Характеристика и особенности диагностики детей с дизартрическим компонентом
методическая разработка по логопедии

Предлагаются рекомендации по логопедической диагностике детей с минимальным дизартрическим компонентом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика и особенности диагностики

детей с дизартрическим компонентом

Правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации.

Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на всё психическое развитие ребенка.

Квалифицированно проведенная диагностика – это первый шаг к выбору правильной методики логопедической работы с ребенком. Выбор методики определяется, главным образом, особенностями анатомических и неврологических показателей детей с минимальным дизартрическим компонентом.

В последнее время количество детей с минимальным дизартрическим компонентом (далее МДК) имеет тенденцию к увеличению. Чтобы выявить детей с МДК, необходимо провести тщательное обследование и в дальнейшем организовать с ними логопедическую работу, оптимально полезную для данной категории детей.

Наиболее характерным диагностическим признаком при МДК является общая нечеткость произносительной стороны речи. Самый доказательный признак – динамика в логопедических занятиях. При МДК затруднена автоматизация, требуется постепенность работы над звуками.

Обследование при МДК имеет свои особенности, обусловленные показателями, которые мы приведем ниже.

Роды, как правило, осложненные, крик глухой, короткий. Гуление не интонированное, лепет менее разнообразен. Нарушена общая моторика. Движения неуклюжие, неграциозные, недостаточно координированные. Дети моторно неловки, плохо бегают, плохо переступают по лестнице, плохо стоят на одной ножке без опоры.

Нарушена мелкая моторика рук. Движения неточные. Дети с трудом одеваются, едят, рисуют, в работах по изобразительной деятельности можно обнаружить проблемы с пространственной ориентировкой на листе бумаги. Пальчиковая гимнастика представляет особые трудности, так как дети плохо вычленяют пальцы.

Имеет патологическую симптоматику артикуляционный аппарат: гипотонус (паретичность), гипертонус (спастичность), гиперкинезы (тремор), гиперсаливация (повышенное скопление слюны в ротовой полости при функциональной нагрузке). Моторика артикуляционного аппарата тоже имеет свои особенности. Отсутствуют какие-либо артикуляционные позы. Нарушено качество артикуляционных движений, нет точности, ритмичности, переключаемости. Быстро наступает мышечное истощение (затухающие движения), отсюда – звуки изолированно произносятся верно, а в речи искаженно (качественная недостаточность). Звуки ставятся, но не автоматизируются.

При искажении звукопроизношения доминируют боковые варианты нарушений и произношение звуков при поднятом и слегка загнутом кверху языке. Нарушения отдельных звуков могут меняться. Возможен случай, когда у ребенка первоначально все звуки изолированно есть, а в речи он их смешивает.

Темп речи часто ускорен, голос нередко имеет нозализованный оттенок, слегка сиплый. В процессе речи – саливация.

Может быть отставание в физическом развитии, страдают все статико-динамические функции движений.

Эмоционально-волевая сфера нарушена. Наблюдается снижение памяти, внимания, нарушение сна, резкая смена настроения, капризность, плаксивость, обидчивость, возбудимость, агрессивность, вспыльчивость, расторможенность, быстрая утомляемость, низкая работоспособность и плохая переключаемость.

На основании этих данных при обследовании детей с МДК в речевую карту обязательно вносятся следующие данные:

  • особенности речевого развития;
  • характеристика голоса;
  • характеристика дыхания;
  • характеристика выразительности речи: тембр, темп, интонация, логическое ударение;
  • состояние общей моторики (с определением ведущей руки, ведущей ноги, ведущего глаза, ведущего уха);
  • состояние мелкой моторики;
  • наличие или отсутствие в строении артикуляционного аппарата патологических симптомов;
  • особенности моторики артикуляционного аппарата;
  • качество артикуляционных движений.

Таким образом, необходим комплексный подход к организации системы логопедической помощи детям с минимальным дизартрическим компонентом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие просодической стороны речи у детей имеющих дизартрический компонент

Рекомендации и игровые упражнения по развитию просодической стороны речи...

Система работы по снятию эмоционального напряжения и гиперактивности у детей с дизартрическим компонентом.

Один из первых опытов работы стала разработка данной системы для подгрупповых занятий с детьми в сенсорной комнате. Данная система рассчитана на 1 занятие в неделю или реже, в зависимости от лексическ...

Методические рекомендации учителя-логопеда для родителей по коррекции ОНР (I-II ур.) речевого развития у детей с дизартрическим компонентом старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации учителя-логопеда для  родителей по коррекции ОНР (I-II ур.) речевого развития у детей с дизартрическим компонентом старшего дошкольного возраста....

Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрическим компонентом на логоритмических занятиях

В работе представлены упражнения на развитие всех компонентов просодики средствами логоритмики...