Шесть мифов о наказании
консультация по логопедии (средняя группа)

Крантова Ольга Николаевна
Шесть мифов о наказании
Наша жизнь быстро меняется, и многие родители сегодня ищут новые модели воспитания. Старая система поощрений и наказаний плохо работает в современных условиях. Если вас не устраивает роль «хозяина», раздающего наказания или похвалы, и вы хотели бы научиться договариваться с ребенком и быть для него авторитетом, то прежде всего вам придется пересмотреть свое отношение к угрозам и крайним мерам. В этом может помочь книга психолога и преподавателя Даниэле Новара «Наказания бесполезны! Как воспитывать детей, не попадая в ловушку эмоций». Одна из ее глав посвящена развенчанию распространенных мифов.
Телесные наказания постепенно уходят в прошлое, но им на смену приходят «разумные», «соответствующие проступку» меры возмездия. «Такие наказания кажутся мне очень опасными, — пишет Даниэле Новара. — Их сторонники совершенно убеждены в правильности своих слов и действий. Они считают, что взрослый должен закрепить свой авторитет, а не погружаться в лишние размышления по поводу детского поведения».
Даниэле Новара
Существует несколько мифов, которыми до сих пор пользуются те, кто пытается оправдать и поддержать применение наказаний.
Миф о своевременности: если сразу не наказать ребенка, он будет думать, что ему все сошло с рук
Идея о том, что за каждым действием должна следовать незамедлительная реакция, широко распространена и далеко не нова. Сторонники такого подхода опасаются, что провинившийся выйдет сухим из воды, если наказание не последует сразу же после плохого поступка.
Подобных убеждений придерживаются не только родители, но и некоторые специалисты. Вот что пишет в своем блоге психотерапевт Раффаэле Морелли: «Чтобы наказания были действенными, они должны следовать сразу за проступком. Дети, особенно маленькие, живут в настоящем. Поэтому нельзя откладывать наказания на потом, например, говорить: „Вот придет папа с работы и покажет тебе!“ Наказание должно быть непосредственно связано с проступком. Еще один важный момент: ребенку надо объяснять, за что его наказывают, иначе он будет считать родителей злыми и несправедливыми».
Даниэле Новара считает такой воспитательный метод бессмысленным, а тактику, основанную на принципе «акция — реакция» агрессивной и циничной. По его мнению, «они могут изменить не поведение ребенка, а лишь его мнение о родительских действиях». В качестве доказательства он приводит слова одиннадцатилетнего мальчика: «Хоть мне и неприятно это признавать, но наказания нужны, потому что, если правильно ими пользоваться, они помогают не повторять ошибок».
Опасность заключается в том, что ребенок усвоит «правильность» таких методов и будет их применять во взрослой жизни по отношению к своим детям.
Миф о возмездии: ребенок должен расплачиваться за свои поступки
Он крайне опасен, особенно для маленьких детей, поскольку в нем совершенно не учитывается возраст ребенка, — считает Даниэле Новара. — Ребенок трех или четырех лет может, сам того не заметив, совершить необдуманный поступок, например, принести воду в кровать, начать с ней играть и облиться. За это его оставляют спать в мокрой постели, „чтобы знал“».
Родители, применяющие такой метод воспитания, не обращают внимания на особенности психического развития ребенка. «Маленькие дети не видят связи между своим поступком и следующим за ним наказанием, которое зачастую несет лишь боль, гнев и унижение, — полагает психолог. — С подростками все так же: нельзя не учитывать, что подростку сложно оценить свои сильные и слабые стороны на этапе, для которого характерно быстрое развитие и перемены».
Типичная ситуация: родители записывают ребенка в кружок или спортивную секцию и при этом угрожают. «Ладно, я запишу тебя на регби! Но знай, пропустишь хоть одну тренировку — больше туда не пойдешь». Едва ли подросток, даже самый мотивированный, сможет не пропустить ни одной тренировки.
Миф о справедливости: за ошибки надо платить
Многие родители, оправдывающие наказания, пытаются научить ребенка уважать справедливость. Они полагают, что справедливость действует как закон: если ребенок не заплатит за свой проступок, то не поймет, что поступил неправильно.
В этом случае взрослый регулирует поведение ребенка, основываясь на идее о том, что если нет страха наказания, то не будет и соблюдения правил. «Не стану комментировать это с этической и юридической точки зрения, — поясняет психолог. — Ограничусь одним замечанием: данное убеждение тоже основывается на непонимании этапа развития ребенка».
Важно помнить о том, что справедливость для ребенка младшего возраста и для подростка — два разных понятия. Совпадают ли их представления о справедливости с представлениями взрослого? Часто дети просто не понимают, за что их наказывают.
Миф о желании наказания: дети и сами рады, когда их наказывают
Это еще одна популярная идея о том, что посредством последовательных действий можно снять напряжение, вернуть провинившемуся ребенку спокойствие и избавить его от чувства вины.
Данный миф основан на классических теориях психоанализа о негативной терапевтической реакции. Об этом писал еще Зигмунд Фрейд: «Есть лица, очень странно ведущие себя во время аналитической работы. Если им дают надежду и высказывают удовлетворение успехом лечения, они кажутся недовольными и регулярно ухудшают свое состояние. […] В конце концов мы приходим к убеждению, что корень надо искать, так сказать, в „моральном“ факторе — в чувстве вины, которое находит удовлетворение в болезни и не хочет отрешиться от наказания в виде страданий».
Миф о страхе: пусть боится, ему это полезно
Многие сторонники наказаний опасаются, что ребенок, который не боится наказания, не будет уважать родителей. Это тоже очень давняя идея о том, что страх лишения или унижения может чему-либо научить ребенка.
Такие родители полагают, что наказания вызывают сильную эмоциональную реакцию и поэтому способны исправить нежелательное поведение. Этот метод применяется уже очень давно, но современные знания о психофизическом развитии детей и подростков.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы Тема: «Шесть, шестеро, шестой».

- продолжаем знакомиться с понятиями «следующее» и «предыдущее» число;- продолжаем знакомиться с правилами получения следующего и предыдущего числа;- знакомимся с цифрой 6;- продолжаем знакомиться с п...

Веселое путешествие «Шесть Иванов, шесть капитанов»

   Шесть Иванов, шесть отважных капитанов, любившие море, отправляются в кругосветное путешествие....

Конспект образовательной деятельности по математическому развитию старших дошкольников "Знакомство с цифрой шесть и числом шесть"

Конспект образовательной деятельности по математическому развитию старших дошкольников "Знакомство с цифрой шесть и числом шесть"...

Конспект открытой ООД по математике в средней группе «Счёт до шести. Число и цифра шесть»

Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести и обратно, соотносить цифру шесть с количеством....

«Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Счет до шести. Число и цифра шесть.

Краткая аннотация к работе: В ходе образовательной ситуации дети, выполняя задания, помогают лего-человечкам навести порядок в лего-городе, на который налетел сильный ветер; закрепляют навык порядково...

Конспект занятия в средней группе. История шестая. Число «шесть»

Формировать у детей  понятие о цифре «6», учить употреблять название геометрической фигуры шестиугольник, коллективный коллаж на цифру «шесть»....