Конспект занятия на тему: "Мебель".
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на закрепление знаний о мебели,ее классификации по цели использования,материалов, из которых изготовлена мебель. Предлагаемые игры помогут закрепить и расширить представление о названиях,расширить и активизировать словарь по теме, совершенствовать грамматический строй речи , научат образовывать прилагательные,согласовывать их с существительными,помогут получить знания о качествах и свойствах  материалов из которых изготовлена мебель. Все задачи реализуются через игровые приемы. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей старшей и подготовительной возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mebel.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект логопедического занятия. Лексическая тема: «Мебель».

Предметный словарь: мебель, стул, стол, кресло, табурет, диван, кушетка, кровать, шкаф, буфет, полка, кухня, книжный шкаф, гостиная, спальня, фабрика, столяр, спинка, подлокотник, дверцы, ручка, дерево, пластмасса, металл, дуб, береза, сосна.

Глагольный словарь: расставить, стоять, спать, сидеть, делать, сколотить.

Словарь признаков: деревянный, пластмассовый, металлический, кухонный, спальня, письменный, журнальный, обеденный, кухонный, детский, мебельный, березовый, дубовый, сосновый, низкий, узкий, широкий.

Оборудование: дом, мебель, предметные картинки по лексической теме, картинки с изображением кухни, гостиной, кабинета, спальни.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

совершенствование лексико-грамматических компонентов речи по теме «Мебель».  

Совершенствовать навык словообразования (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного и множественного числа, образование относительных прилагательных).

Коррекционно-развивающая:

- Развивать, активизировать и расширять словарный запас детей по лексической теме.

- упражнять детей в согласовании существительных с числительными.

- упражнять детей в подборе слов-антонимов,

-  употребление форм родительного падежа существительных с предлогами «из», «для»

- развитие слухового внимания, фонематического восприятия,

- развитие тонкой моторики, координации речи с движением,

- совершенствовать умение отвечать на вопросы педагога полным предложением.

Коррекционно-воспитательная:

-Воспитывать у детей интерес и уважение к труду.

Предварительная работа: экскурсия с родителями в мебельный магазин, рассматривание мебели . Беседа о мебели , ее деталях, материалах из которых она сделана. Разучивание пальчиковой гимнастики «Много мебели в квартире».

План образовательного предложения: дети заходят в кабинет

Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым доверчивым

Доброе утро длится до вечера! Доброе утро ребята.

- Улыбнитесь друг другу.

Улыбнитесь нашим гостям. Что вы им пожелаете?

- А теперь посмотрите на меня.

-Доброе утро ребята.

Послушайте и отгадайте мои загадки.

В этом доме этажи называют полками,

Тут белье мое лежит:

Кофточки с футболками.

Все всегда на месте в доме:

Сарафан, халат и шарф,

Как зовется этот домик?

Угадали? Это….(платяной шкаф)

Днем спит на ней подушка,

А вечером Андрюшка. (кровать)

На нем сидят, телевизор глядят.

Если устали, то полежат (диван)

За стеклом на полках в ряд

Книги разные стоят. (книжный шкаф)

Под крышей ножки, а на крыше суп да ложки. (Стол)

Объявление темы

Как назвать эти предметы одним словом? (мебель)

Сегодня мы поговорим о мебели. Подойдите к своим местам. Сядет тот кто назовет предмет мебели лежащий перед ним. Дети по очереди выполняют задание. Логопед помещает на магнитную доску картинки. Так как же приходит мебель в наш дом?


Основная часть.

Вводная беседа

Вырос в лесу большой дуб. Лесорубы решили, что из него получится красивая мебель. Они срубили его и отправили на лесопилку.

На лесопилке плотники распилили дерево на доски. Доски доставили на фабрику. Тут за работу принялись столяры и мастера- краснодеревщики. Они выпилили части, собрали их, покрыли краской и лаком, упаковали мебель и отправили в мебельный магазин.

Покупатели выбрали в магазине новую мебель. Мебель погрузили в фургон и доставили прямо домой. Так мебель дошла до нас.

Логопед: ребята, посмотрите какой дом я для вас приготовила. Но обратите внимание, что все комнаты пусты. Чего не достает в этом доме? (мебели). Давайте вместе расставим мебель по комнатам. Вы должны назвать мебель, а затем сказать куда ее нужно поставить.

Дети по очереди выходят к доске, выбирают мебель (игрушку)

Рассказывают для какой комнаты эта мебель предназначена.

. Упражнение «Для чего этот предмет мебели?»:

- Это кровать. Кровать для спальни.

- Это диван. Диван для гостиной.

- Это посудная полка. Посудная полка для кухни.

- Это платяной шкаф. Платяной шкаф для спальни.

- Это буфет. Буфет для кухни.

- Это обеденный стол. Обеденный стол для кухни (для гостиной).

- Это табуретка. Табуретка для кухни.

