Мастер-класс учителя-логопеда Петровой И.Ю. по подготовке детей к обучению грамоте Работа со звуком-буквой «Ж»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Петрова Ирина Юрьевна

Развиваем фонетический слух, звуко-буквенный анализ и синтез слов и умение составлять из слов предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс учителя-логопеда Петровой И.Ю.

 по подготовке детей к обучению грамоте

Работа со звуком-буквой «Ж»

Цель:

1. Закреплять знания о согласном  звуке «Ж», умение давать характеристику этому звуку, используя символы.

2. Развивать фонематический слух, определять заданный звук  среди слогов и слов, в предложениях.

3. Развивать звукобуквенный анализ и синтез слов, умение составлять и  анализировать звуковую схему к слову.

4. Развивать умение составлять из слов предложения.

5. Развивать психические процессы и мелкую моторику рук.

Материал:

 Демонстрационный материал:

- символы звуков (кружки зелёного, синего, красного  цвета);

- предметные картинки: Жираф, Игла, Рыба, Автобус, Фонарь  и другие;                            

- мяч для игрового задания

 Раздаточный материал:

- предметные картинки;

- пеналы с цветными фишками и кассы с буквами

Задания для детей:

1. Назовите слова на звук «Ж» (жук,  жаба, жадина, Женя, жара) и со звуком «Ж» (лужа, одежда, лыжи, пижама). Артикуляция: широкий  кончик языка поднят кверху, губки вытянуты вперёд,  струя воздуха тёплая, горлышко дрожит. Характеристика: согласный, звонкий, обозначается кружком синего цвета. Использовать символы.

                                       

2. Определите,  где живёт звук «Ж» в словах  (ноЖ, ноЖницы, Жаба). Использовать пеналы с фишками и символ-модель «птичка». Закрепить понимание (начало, середина, конец) слова.

3. Составьте  звуковую схему слова «ЖАБА» и ответьте на вопросы:

С    К    С   К   (цвет)                     Сколько всего звуков?    (4)

О О О О                      Сколько согласных звуков. Назовите их? (2)    (Ж  Б)           

Ж    А    Б     А                               Сколько гласных звуков. Назовите их?    (2)     (А  А)

                                                        Сколько всего слогов в этом слове, почему?  (2)      

                                   (вспомните правило «Сколько гласных звуков, столько и слогов»

4. Игровое задание «Внимательные ушки». Найдите лишнее слово, в котором нет звука «Ж».

Пижама-ужи-змея                             Зелёный-жёлтый-оранжевый

Ежи-ужи-ерши                                  Бежать-сказать-обижать

Свежо-грязно-похоже                      Жить-ходить-бежать

5.  Составьте  из слов предложение и назовите слова, в которых встречается звук «Ж»:

- Ёж, жить, лес, в;                                      (Ёж живёт в лесу.)      

- Женя, пирожки, бабушка, испекла;       (Бабушка испекла Жене пирожки.)

- Жаба, жить, болото, в;                            (Жаба  живёт в болоте.)

 

6. Работа с картинками. Игровые задания:

- Выбрать из 5-6 картинок те, в названии которых нет звука «Ж»;

- Провести игру «Что изменилось?», «Чего не стало?»;

- «Зашифрованное слово» (предложить предметные картинки). Отгадайте какое здесь спряталось слово (дети должны определить 1 звук в каждом слове-картинке, используя кассы с буквами).

Жираф, Игла, Рыба, Автобус, Фонарь    - предметные картинки

  Ж          И        Р            А            Ф

7. Речевая зарядка. Повторите  чистоговорку:  

                                                    ЖА-ЖА-ЖА - мы видели ежа.

                                                    ЖИ-ЖИ-ЖИ - бегут ежи.

                                                    ЖУ-ЖУ-ЖУ- помогу ежу.

                                                    ЖО-ЖО-ЖО - еду на «Пежо».

8. Нарисуйте, как «художники»  букву «Ж» в воздухе. На что похожа буква?

«Ж» похожа на жука,

      Только не жужжит пока.

Предложить детям выложить  букву «Ж» из палочек, пуговиц, цветных верёвочек или слепить  из пластилина ( на выбор).

9. Игра с буквами. Перемешайте половинки карточек с буквами «Ф, Х, К, Т, П, Ш, Г, В» и соберите их. (игровое задание на быстроту реакции, ловкость, память)

10. «Назовите ласково слова» - образование  форм существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.  

Флаг-флажок       сапог-сапожок            утюг-утюжок          круг-кружок                        

Снег-снежок        пирог-пирожок          берег-бережок         друг-дружок  

 

11. Отгадайте загадки:

    Черен, а не ворон,                              Он высокий и пятнистый,

    Рогат, а не бык,                                  С длинной-длинной шеей,

    С крыльями, а не птица.                    И питается он листьями -

                                   (жук)                    Листьями деревьев.

                                                                                                (жираф)

В конце занятия логопед оценивает успехи детей и предлагает в свободное время нарисовать  только те  картинки, в названиях которых есть  звук «Ж».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов

Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...

Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов

Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»

уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.активизировать знания педагогов о звуках и буквах;уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середин...

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...