Речевые дидактические игры по лексической теме "Мебель"
картотека по логопедии (старшая группа)

Филатова Анна Александровна

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мебель17.73 КБ

Предварительный просмотр:

МЕБЕЛЬ

 «Один - много» (с предметами мебели)

Цель: образовывать существительные множественного числа

Оборудование: мяч.

Ход: Педагог называет существительное в единственном числе и бросает каждому ребенку по очереди мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: кровать – кровати, шкаф – шкафы, диван – диваны, стул – стулья, стол – столы, полка – полочка, кресло – кресла, табуретка – табуретки, пуфик – пуфики, буфет - буфеты.

 «Что изменилось?»

Цель: закреплять в речи детей названия предметов мебели; употреблять в речи имен существительных в родительном падеже; развивать у детей зрительное внимание и память.

Оборудование: игрушечная комната с предметами мебели

Ход. Педагог показывает детям пособие «Комната» и просит запомнить, как расположена в ней мебель. Затем даёт задание детям закрыть глаза или отвернуться, а сам в это время убирает какой-либо предмет мебели из «комнаты» или, наоборот, ставит новый предмет. Это может быть диван или еще один стул. После слов: «Раз, два, три — посмотри!», дети вновь смотрят на пособие «Комната», а затем говорят, что в ней изменилось. Например: «В комнате нет стола» или «В комнате появился еще один стул».

Возможен другой вариант игры, когда все предметы мебели остаются в комнате, но один из них переставляется в другое место.

«Назови ласково».

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Педагог называет какую-нибудь мебель  и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Они называет его ласково и возвращает мяч взрослому (диван – диванчик, стул – …стульчик, кровать -…кроватка, стол -…столик, шкаф -…шкафчик, кресло –….(креслице), полка -…полочка, табуретка -…табуреточка).

«Жадина».

Цель: согласовывать существительные с личными местоимениями, развивать интонационный компонент речи. 

Оборудование:  предметные картинки с изображением мебели

Ход. Педагог складывает картинки в стопочку и предлагает детям по очереди брать по одной карточке, изображая «жадину»: стол -…это мой стол, стул -..это мой стул, кровать -..это моя кровать, диван -…это мой диван,  шкаф -..это мой шкаф, полка -…это моя полка, буфет -..это мой буфет, кресло -…это моё кресло.

«Наоборот».

Цель: активизировать словарь антонимов

Оборудование:  предметные картинки по теме

Ход. Педагог раздаёт каждому ребенку по одной картинке и просит детей найти подходящий антоним. Выигрывает тот, кто первый найдет и назовёт антоним. Например: старая – новая, тяжелая -…(легкая), старинная - …(модная, современная), большая – …(маленькая), взрослая –…(детская), мягкая –…(жесткая),  грязная – ..(чистая), высокий шкаф – низкий шкаф, широкая кровать – узкая кровать, тонкие ножки у стола – толстые ножки у стола, открыть шкаф – закрыть шкаф, поставить посуду – взять с полки посуду, внести мебель в квартиру – вынести из квартиры, сломать кресло – отремонтировать кресло.

«Из чего, какая?».

Цель:  образовывать прилагательные от существительных

Оборудование:  предметные картинки с изображением различной мебели

Ход: Педагог раскладывает на столе картинки. Предлагает детям подумать и назвать, какая мебель изображена на картинке. Например: «Мебель для гостиной (Какая?) – гостиная». Картинку забирает ребенок, который правильно ответил. Побеждает тот, кто больше соберет картинок.

Мебель для гостиной (Какая?) – гостиная.

Мебель для кухни? - ….

Мебель для кукол? - …

Мебель для детей? -…

Мебель из дерева? -…

Из пластмассы? -…

Стол из стекла? –..

Кресло из кожи? -…

Диван из велюра? -…

 

«Сосчитай, не ошибись».

Цель: согласовывать числительные от одного до пяти с существительными

Оборудование: игральный кубик и предметные картинки по теме

Ход. Педагог раздаёт детям картинки с изображением мебели. Дети по очереди кидают кубик и называют количество мебели. Например: Один стул, два стула…. Пять стульев (шкаф, стол, диван) и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"

ЦЕЛЬ:  развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...

Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....