- Это стул. Стул для гостиной (для кабинета).

Дети: кухонный стол, табурет – это кухонная мебель. Ее нужно поставить на кухню.

Это детская мебель. Я поставлю ее в детскую комнату. Это мебель для прихожей. …… Это мебель для гостиной. ……

Логопед: а как используют различную мебель, для чего она нужна?

Д/И «Что для чего нужно»

Цель: подбор глаголов.

Что делают за письменным столом? (пишут)

Что делают за обеденным столом? (обедают)

Что делают за кухонным столом?(готовят пищу)

Для чего нужен диван? (чтобы сидеть, отдыхать)

Стул? (чтобы сидеть, отдыхать)

Платяной шкаф?(чтобы хранить одежду)

Посудный шкаф?(чтобы хранить посуду)

Книжный шкаф?(чтобы хранить книги)

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»:

Раз, два, три четыре (дети загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках),

Много мебели в квартире (дети сжимают и разжимают кулачки).

В шкаф повесим мы рубашку (здесь и далее дети загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках),

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили (дети попеременно хлопают в ладоши).

Много мебели в квартире.

Логопед: сейчас я предлагаю вам сыграть в игру, в которой вы будете говорить все наоборот.

- Шкаф высокий, а тумбочка … низкая.

- Шкаф большой, а тумбочка … маленькая.

- Диван мягкий, а табурет … жесткий, твердый.

- Кресло мягкое, а стол … жесткий, твердый.

- Тумбочка низкая, а шкаф … высокий.

- Тумбочка маленькая, а шкаф … большой.

- Табурет жесткий, а диван … мягкий.

- Стол жесткий, а кресло … мягкое.

Логопед: сейчас я предлагаю вам сыграть в игру

Д/И «Считай и называй»

Упражняем детей в согласовании существительных с числительными (от 1 до 5)

Слова: стол, стул, тумбочка, шкаф, табуретка, кресло.

Логопед: а сейчас мы поиграем в игру

Д/И «один-много»

Со словами мы играем и слова мы подбираем

Цель:  совершенствование навыка словообразования (образование имен существительных в форме единственного и множественного числа).

Если один-то стол, если много то…

Стол-столы, стул-стулья, полка-полки, шкаф-шкафы, кровать-кровати диван-диваны, тумба-тумбы, комод-комоды.

Со словами мы играем и слова мы подбираем

Д/И «Скажи ласково»

Цель: совершенствовать навык словообразования (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением).

стол – столик, стул – стульчик, полка – полочка, шкаф – шкафчик, кровать – кроватка, кресло – креслице, диван – диванчик, комод – комодик, тумба – тумбочка;

столы – столики, стулья – стульчики, полки – полочки, шкафы – шкафчики, кровати – кроватки, диваны – диванчики, комоды – комодики, тумбы – тумбочки.

Логопед: а сейчас мы поиграем в игру

Д/И «Что из чего»

Цель: образование относительных прилагательных.

Стол из дерева – какой? (Стол из дерева – деревянный.)

Стул из пластмассы – какой? (Стул из пластмассы – пластмассовый.)

Кресло из соломы – какое? (Кресло из соломы – соломенное.)

Диван из кожи – какой? (Диван из кожи – кожаный.)

Ножки табуретки из железа – какие? (Ножки табуретки из железа – железные.)

Шкаф из стекла – какой? шкаф из стекла – стеклянный.)

Физкультминутка « Туки-ток»

Д/И «Доскажи словечко». Предметные картинки вывешиваются на магнитную доску.

Костя в комнату вошел

И поставил сок …. (на стол).

Катя вынула жирафа,

Мяч и гномика … (из шкафа).

Книжку новую Ивана

Достаем … (из-под дивана).

Если хочет Миша спать,

Он ложится … (на кровать).

Чтобы ноги отдохнули,

Посижу чуть-чуть … (на стуле).

Итог занятия.

Логопед:

о чем мы говорили сегодня на занятии?

Назовите предметы мебели?

Из чего можно сделать мебель?

Отгадайте, что это ( ножки, дверцы, полки )?( шкаф)

Ножки, спинка, подлокотники, сиденье? (кресло)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему «Мебель»

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе на тему «Мебель»...

Конспект занятия по теме "Мебель"

Цель: формировать представление по теме "Мебель" -её назначение -виды мебели -части мебели -из чего делают мебель...

Конспекты занятий по теме"Мебель"

Занятия на ноябрь 2 неделя - 2 по лексической теме "Мебель и одно по обучению грамоте....

Конспект занятия на тему "Мебель"

Конспект логопедического занятия  для дошкольников  с нарушением слуха на тему «Мебель»        Конспект данного занятия предназначен для детей дошкольног...

Конспект занятия на тему "Мебель" для детей с общим недоразвитием речи.

Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме «Мебель», развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....