МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИНОНИМИИ КАК ЯЗЫКОВОМ ЯВЛЕНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-6 ЛЕТ)
методическая разработка по логопедии

Шуваликова Наталья Юрьевна

Работа по развитию представлений о синонимии как языковом явлении у дошкольников направлена на:

1.Привлечение внимания детей к фактам синонимии в языке.

2. Развитие языкового чутья.

3. Обогащение словаря детей синонимами.

4. Развитие образности и эмоциональности речи.

5.Развитие умения самостоятельно подбирать синоним к названному слову.

Общая последовательность работы может быть представлена следующим образом:

I этап. Подготовительный. Привлечение внимания  детей к фактам  синонимии в языке.

II этап. Развитие умения подбирать семантический синоним к названному слову.

III этап. Обогащение речи детей стилистическими синонимами (устаревшей, книжной, поэтической, просторечной, разговорной лексикой)

IV этап. Привлечение внимания детей к тому, что к разным значениям многозначного слова синонимами могут быть разные слова.

V этап. Развитие умения детей самостоятельно подбирать синонимы, развитие метаязыковой деятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИНОНИМИИ КАК ЯЗЫКОВОМ ЯВЛЕНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-6 ЛЕТ)

Работа по развитию представлений о синонимии как языковом явлении у дошкольников направлена на:

1.Привлечение внимания детей к фактам синонимии в языке.

2. Развитие языкового чутья.

3. Обогащение словаря детей синонимами.

4. Развитие образности и эмоциональности речи.

5.Развитие умения самостоятельно подбирать синоним к названному слову.

Общая последовательность работы может быть представлена следующим образом:

I этап. Подготовительный. Привлечение внимания  детей к фактам  синонимии в языке.

II этап. Развитие умения подбирать семантический синоним к названному слову.

III этап. Обогащение речи детей стилистическими синонимами (устаревшей, книжной, поэтической, просторечной, разговорной лексикой)

IV этап. Привлечение внимания детей к тому, что к разным значениям многозначного слова синонимами могут быть разные слова.

V этап. Развитие умения детей самостоятельно подбирать синонимы, развитие метаязыковой деятельности детей.

Все выделенные этапы проводятся последовательно. В процессе работы необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Принцип сознательности и активности -  при усвоении материала ребенок должен сознательно усваивать знания, ясно понимать все задания, которые он выполняет.
  2. Принцип наглядности – необходимо при обучении использовать наглядные средства, так как у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.
  3.  Принцип систематичности и последовательности – процесс обучения будет успешен только в том случае, если занятия проводятся систематично  и последовательно.
  4. Принцип доступности – доступность обучения определяется возрастными особенностями детей и зависит от их индивидуальных особенностей – весь материал, используемый в обучении, должен соответствовать возрасту и соответствовать индивидуальным особенностям детей.
  5. Принцип развивающего и воспитывающего обучения – реализуется через знакомство детей с художественной литературой и формирование культуры речи.

I этап. Подготовительный. Привлечение внимания детей к фактам синонимии в языке.

Цель: развитие языкового чутья детей, привлечение внимания детей к наличию в языке различных видов синонимов.

Задачи:

  1. Развитие чувства языка у детей.
  2. Обогащение словаря детей синонимами.
  3. Привлечение внимания детей к фактам синонимии в языке.
  4. Развитие умения объяснять разницу между стилистическими синонимами, между семантическими синонимами.

Всю работу по обогащению словаря детей синонимами необходимо проводить в игровой форме.

