Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре.
методическая разработка по коррекционной педагогике

В И А

В процессе формирования познавательной деятельности детей с задержкой психического развития следует учитывать, что для развития познавательного интереса особенно важным возрастным этапом является дошкольное детство. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому психические функции дошкольника, в том числе познавательный интерес развиваются эффективнее всего именно в игровой деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста  с задержкой психического развития в игре.

  • В процессе формирования познавательной деятельности детей с задержкой психического развития следует учитывать, что для развития познавательного интереса особенно важным возрастным этапом является дошкольное детство. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому психические функции дошкольника, в том числе познавательный интерес развиваются эффективнее всего именно в игровой деятельности.
  • Развитие интереса к игре и создание атмосферы взаимной заинтересованности в познавательных достижениях каждого. Путь к развитию знаний, умений и навыков всегда начинается с интереса к деятельности и требует от педагога способности и умения заинтересовать и увлечь детей как конкретной игрой, так и литературным произведением, которое инсценируется. Отталкиваясь именно от интереса к игре и поставленной задачи, можно обеспечить педагогически направленное движение к развитию активности, познавательных навыков, формирование мотивации к познавательной деятельности.
  • Постоянное создание «ситуации успеха». Радость и успех необходимы детям с задержкой психического развития гораздо в большей степени, чем здоровым детям, поскольку достижение и продвижение даются им несравненно большим трудом и поддержать их может только чувство радости и удовлетворения. Подбор педагогом материала для организации познавательной деятельности детей обозначенной категории в игре позволяют последней быть действенным учебным приемом, а не скучным и тяжелым занятием.
  • Важнейшая роль в организации познавательной деятельности детей в процессе игры отводится индивидуальному подходу к каждому ребенку. Соответственно, такая методика должна быть четко субъектно-ориентированной игровой деятельностью. Дети с проблемами в развитии остро чувствуют интерес к себе, к своим возможностям и достижениям, поэтому важно находить такие педагогические средства, которые позволяют уделить внимание персонально каждому, осуществляя при этом глубоко личностный подход.
  • Благодаря разнообразию и постоянству использования игрового занимательного материала, ребенок с ЗПР успешнее и быстрее осваивает образовательную программу, у него появляется осознанная заинтересованность, любознательность и, наконец, познавательный интерес к занятиям.
  • В процессе организации познавательной деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития следует учитывать, что работа c детьми обозначенной категории осуществляется в следующих направлениях:

– знакомство с окружающим миром с целью формирования образов-представлений о моделируемых объектах и отражения в их внешних и внутренних свойств, функциональных особенностей в последующей игре;

– формирование познавательных действий и ориентировки в пространстве: реальном – на основе предметно-игровой деятельности; отраженном в различных знаках – с предметами-заместителями в ходе игровой, предметно-практической, элементарно трудовой деятельности;

– обучение принятию игрового образа, роли: восприятие собственного тела, наблюдение за своими движениями, за тем, как педагог заменяет реальное поведение игровым; освоение действий с различными игрушками в ходе различных игр; взаимодействие персонажей в режиссерских играх и играх-драматизациях;

– развитие психомоторики и мелкой моторики рук, осуществляемых в ходе игровых действий;

– овладение различными средствами межличностного общения и взаимодействия.

