Фольклор
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Севостьянова Ольга Юрьевна
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития речи детей. Устное народное творчество является уникальным средством для передачи народной мудрости, воспитания детей, для развития речевых навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.pptx2.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические приемы развития связной речи с использованием игровых упражнений на основе сказок и малых форм фольклора Подготовила: Севостьянова О.Ю. МБДОУ Платоновский детский сад

Слайд 2

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях

Слайд 3

Фольклор – от англ. Folk-lore – «народная мудрость» – народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, народная музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство.

Слайд 4

Колыбельные Виды устного народного творчества Сказки Пестушки Нелепицы Потешки Чистоговорки Прибаутки Частушки Считалки Загадки Дразнилки Пословицы Поговорки Скороговорки

Слайд 5

Эффективно способствует развитию: Звуковой культуры речи Граммати-ческого строя речи Словарного запаса Связной речи Детский фольклор в работе по развитию речи детей используется в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей ( игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты )

Слайд 6

Потешки – это весёлые народные песенки, название которых происходит от слова потешаться, т.е. веселиться Потешки способствуют развитию связанной речи, регулируют интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от её содержания, закрепляет правильное произношение отдельных звуков

Слайд 7

Закличка – обращение к природе, животным с просьбой или требованием Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребёнка, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат

Слайд 8

Пословица – изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме Поговорка – краткое высказывание, имеющее буквальное или образное значение Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости

Слайд 9

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова

Слайд 10

Скороговорка – это удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а для тренировки движений речеобразующего органа, который способен воспроизводить все звуки родного языка Скороговорки способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, тренируют и совершенствуют голосовой аппарат, развивают фонематический слух у ребёнка

Слайд 11

Чистоговорка – слагается для упражнения в скором и чистом произношении Чистоговорки можно использовать для тренировки в смене громкости голоса, в смене скорости речевого высказывания, в правильной постановке логического ударения, вопросительных и утвердительных интонаций

Слайд 12

Нелепицы , чепуха, небывальщина – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости

Слайд 13

Дразнилка – жанр детского фольклора, прибаутка, в рифмованном виде связывающая имя или прозвище высмеиваемого и его настоящие или выдуманные недостатки Дразнилка склонна к преувеличению и преуменьшению. Она учит подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым жизненным ситуациям

Слайд 14

Считалка – небольшой стихотворный текст с четкой рифмо -ритмической структурой в шутливой форме, предназначенная для случайного избрания участника из множества

Слайд 15

Сказка – эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов Сказка удовлетворяет три естественные психологические потребности ребёнка : в автономии в компетентности в активности Сказка обучает, предупреждает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка способствует развитию речи ребёнка, обогащает речь эпитетами, сравнениями, образными выражениями и является одним из важнейших социально – педагогических средств формирования личности

Слайд 16

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Произведения устного народного творчества развивают речь у детей, мышление, память и имеют огромное познавательное и воспитательное значение

Слайд 17

Список используемых источников 1 . Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1959. 2 . Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957. 3 . Барская Н., Крюкова С. А. Выступает, будто пава (Элементы фольклора на занятиях в детском саду) // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 12 4.Василенко В. А. Детский фольклор. М.: Педагогика, 1978. 5. Вегнер Г.К. О природе народного искусства: Сб. материалов Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. М., 1970. - С. 35 - 38. 6. Воспитание детей третьего года жизни в дошкольном учреждении / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещение, 1965. 7. Детский быт и фольклор. Л., 1928.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.

Материал представляет собой сборник текстов художественных  произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....

Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.

Познакомить родителей с  с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...