На подготовительном этапе работы необходимо привлечь внимание детей к фактам синонимии в языке. С этой целью можно предложить сказочный сюжет: на одной сказочной планете жил-был кот Васька. Он был очень любознательным котом и всегда мечтал попасть на планету людей. И за то, что он любил ходить в детский сад и потом хорошо учился в школе, жители сказочной планеты решили его отправить на планету людей. И сегодня кот Васька пришел к нам в детский сад, так как он никак не может разобраться и понять, что происходит на нашей планете. Ему очень понравилась наша планета. Он спешил все посмотреть вокруг. И вот однажды он бежал по улице и увидел другого кота, который лежал на травке под солнышком. «Куда ты так мчишься?», -  удивился кот. А рядом проходила кошечка в красивом наряде и спросила у кота: «Куда ты так несешься?». Кот остановился и задумался: «Я просто бежал. А про меня сказали, что я мчусь и несусь». И вот сегодня кот пришел к нам в  группу с, чтобы разобраться, почему про одно и то же на нашей планете можно сказать по-разному. Ребята, скажите, слова «бежать», «мчаться» и «нестись» - это одно и то же? Далее с детьми разбирается каждое из слов. Ребята, давайте договоримся с вами, что слова, которые называют что-то похожее, дружат между собой, мы будем называть «словами – друзьями».  Далее с кот вместе с детьми размышляют о том, что об одном и том же можно сказать по-разному. Например, «Глаза (нейтр.) – очи (народно-устаревшее, поэтическое, приподнятое) - гляделки (просторечн., презрит.). Необходимо обсудить с детьми особенности каждого слова: какое слово мы используем чаще всего в своей речи, какие слова грубые, «некрасивые».  При необходимости -  объяснить значение слова «очи», рассказать детям, что чаще всего это слово мы можем встретить при чтении книг.

Предлагаемый речевой материал:

  1. Смотреть (нейтр.), взирать (приподнят.), глазеть (прост.), таращить (прост.), пялить (прост.)
  2. Большой (нейтр.)- здоровенный (прост.), большущий (прост.)
  3. Спать (нейтр.) – почивать (устар.) – дрыхнуть (прост.)
  4. Надеть (нейтр.) – натянуть (разг.) – напялить (прост.)
  5. Идти (нейтр.) – шествовать (высок.) – переться (прост.)
  6. Лицо (нейтр.) – лик (трад. – поэт.) – рожа (прост.) – морда (прост.)
  7. Глупый (нейтр.) – безмозглый (разг.) – скудоумный (устар.)
  8. Есть (нейтр.) – жрать (груб.- прост.) – лопать (прост.) – уплетать (разг.)
  9. Рот (нейтр) – уста (устар.)
  10. Живот (нейтр.) – брюхо (разг.) – пузо (прост.) – чрево (приподн., устар.)
  11. Смеяться (нейтр.) – хохотать (разг.) – гоготать (прост.)
  12. Лгать (нейтр.) – врать (разг.) – брехать (грубо- прост.)
  13.  Врач (нейтр.) – лекарь (устар.)
  14.  Плакать (нейтр.) – реветь (разг.) – хныкать (прост.)
  15. Голова (нейтр.) – глава (устар., трад. – поэтическ.)
  16.  Лоб (нейтр.) – чело (устар.)
  17.  Палец (нейтр.) – перст (устар.)
  18. Ребенок (нейтр.) – дитя (устар., приподн.)
  19. Обмануть (нейтр.) – провести (разг.) – обдурить (прост.)
  20. Попробовать (нейтр.) – отведать (устар.)

Подобные упражнения привлекут внимание детей к эмоциональной окрашенности речи, к наличию факта синонимии в языке. Необходимо также привлекать внимание детей и к устному народному творчеству, учить детей выделять слова с эмоционально окрашенной лексикой  в книгах, которые предлагаются им для прослушивания. Как правило, и об этом свидетельствуют экспериментальные данные, ребенок тонко чувствует различия между словами  нейтральными со стилистической точки зрения, и словами со стилистической окраской – со «сниженной» лексикой. В тоже  время,  разницу между нейтральным словами и словами с «высокой» лексикой дети практически не замечают, что связано, по всей вероятности,  с тем, что в словаре ребенка нет слов с «возвышенной» (книжной) лексикой, он не знает их значения. Поэтому очень важным является знакомство детей с произведениями детской литературы, откуда ребенок может почерпнуть слова со стилистически окрашенной лексикой.

Мы предлагаем использовать следующие произведения детской литературы для обогащения словаря детей стилистической лексикой.

