Что делать, если ваш ребенок не говорит
консультация по логопедии (младшая группа)
консультация для родителей по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Что делать, если ваш ребенок не говорит?
(консультация для родителей детей раннего возраста)
Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом большую роль играет языко-рече-мыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.
Если в силу каких-либо причин имитационная или языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или иной степени тяжести.
В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи:
а)несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
б)недостаточность сенсомоторной или неврологической базы
речи ребенка.
К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения.
В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.
Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.
Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.
Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного восприятия) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.
Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи, а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают — ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.
Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя в руках?» и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности. Такая «самостоятельность» ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма.
Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова «скажи» и «повтори» хотя бы на первое время!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/15/picture-750207-1479242580.jpg)
Что делать, если ваш ребенок не говорит?
В консультации рассмотрены этапы развития речи ребенка. Динамика формирования речи в онтогенезе. Перечислены признаки благополучия и неблагополучия развития речи детей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/14/picture-949109-1507989968.jpg)
Консультация для родителей: "Что делать, если ваш ребенок не говорит?"
Консультация для родителей: "Что делать, если ваш ребенок не говорит?"...
Что делать, если Ваш ребенок не говорит?
Рекомендации для родителей по развитию речи малышей....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/01/picture-1142126-1569931192.jpg)
Что делать, если ваш ребенок не говорит?
Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/09/picture-641670-1433866554.jpg)
Консультация для родителей «Что делать если ваш ребенок не говорит»
Для того, чтобы родитель мог понять, что у ребенка есть задержка речевого развития, необходимо знать нормы речевого развития. Что должно насторожить родителей малыша. Почему у ребенка речь ф...
Консультация для родителей на тему: "Что делать, если ваш ребенок не говорит?"
Консультация для родителей на тему: "Что делать, если ваш ребенок не говорит?"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/20/picture-1262758-1597926800.jpg)
Консультация для родителей « Что делать, если ваш ребенок не говорит?»
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Что нужно сделать для развития речи ребенка. Чтобы не упустить время....