  • У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР необходимо как можно раньше посредством включения в коррекционно-развивающую работу игр формировать предметную деятельность, создавать обобщенные представления о роли вспомогательных средств в практической деятельности человека; подводить детей к обобщению собственного опыта действий с предметами-орудиями: создавать у них необходимую направленность не только на результат, но и на условия выполнения заданий; формировать ориентировочную деятельность. Все это будет способствовать не только развитию познавательной деятельности, но и развитию познавательной готовности к обучению в школе.
  • Все игровые подходы, ориентированные на формирование познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, должны преподноситься на зрительно-предметном уровне. При этом важен тщательный подбор наглядного материала для игровых упражнений и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.
  • Каждой игре должен предшествовать пропедевтический этап, который подводит детей к выполнению игровых задач и условий.
  • Для лучшего восприятия детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР изучаемого материала с использованием игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного).
  • В процессе формирования познавательной деятельности следует чаще использовать задания, которые имеют одни и те же цели, но различаются по форме.
  • В формировании познавательной деятельности в процессе игры следует коррекционно-развивающую работу осуществлять по следующим направлениям: формирование положительного эмоционального отношения к игре, игрушке, взрослому; обучение умению строить алгоритмы деятельностей с достаточно наглядным результатом; перенос выработанных способов планирования в игру, в которой дети выступают в качестве ее организаторов; самостоятельные игры.
  • Особое внимание со стороны педагогов и родителей следует уделять речевому опосредованию деятельности детей с ЗПР: от них необходимо требовать обязательное проговаривание способов и средств деятельности, оречевление совершаемых действий, формулирование в речевом плане цели деятельности. При этом в стимулировании речевой деятельности детей необходимо использовать двигательную активность.
  • Использование игр в работе с детьми с ЗПР предполагает их продолжительность от 5 до 15 минут. При этом темп проведения игры должен быть неторопливый (осознание ошибок, использование помощи).
  • У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР часто отсутствует активный поиск. Они бывают равнодушными как к результату, так и к процессу решения практических задач, даже в тех ситуациях, когда задача игровая. С целью развития у детей навыка анализа условий практической задачи и поиска путей ее решения целесообразно предлагать игры типа: «Достань машинку» и «Как достать?», «Как помочь персонажу?» и подобные.
  • Целесообразно использовать для формирования познавательной деятельности старших дошкольников с ЗПР следующие приемы:

— показывать ребенку и вместе с ним манипулировать привлекательными ярко окрашенными предметами;

— разрешать ребенку производить разнообразные действия с предметами (стучать, хватать, бросать, изучать);

— часто разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы, стимулируя к пониманию производимых действий, установлению элементарных причинно-следственных отношений, правильному употреблению слов;

— организовать безопасное место для исследовательско-познавательной деятельности и обеспечить его необходимыми предметами, имеющими разную форму и различные свойства;

— использовать игры, направленные на развитие мелкой моторики (зона в головном мозге, отвечающая за мелкую моторику, находится рядом с «зоной речи», поэтому стимуляция первой оказывает развивающий эффект в отношении речи);

— проговаривать свои действия («Я собираю вещи», «Мою посуду», «Кидаю мяч»);

— включать игры, развивающие познавательный интерес, а также направленные на развитие мыслительных операций (наглядные анализ и синтез, элементарные сравнение и классификация и др.). Например, игры «Собери пирамидку», «Собери картинку», «Узнай, что внутри», «Живое/ неживое»); игры, направленные на развитие восприятия и внимания («Чего недостает?», «Что лишнее?», «Разные или одинаковые?», «Разложи по парам»);

— имитировать действия ребенка и стимулировать его к подражанию;

— объяснять происходящее;

— поощрять проявление инициативы в игре, уточняющие вопросы и т.д.

                                                                                                                   Воронцова Ирина Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития»

В структурном подразделении «Детский сад «Надежда» в группах компенсирующей направленности воспитываются и обучаются дошкольники с задержкой психического развития различной этиологии. В начале (конце)...

Презентация «Формирование познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития»

Задержка психического развития –наиболее яркий вариант задержанного развития (по классификации дизонтогенеза) характеризующийся снижением темпа психического развития...

Методические рекомендации для педагогов и родителей по снижению уровня тревожности у детей дошкольного возрастав

Данные методические рекомендации, помогут существенно снизить уровень тревожности у детей дошкольного возраста как в ДОУ, так и в условиях семьи....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ТЕМА: «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум для родителей "Формирование познавательной деятельности у детей дошколногот возраста"...

Конспект занятия по развитию познавательных функций в группе квалифицированной коррекции задержки психического развития «Развиваемся, играя»

Занятие по развитию у дошкольников с задержкой психического развития познавательных процессов посредством развивающих игр и упражнений...