Младшая группа (4-5 лет)

«Лиса и кувшин» (баба (прост.) – женщина); «Козлятки и волк» (воротиться (прост.) – вернуться; детятушки (устар.) – дети; матушка (устар.) – мать); батюшки (прост.)  - употребляется в значении междометия при выражении изумления, испуга; несолоно хлебавши – уйти неудовлетворенным); «Маша и Медведь» (тужить (прост.) – горевать; гостинец (прост.) – подарок); «Рукавичка» (Обронить (разг.) – уронив, потерять; гдядь (разг.) – частица, употребляемая для выражения неожиданности какого-либо действия; А.Толстой «Три медведя» (отворить (устар.) – открыть; подле (книжн.) – рядом, около; горница (устар.) – комната; К. Ушинский «Коровка» (рожище (грубо-прост.) – большая морда у коровы; поноска (спец.)  - вещь, которую несет в зубах наученная собака).

Средняя группа (5-6 лет)

«Лисичка-сестричка и серый волк» (Русская сказка) (Поживиться (разг.) – попользоваться, за чужой счет что-нибудь получить для себя; швырять (разг.) – с силой бросать; смекать (прост.) – соображать; плестись (разг.) – идти медленно, вяло); «Гуси» (Русская сказка) (кликать (разг.) – сзывать, звать).

Старшая группа (6-7 лет)

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (помереть (прост.) – умереть; хлебать (прост.) – есть жидкое, черпая ложкой или пить большими глотками, причмокивая; хворь (устар.) – болезнь; пригожая – в народной словесности красивая, миловидная; «Снегурочка» (чаять (устар.) – ожидать, надеяться на что-нибудь); «Хаврошечка» (смежить (устар.) – сомкнуть, закрыть (глаза); изодрать (разг.) – изорвать; поживать (разг.) – жить); «Сказка о рыбаке и рыбке» (молвить (устар.) – сказать; слыхивал (раз. –прост.) – слышал; воротиться(прост.) – вернуться; дурачина (разг.) – дурак; простофиля (разг.) – глуповатый, малосообразительный человек, разиня; стража (устар.) – охрана; очи (устар., поэт.) – глаза; перечить (разг.) – возражать; «Сказка о попе и работнике его Балде» (тятя(прост.) – папа; дитятя (устар.) – ребенок; приголубить (нар.-поэт. , разг.) – приласкать; невмочь (разг. – прост.) – невмоготу; потеха (разг.) – веселье, развлечение).

II этап. Развитие умения подбирать семантический синоним к названному слову.

Задачи:

  1. Развитие чувства языка у детей.
  2. Обогащение словаря детей синонимами.
  3. Развитие образности речи.
  4. Привлечение внимания к тому, что одно слово можно заменить другим.

Очень полезным, на наш взгляд,  является привлечение внимания детей к образности речи, к функциям синонимов –  избеганию тавтологии и созданию красочности речи. Например, на материале сказки Л. Н. Толстого «Три медведя» можно предложить детям целое ролевое занятие с элементами драматизации. В процессе занятия постоянно должно привлекаться внимание детей к явлению синонимии. Сначала необходимо ознакомить детей со сказкой. Дети должны хорошо знать текст сказки. Необходимо обсудить с детьми все устаревшие и книжные слова, которые встречаются в тексте («отворила», «подле», «горница»). Необходимо также привлекать внимание детей к тому, что одно и что же явление можно назвать разными словами. После прочтения сказки и обсуждения незнакомых для детей слов детям  можно предложить поиграть – вообразить, что семья медвежат жила в стране Запретия, и медвежата очень любили играть в запретные слова. Детям предлагается также поиграть вместе с медвежатами и заменить, например, следующие слова:

Слово «аппетитный» говорить нельзя. Скажи по-другому. «Мама приготовила аппетитный пирог». (Вкусный)

Слово «баюкает» говорить нельзя, скажи по-другому. «Мама баюкает маленького ребенка»  (укачивает, убаюкивает).

Слово «беспокоится» говорить нельзя, скажи по-другому. «Медведица очень беспокоится за своих медвежат» (тревожится, волнуется, переживает).

Слово «веселый» говорить нельзя, скажи по-другому. «Медвежата были очень веселые, когда увидели свою маму» (радостные).

