Речевые дидактические игры по лексической теме "Посуда"
картотека по логопедии (старшая группа)

Филатова Анна Александровна

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Посуда20.91 КБ

Предварительный просмотр:

ПОСУДА

«Гномики»

Цель: образовывать имена существительные; употреблять в речи имена существительные в творительном и родительном падежах.

Оборудование: иллюстрация с изображением маленького гномика и карточки с разными предметами посуды.

Ход: Педагог показывает детям изображение гномика. Рассказывает, что их так зовут, потому что они маленькие и низкие. Объясняет, что гномики — маленькие человечки, поэтому все их вещи тоже маленькие. Предлагает детям назвать предметы посуды, которыми пользуются гномики.

Чашка —... (чашечка). Чайник —... (чайничек). Ложка — ... (ложечка). Блюдце —... (блюдечко).

Тарелка —... (тарелочка). Кастрюля —... (кастрюлечка). Сковорода —... (сковородочка).

Поварешка —... (поварешечка). Нож —... (ножичек). Масленка —... (масленочка). Солонка —... (солоночка). Салфетка —... (салфеточка).

Предлагает детям помочь рассказать, какой посуды много у гномика: «У гномика много чашечек, чайничков...(ложечек, блюдечек, тарелочек, кастрюлек...)».

Предлагает детям сказать, чем режут хлеб (ножом), чем едят суп (ложкой), чем наливают суп (поварешкой); чем едят котлеты (вилкой); чем размешивают кашу (ложкой).

 «Такие разные ручки»

Цель: познакомить с многозначным словом «ручка»; употреблять в речи наречия «длинный», «короткий», понимать сравнительную степень наречий (длиннее, короче); употреблять в речи имена существительные мужского и женского рода в родительном падеже.

Оборудование: посуда — игрушечная или настоящая (сковорода, кастрюля, чашка, ложка), бытовые предметы (зонтик, сумка).

Ход: Педагог предлагает детям назвать предметы посуды. Предлагает определить и назвать размер каждой ручки (длинная ручка у сковороды, короткая ручка у чайной ложечки), сравнить величину путем наложения одной ручки на другую. Говорит: «Какая ручка длиннее, а какая короче? Какие ручки есть у вас дома на разных вещах? (ручка у сумки, ручка у зонтика, ручка на двери...) У каких предметов есть ручка?».

Игра «Мой, моя, мои»

Цель: согласовывать существительные с личными местоимениями

Оборудование: игрушечная посуда (по 2 одинаковых предмета).

Ход: Педагог ставит перед детьми и перед собой предметы посуды (например, две чашки и два чайника и т.д.). Предлагает каждому ребенку по очереди взять себе один чайник и одну чашку. Педагог забирает себе оставшиеся: «Это мой чайник. Это моя чашка. А у вас?». Дети по очереди отвечают (мои ложки, тарелки, вилки…  моё блюдце… моя чашка, тарелка и т.д.)

Игра «Хорошо — плохо»

Цель: подбирать к определенным поступкам подходящие наречия «хорошо», «плохо».

Оборудование: не требуется.

Ход: Педагог предлагает детям поиграть в игру «хорошо — плохо». Просит внимательно прослушать предложение, подумать и сказать, хорошо или плохо поступил ребенок.

Лексический материал

Помог маме вымыть посуду —... (хорошо).

Разбил чашку —... (плохо).

Помог бабушке заварить чай —... (хорошо).

Подарил папе новую чашку —... (хорошо).

Сжег сковородку —... (плохо).

Сходил в магазин —... (хорошо).

Вытер посуду —... (хорошо).

Отбил носик у чайника —... (плохо).

Починил чайник —... (хорошо).

Вы можете продолжить игру, придумав новые ситуации.

Игра «Поручения»

Цель: находить предметы посуды по описанию; соотносить целое и его части, употреблять в речи наречия «слева», «справа».

Оборудование: предметные картинки, аналогичные предметы посуды.

Ход: Педагог предлагает детям показать и назвать предмет по описанию: «Покажи мне то, из чего пьют, синего цвета, с ручкой, донышком, стенками, и назови. (Чашка.)

Покажи мне то, в чем варят, большое, желтого цвета, с донышком, стенками, с двумя ручками, и назови предмет. (Кастрюля.)

Покажи мне то, куда кладут сахар, и скажи, что это. (Сахарница.)

Покажи мне то, в чем заваривают чай, стеклянное, маленькое, с донышком, крышкой, с ручкой, и назови. Покажи мне то, куда кладут хлеб, и скажи, что это. (Хлебница.)»

Предлагает каждому ребенку по очереди расставить посуду. Например: «Поставь чашку слева, а чайник справа»; «Поставь сахарницу слева, а хлебницу справа».

«Сосчитай, не ошибись».

Цель: согласовывать числительные от одного до пяти с существительными

Оборудование: игральный кубик и предметные картинки по теме

Ход. Педагог раздаёт детям картинки с изображением посуды. Дети по очереди кидают кубик и называют количество посуды. Например: одна вилка, две вилки…. пять вилок и т.д.

