Ортодонтические проблемы у детей дошкольного возраста. Взаимосвязь аномалий зубочелюстной системы с нарушениями звукопроизношения у детей
статья по логопедии (подготовительная группа)

 
Произношение каждого звука - это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов. Самым тесным образом звукопроизношение связано с речевым аппаратом, логопедия связана с ортодонтией: в логопедии широко используются данные стоматологических исследований.Неправильное
звукопроизношение у детей с аномалиями прикуса чаще всего с тем и связано, что неправильное строение зубочелюстной системы препятствует произнесению тех или иных звуков, тем самым нанося ущерб речевому развитию.Какие же конкретно отклонения от нормы в строении артикуляторных органов могут лежать в основе нарушений звукопроизношения, то есть
приводить к расстройствам звукопроизношения?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ortodontiya.docx15.06 КБ

Предварительный просмотр:

Аномалии зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки предрасполагающие к нарушению звукопроизношения

Нарушения звукопроизношения

Аномалии зубочелюстной системы

Аномалии строения органов ротовой полости и носоглотки, а также органически обусловленные нарушения их функций

Сигматизмы группы
свистящих звуков 
(С, С’, З, З’, Ц)
Межзубный сигматизм

Нейтральный прикус с протрузией верхних резцов; нейтральный фронтальный открытый прикус; дистальный прикус с протрузией верхних резцов; дистальный фронтальный открытый прикус; мезиальный фронтальный открытый прикус; ранняя потеря молочных зубов

Аденоидные разращения, затрудняющие носовое дыхание (у ребёнка постоянно приоткрыт рот); массивный недостаточно пластичный, малоподвижный язык.
Парез мышц языка.

Боковой сигматизм

Односторонний или двусторонний нейтральный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний дистальный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний мезиальный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний перекрёстный прикус

Узкий язык, приводящий к отсутствию смычки боковых краёв языка с верхними зубами.
 Парез мышц языка.

Призубный сигматизм

Глубокий прикус в сочетании с нейтральным, дистальным или мезиальным прикусом; прямой прикус в сочетании с нейтральным, дистальным или мезиальным прикусом;

Укороченне уздечки языка.

Парез мышц языка

Губно-зубной сигматизм

Дистальный прикус с протрузией верхних зубов

Парез мышц языка.

Шипящий сигматизм

Мезиальный прикус и его разновидности

Парез мышц языка

Носовой сигматизм

 

Аденоидные разращения; нарушение функции мягкого неба вследствие удаления аденоидов; искривление носовой перегородки; хронические риниты, тонзиллиты; увеличение небных миндалин вследствие хронического воспалительного процесса.
Парез мышц мягкого неба 

Сигматизмы группы шипящих звуков
(Ш, Ж, Щ, Ч)
Межзубный сигматизм

Нейтральный прикус с протрузией верхних резцов; нейтральный фронтальный открытый прикус; дистальный прикус с протрузией верхних резцов; дистальный фронтальный открытый прикус; мезиальный фронтальный открытый прикус; ранняя потеря молочных зубов

Аденоидные разращения, затрудняющие носовое дыхание (у ребёнка постоянно приоткрыт рот); массивный недостаточно пластичный, малоподвижный язык; укороченная уздечка языка
Парез мышц языка

Свистящий сигматизм
(Чаще встречается при нарушениии фонематического восприятия)

Мезиальный прикус и его разновидности

 Укороченная уздечка языка, затрудняющая подъём языка к нёбу
Парез мышц языка

Ламбдацизм (Л, Л’)

 

Укороченная уздечка языка
Парез мышц языка; парез мышц мягкого неба, обуславливающий назализацию звука.

Ротацизм (Р, Р’)

 

Короткая уздечка языка; узкое и высокое твердое нёбо; чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластичный язык
Парез мышц языка; парез мышц мягкого неба, обуславливающий назализацию звука.

Дефекты группы заднеязычных звуков:
каппацизмы( К, К’),
гаммацизмы (Г, Г’), 
хитизмы (Х, Х’)

 

Слишком высокое и узкое («готическое») твёрдое нёбо, что затрудняет образование смычки между ним и языком. 
Парез мышц языка; парез мышц мягкого неба

Межзубное произнесение звуков
(Т, Т’, Д, Д’, Н, Н’)

Нейтральный прикус с протрузией верхних резцов; нейтральный фронтальный открытый прикус; дистальный прикус с протрузией верхних резцов; дистальный фронтальный открытый прикус; мезиальный фронтальный открытый прикус; ранняя потеря молочных зубов

Короткая подъязычная связка, затрудняющая поднятие языка к верхним зубам; аденоидные разращения, затрудняющие носовое дыхание (у ребёнка постоянно приоткрыт рот); массивный недостаточно пластичный, малоподвижный язык.
Легкий парез мышц языка

Источник: Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции (учебно-методическое пособие). –– М.: Книголюб, 2005. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

основные идеи исследователей, изучавших проблемы обучения детей дошкольного возраста в истории дошкольной педагогики

основные идеи исследователей, изучавших проблемы обучения детей дошкольного возраста в истории дошкольной педагогики....

Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Материал презентации  отражает уровень компетентности воспитателя в вопросах знания содержания образовательной программы ДОУ, а также  задачи, решаемые с детьми дошкольного возраста по образ...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Консультация для педагогов "Устранение нарушения шипящих звуков у детей дошкольного возраста. Взаимосвязь в работе логопеда, педагогов и родителей."

                В период дошкольного обучения, занятий  с логопедом  необходимо по возможности максимально устранить дефектное произношение зву...

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И ПРИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЯХ.

В соответствии с пониманием термина «словообразование» его определяют по разному: как путь пополнения словарного состава языка, как основно...

Особенности и проблемы социализация детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Она является основным средством общен...