Слово «грустная» говорить нельзя, скажи по-другому. «Девочка была очень грустная, потому что потеряла свой мячик» (печальная, невеселая).

Слово «злая» говорить нельзя, скажи по-другому. «Во дворе у соседей живет злая собака» (сердитая, грозная, свирепая).

Слово «наступила» говорить нельзя, скажи по-другому «Наступила зима» (Пришла, пожаловала, настала).

Слово «расцвела» говорить нельзя, скажи по-другому. «На поле расцвели красивые цветы» (Распустились)

Детям можно также  предложить следующую игру: 

«Мишутка – забывашка».

Однажды Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка пошли в лес собирать мед. Так как Мишутка был самый маленький, он полез на дерево собирать мед, но оступился и упал на землю, отчего Мишутка позабыл многие слова. Помоги Мишутке вернуть память – подскажи ему, как можно сказать по-другому: «Дверь была отворена..» Как можно сказать по-другому: Дверь была .. открыта..; «Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну» Как можно сказать по-другому: «Девочка открыла глаза, увидела медведей и (кинулась) к окну; «Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала» Как можно сказать по-другому: «Окно было открыто, она (выпрыгнула) в окно и убежала.

В конце занятия можно предложить детям инсценировать сказку «Три медведя».

Также мы предлагаем следующие варианты упражнений (в форме сказок).

Упражнение (сказка) «Ежик и медвежонок»

В одно солнечное утро медвежонок и ежик пошли прогуляться в лес. Вдруг налетел сильный ветер! «Ой, какой ураган!- воскликнул ежик! «Ой, какой вихрь», - испугался медвежонок. «Медвежонок, мы называем с тобой разные слова, а говорим про ветер. Как такое может быть?», - удивился ежик. А медвежонок подумал и сказал: «Просто ветер, ураган и вихрь – это слова-друзья, поэтому они всегда вместе и можно одно заменить другим». Помоги медвежонку и ежику подобрать в предложениях такие слова.

Речевой материал:

Нам предстоял длинный путь. (Дорога)

Маша очень спешила в детский сад. (Торопилась)

Комната наполнилась очень вкусным запахом. (Ароматом)

В нашем дворе построили очень большой дом. (Огромный)

Мальчики в детском саду очень часто шалят. (Балуются)

Моя мама очень тревожится за меня. (Волнуется, беспокоится)

Около нашего дома установили новые качели. (Близко с, рядом с)

Все ребята мигом подбежали к воспитателю. (Быстро)

Упражнение (сказка) «Город слов-друзей»

За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть город. Город этот непростой – в нем живут слова-друзья. В этом городе все слова живут парами – каждое слово имеет свою пару. Всегда они ходят вместе и даже живут в одном доме. Но случилась страшная беда. В городе был сильный ураган, и все слова разлетелись в разные части города и не могут друг друга найти. Мы должны спасти с тобой слова и помочь им найти друг друга. Следующие слова ищут свои пары: врач; аромат; сильный ветер; штаны; зябнуть; торопиться; глядеть; очень большой; веселая; ласковый.

III этап. Обогащение речи детей стилистическими синонимами (устаревшей, книжной, поэтической, просторечной, разговорной лексикой).

Задачи:

  1. Привлечение внимание детей к наличию стилистических синонимов в языке.
  2. Обогащение словаря детей стилистическими синонимами.
  3. Развитие умения объяснять разницу между стилистическими синонимами.
  4. Развитие богатства и образности языка.

С этой целью также необходимо ознакомить детей с различными произведениями художественной литературы, обсудить с детьми встречающиеся в ней устаревшие, просторечные, разговорные  слова, объяснить, что раньше данное явление или вещь называли по-другому, но прошло время, и слово перестали использовать – оно осталось только в сказках и книгах.  Необходимо также с детьми обсудить, кто может использовать в своей речи просторечные, разговорные слова, а кто пользуется книжными, научными словами.

Выше давался список с произведениями художественной литературы, которые могут быть использованы в процессе работы.