Игра «мама и папа»

Цель: образовывать множественное число глаголов.

Оборудование: не требуется.

Ход: Педагог предлагает детям поиграть — закончить начатую фразу.

Лексический материал

Если мама посуду моет, то мама с папой посуду ... (моют). Если мама посуду вытирает, то мама с папой посуду ... (вытирают). Если мама посуду в сушилку ставит, то мама с папой посуду в сушилку ... (ставят).

Если мама посуду убирает, то мама с папой посуду ... (убирают).

Игра «Он, она, они»

Цель: согласовывать местоимения 3-го лица с глаголами.

Оборудование: не требуется.

Ход: Педагог предлагает детям закончить предложение и догадаться, о каком предмете посуды говорится. Например:

Он разбился, она... (разбилась), они... (разбились). (Чайник, чашка, чашки.) Он висит, она... (висит), они... (висят). (Ковшик, сковорода, сковородки.) Он стоит, она... (стоит), они... (стоят). (Самовар, сахарница, чашки.) Он лежит, она... (лежит), они... (лежат). (Нож, ложка, вилки.) Игру можно продолжить, предложив свои варианты.

Игра «Назови нужное слово»

Цель: подбирать антонимы.

Оборудование: не требуется.

Ход: Педагог предлагает детям назвать нужное слово, противоположное по смыслу, закончив начатое предложение. Стакан старый, а чашка ... (новая). Для чая нужна чайная посуда, а для обеда ... (столовая). Стакан легкий, а чайник ... (тяжелый). Посуда до обеда чистая, а после обеда ... (грязная). Утром завтракают, а вечером ... (ужинают).

"Один - много"

Цель: научить образовывать существительные множественного числа

Оборудование: мяч.

Ход: Педагог называет существительное в единственном числе и бросает детям мяч. Они называют существительное во множественном числе и возвращает его: чашка – чашки, ложка – ложки, блюдце – блюдца, тарелка – тарелки, чайник – чайники, хлебница – хлебницы.  

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Педагог с детьми встаёт в круг и предлагает поиграть в мяч. Называет какую-нибудь посуду  и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет ее ласково и возвращает мяч взрослому (чашка – чашечка, ложка – ложечка, вилка – вилочка, тарелка – тарелочка, блюдце – блюдечко, кастрюля – кастрюлька, сковорода – сковородочка, стакан – стаканчик, кружка - кружечка, бидон – бидончик, чайник – чайничек).  

«Скромник и хвастун»

Цель: образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже

Оборудование: предметные картинки с изображением посуды

Ход. Педагог делит детей на две команды «скромников» и «хвастунов», раздаёт каждому игроку по картинке. Команда «Скромников» говорит, что «у меня одна чашка», а команда «Хвастунов», отвечает «а у меня много чашек» и т.д..  Далее команды меняются ролями.

У меня одна чашка, а у меня много чашек;

У меня один стакан, а у меня много стаканов;

У меня одна вилка, а у меня много вилок;

У меня одна ложка, а у меня много ложек;

У меня одна тарелка, а у меня много тарелок;

У меня одна кастрюля, а у меня много кастрюль;

У меня одна сковородка, а у меня много сковородок;

У меня один чайник, а у меня много чайников.

«Какая посуда?»

Цель:  образовывать прилагательные от существительных, развивать тактильные ощущения

Оборудование:  посуда из разного материала

Ход: Педагог предлагает детям угадать посуду с закрытыми глазами, пощупать её и определить из какого материала она сделана. Например: кастрюля из металла (какая?) -..металлическая; сковорода из чугуна – чугунная, стакан из стекла -..стеклянный, чашка из фарфора – фарфоровая, конфетница из хрусталя -..хрустальная, кувшин из глины -…глиняный, ложка из дерева – деревянная, пиала из керамики -..керамическая, стаканчик из пластика -..пластиковый, тарелка из пластмассы – пластмассовая, посуда для кухни – кухонная, посуда для чая – чайная, посуда для столовой – столовая.

«Скажи наоборот».

Цель: активизировать словарь антонимов

Оборудование:  предметные картинки по теме

Ход. Педагог раздаёт каждому ребенку по одной картинке и просит детей найти подходящий антоним. Выигрывает тот, кто первый найдет и назовёт антоним. Например: глубокая тарелка – мелкая тарелка; большая кастрюля – маленькая кастрюля; новая чашка - ….старая чашка; чистая тарелка -…грязная тарелка; разбить стакан - …склеить стакан; насыпать сахар в сахарницу -…высыпать сахар из сахарницы; налить молоко в молочник - … вылить молоко из молочника; взять хлеб из хлебницы - … положить хлеб в хлебницу; закрыть кастрюлю - …открыть кастрюлю; разогреть сковороду - …остудить сковороду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"

ЦЕЛЬ:  развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...

Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....