В работе с детьми применяются видеоматериалы, книги, сценарии.

        Ожидаемые результаты:

- улучшение артикуляции у детей;

- улучшение моторики;

- улучшение памяти при заучивании скороговорок и чистоговорок;

- улучшение речи, что позволяет детям быть активными, любознательными в процессе игры и обучения;

- коррекция речевых дефектов у детей.

Учебно-тематический план занятий

Месяц

Неделя

Тема занятия

Количество занятий

Сентябрь

1

2

3

4

Обследование речи детей

Заполнение речевых карт

Времена года. Осень

Золотая осень. Деревья и кустарники

1

1

1

1

Октябрь

1

2

3

4

Осенью в саду и огороде. Фрукты. Овощи

Труд взрослых и детей в саду

Труд взрослых и детей в огороде

Садовые и лесные ягоды

1

1

1

1

Ноябрь

1

2

3

4

Осенние грибы

Поздняя осень. Одежда и обувь

Поздняя осень. Головные уборы

Дикие животные леса. Подготовка к зиме

1

1

1

1

Декабрь

1

2

3

4

Времена года. Зима

Домашние животные

Животные Севера. Животные жарких стран

Новогодние праздники

1

1

1

1

Январь

1

2

3

4

Зимние каникулы

Домашние птицы

Зимующие птицы

Инструменты

1

1

1

1

Февраль

1

2

3

4

Профессии

Транспорт

Проводы русской зимы. Масленица

Наше отечество

1

1

1

1

Март

1

2

3

4

Времена года. Весна

Праздник мам

Мебель

Посуда

1

1

1

1

Апрель

1

2

3

4

Насекомые

Освоение космоса

Перелётные птицы

Весна в лесах и садах

1

1

1

1

Май

1

2

3

4

День Победы

Времена года. Лето

Обследование речи детей

Обследование речи детей

1

1

1

1

Календарный учебный план

Сентябрь

Диагностика уровня развития детей. Заполнение речевых карт.

Октябрь

Тема: Осень. Овощи и фрукты.

Задачи:

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать мелкую моторику рук;

- заучивать скороговорки и чистоговорки об осени.

Ноябрь

Тема: Поздняя осень. Животные леса.

Задачи:

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать мелкую моторику рук с использованием мячиков-ёжиков;

- заучивание скороговорок о животных.

Декабрь

Тема: Зима. Новогодние праздники.

Задачи:

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра;

- заучивание скороговорок и стихов о новогодних праздниках.

Январь

Тема: Птицы.

Задачи:

- продолжать развивать артикуляционный аппарат;

- развивать мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра;

- заучивание скороговорок и стихов о птицах.

Февраль

Тема: Масленица. 23 февраля.

Задачи:

- продолжать развивать артикуляционный аппарат;

- развивать мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра;

- заучивание скороговорок и потешек о масленице;

- заучивание стихов о Дне защитника Отечества.

Март

Тема: Весна. 8 марта.

Задачи:

- продолжать развивать артикуляционный аппарат;

- развивать мелкую моторику рук с использованием кукол театра би-ба-бо;

- заучивание скороговорок и стихов о весне;

- заучивание стихов о Женском празднике.

Апрель

Тема: Весна. Космос. Перелётные птицы.

Задачи:

- развивать мелкую моторику рук с использованием кукол театра би-ба-бо;

- заучивание скороговорок и стихов о весне и перелётных птицах;

- заучивание стихов о космосе с использованием движений (логоритмика).

Май

Тема: День Победы. Скоро лето.

Задачи:

- заучивание скороговорок и стихов о лете;

- заучивание стихов о Дне Победы с использованием движений (логоритмика).

Список методической литературы

1. Н.В.Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. СПб., «Детство-Пресс», 2009г.

2. Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М., «ВЛАДОС», 2001г.

3. Т.А.Шарыгина. Стихи к детским праздникам. М., Гном, 2012г.

4. Скороговорки.  Под ред. А.М.Алир, серия "Для самых маленьких". М., "Самовар", 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...