Также можно предложить следующие варианты упражнений:

«Великая путаница»»

Цель: привлечение внимания ребенка к разнице между стилистическими синонимами (слова с нейтральной и сниженной лексикой).

В одной стране жили люди, которые говорили только обычные, вежливые слова, а в другой стране  жили люди, которые говорили только злые, грубые слова. Однажды наступил День великой путаницы и жители двух стран смешались между собой. Послушай и определи, жители какой страны могли сказать так:

Мальчик спит на диване.

Мальчик дрыхнет на диване.

Маша слопала очень вкусный обед.

Маша съела очень вкусный обед.

У куклы очень красивая рожа.

У куклы очень красивое лицо.

«Сегодня мы попремся в лес», - сообщил Коля маме.

«Сегодня мы пойдем в лес», - сообщил Коля маме.

«Исправь ошибку»

 Цель: привлечение детей к наличию в языке синонимов, объяснение детям того,  что в языке существуют как нейтральные слова, которые мы каждый день используем в речи, а также грубые, просторечные слова, которые используют невоспитанные люди, и устаревшие слова, которые практически в нашей речи не используются.

Детям предлагается поиграть с Исправляйкиным. Необходимо послушать и определить, правильно говорит Исправляйкин или нет.

Речевой материал:

У свиньи Машки необыкновенно красивый лик. (Лицо)

Принцесса напялила очень красивое платье. (Надела)

Мама приготовила вкусный ужин и позвала всех жрать. (Есть)        

Девочка играла в песочнице и испачкала свое чело. (Лоб)

Папа очень устал, поэтому дрыхнет на кровати. (Спит)

«В старинные времена»

Цель: привлечение внимания детей к стилистическим синонимам (словам устаревшим, принадлежащим к высокой лексике); обогащение словаря синонимов; развитие умения объяснять разницу между стилистическими синонимами.

Однажды дети гуляли в детском саду на участке. Вдруг светлое облако озарило все вокруг. Дети зажмурили глаза от солнца, а когда их открыли, то увидели, что одеты они в красивые старинные наряды и гуляют они в красивом саду в окружении незнакомых детей. И все дети говорили очень странно, как будто по-старинному. Дети не могли понять, что говорят их ровесники. Давай поможем детям и объясним, что значит:

Речевой материал: очи, уста, почивать, шествовать, лик, чело, перст, дитя, отведать.

IV этап. Привлечение внимания детей к тому, что к разным значениям многозначного слова синонимами могут быть разные слова.

Задачи:

  1. Привлечение внимания детей к явлению синонимии в языке.
  2. Знакомство детей с многозначными словами.
  3. Обогащение словаря детей синонимами.

Работа по обогащению словаря синонимов тесно связано с работой по привлечению внимания детей к тому, что в языке существуют многозначные слова. Дети постоянно сталкиваются с многозначностью, но не всегда осознают ее. К пониманию многозначности чаще всего дети приходят через знакомство с переносными значениями слов. (Например, «Часы идут»). Необходимо порассуждать с детьми о том, что одно и то же слово может иметь разные значения. Например, слово «Ключ» в словаре С. И. Ожегова имеет следующие значения:

  1. Металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка.
  2. Приспособление для отвинчивания и завинчивания гаек, откупоривания, завода чего-нибудь.
  3. Перен. То, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь, овладения чем-нибудь.
  4. Знак в начале нотной строки, определяющий значение нот.

Ребенку надо показать, что, кроме собственного, прямого значения, слово может иметь переносный смысл. Чтобы понять переносное значение того или иного слова или словосочетания, следует подобрать синоним. Большое значение в этом плане приобретают фразеологизмы – устойчивые сочетания, с которыми необходимо начинать знакомить детей уже в младшем дошкольном возрасте.

Так, например, устойчивое сочетание «золотые руки», которое довольно часто встречается в детской художественной литературе. Необходимо объяснить детям значение данного словосочетания, а затем дети должны еще раз повторить вслед за педагогом, как можно сказать по-другому (трудолюбивые, умелые руки). Объяснить, что данные слова являются между собой друзьями и свободно могут заменять друг друга. В тоже  время, следует объяснить, что в словосочетании «золотая цепочка» мы не можем заменить слово «золотая» на слова «трудолюбивая» или «умелая». Далее детям необходимо объяснить, что в языке существует много слов, которые между собой в одних предложениях дружат, могут заменить друг друга, а в других предложениях не могут. Так, например, в предложении «У папы был очень трудный день», мы можем заменить слово «трудный» словом «тяжелый», в то время, как в предложении «Девочка несла тяжелый чемодан», мы не можем заменить слово «тяжелый» словом «трудный».

При знакомстве детей с многозначными словами особенно важно использовать наглядность и интересные игровые упражнения. Например, можно использовать следующее стихотворение:

Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно
шишек.

          Необходимо обсудить с детьми, о каких шишках идет речь.

Для работы с детьми мы предлагаем использовать следующие многозначные слова: ключ, идет, свежий, шишки, ручка, ножка, иголки, кисть и т.д.

Для привлечения внимания детей к тому, что к разным значениям многозначного слова синонимами могут быть разные слова, можно предложить следующую игру:

«Исправь ошибку»

Цель: привлечение детей к явлению синонимии в языке, обучение пониманию детьми того, что к разным значениям многозначного слова синонимами могут быть разные слова.

Дети снова попадают в страну Исправляйкина и встречают там Исправляйкина, с которым играют в игру, суть которой - исправить Исправляйкина.

Речевой материал (предлагаемые предложения взяты из констатирующего эксперимента):

  1. У этого сапога резкий носок.
  2. Мальчик нес трудный чемодан.
  3. Внезапно стукнула молния.
  4. В зале заиграла слабая музыка.
  5. Карандаш давно не затачивали, поэтому он стал глупый.

V этап. Развитие умения детей самостоятельно выбирать синонимы, развитие метаязыковой деятельности детей.

Задачи:

  1. Развитие языкового чутья детей дошкольного возраста.
  2. Развитие интереса к языку, метаязыковой деятельности (умения обнаруживать синонимы в речи, объяснять различия между ними)
  3. Развитие умения самостоятельно подбирать синонимы.
  4. Развитие связной речи (составление предложений с синонимами).
  5. Обогащение словаря детей синонимами.

На последнем, заключительном этапе дети упражняются в подборе синонимов к названным словам, составлении предложений с предложенными словами. По-прежнему большое внимание необходимо уделять чтению детской художественной литературы, обсуждать, почему именно это слово употребляет герой в своей речи.

Такая целенаправленная, систематическая работа по обогащению словаря детей синонимами позволит сделать их речь намного образнее, богаче, что является очень важным условием для успешного обучения в школе. Привлечение внимания детей к фактам синонимии в языке развивает их языковое чутье, делает более чуткими и внимательными к языку, что способствует грамотному и осмысленному употреблению синонимов в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация деятельности по предотвращению опасных ситуаций в повседневной жизни детей дошкольного возраста"

Данные методические рекомендации по организации работы, направленной на формирование навыков здорового образв жизни дошкольников с учетом интеграции различных образовательных областей....

Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек в воспитании детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрушек детьми дошкольного возраста....

Методические рекомендации "Организация и проведение занятий, направленных на профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста"

Занятия рассчитаны на детей 5-7 лет, продолжительность занятий 20 минут, проводятся 2 раза в неделю, состоят из трех частей. Количество детей – 10 человек. Дозировка упражнений зависит от возраст...

Методические рекомендации для педагогов и родителей по снижению уровня тревожности у детей дошкольного возрастав

Данные методические рекомендации, помогут существенно снизить уровень тревожности у детей дошкольного возраста как в ДОУ, так и в условиях семьи....

Методические рекомендации по развитию фонематического слуха и звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в ДОУ

В дошкольном образовании огромное внимание уделяется развитию речи детей с момента поступления их в детский сад, в том числе и пристальное внимание уделяется развитию фонематического слуха и звуковой ...

Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре.

В процессе формирования познавательной деятельности детей с задержкой психического развития следует учитывать, что для развития познавательного интереса особенно важным возрастным этапом является дошк...