Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков С—Ш»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ошарина Инесса Львовна

закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;

учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 9»

Конспект логопедического занятия

для детей старшей группы компенсирующей направленности

по теме: «Дифференциация звуков С—Ш»

 

           разработал: учитель-логопед Ошарина И.Л.

г. Богородск, 2022

                        

 Цели:

закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;

учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

учить пользоваться различной громкостью голоса;

учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;

формировать фонематический слух;

способствовать развитию речевого дыхания;

способствовать формированию грамматического строя речи;

способствовать развитию логического мышления, моторики рук;

воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему.

Оборудование:

игрушка  Снеговик;

карточки;

пособие к игре «Вазы»;

картинки - снежинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [с] или [ш];

пособие для дыхательной гимнастики «Буря».

I. Организационный момент

Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.

- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения.  (Звучит лирическая музыка.)

Дети делают вдох и выдох три раза.

- А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

Дети: снеговик.

II. Попеременное произнесение звуков [с] - [ш]

Логопед: - Правильно. Он пришёл к нам с Далёкого Севера и принёс радиограмму. Он не знает, какая погода будет в ближайшее время, а вы поможете ему её расшифровать. (На предыдущих занятиях слово «радиограмма» детям объяснялось.)

Логопед раздаёт детям карточки

Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т.д. (Произносят громко, тихо, умеренно.)

Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз звук [с].

Логопед: - Молодцы, ребята! Правильно расшифровали радиограмму: «Дальний Север ожидают метели и ветер».

III. Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах.

Логопед: - А теперь снеговик хочет с вами поиграть:

Д/и  «Повтори за мной»

 Давайте покажем ему, какие мы внимательные:

ша – са

шу – су

аш – ас

ош – ос

шо – со

ши – сы

уш – ус

са – ша

су – шу

яш – аш

ши – ис

со – шо

сы – ши

еш – ес

- Молодцы, а теперь слова:

шайка – сайка

шок – сок

шут – суд

шитый – сытый

шутки – сутки

шип – сип

пошёл – посол

саша – саша – саша

(ударение на второй слог)

сошо – сошо – сошо

(ударение на второй слог)

- Хорошо, а сейчас по картинкам:

крыса – крыша

миска – мишка

каска - кашка

тушь – туз

уши – усы

плюс - плюш

         

IV. Д/и  «Вазы» Согласование числительного со словосочетанием.

Логопед: - Ребята, а наш снеговик вёз в подарок друзьям вот эти кувшины и нечаянно их разбил. Помогите ему их собрать.

Дети подбирают недостающие части.

- А теперь давайте посчитаем, сколько же кувшинов? А считать будем так: один красивый кувшин, два красивых кувшина и т.д.

Дети считают, правильно проговаривая звуки [с], [ш].

V. Логоритмическое упражнение  (Выполнение движений в соответствии с текстом).

Логопед: - Молодцы, ребята! А давайте попробуем развеселить снеговика, поиграем с ним, а то он очень расстроился из – за разбитых кувшинов:

Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,

Са – са – са – голубые небеса,

Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,

Су – су – су – и водички принесу,

Ши – ши – ши – наши детки хороши,

Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,

Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

VI. Упражнение на развитие дыхания «Буря в стакане»

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с крошками пенопласта. В крышке стакана делается отверстие, в которое фиксируется соломинка для коктейля. Ребёнок дует через соломинку, чтобы крошки пенопласта взлетали. Следует обратить внимание на то, чтобы щёки не надувались, а губы были не подвижны.

Логопед: - Вот мы и согрелись, а наш снеговик начал таять. Что же делать?

Дети подсказывают: «Бурю».

VII. Игра на развитие фонематического слуха.

Логопед: - Ох, ребята, сколько же вы снежинок надули. А снежинки волшебные, с картинками. Вам нужно снежинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] в сани. На снежинках картинки:

лошадка, мышка, груша, чашка, мишка, носок, автобус, кактус, санки, весы и т.д.

- Молодцы!

Далее дети дают характеристику звуку [ш], [с].

VIII. Д/и «Доскажи словечко».

Логопед: - А ещё, наш снеговик большой шутник. Послушайте, что он придумал:

Как – то вечером старушки

Пили чай и грызли …сушки.

Кошка на подушке

Лапкой моет ...ушки.        

Ложится спать, кряхтя, старушка,

Кладёт под голову … подушку.

Испекла старушка пышки

И сложила пышки в … миску.

Логопед: - Ребята, а теперь давайте, и мы снеговика поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:

Язык вверх: ша- ша- ша,

Каша, пирожки, лапша.

Язык вниз: са – са - са,

Сахар, масло, колбаса.

IХ. Итог (оценка работы детей)

Логопед предлагает вспомнить все задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интересно. Затем он оценивает работу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ж], [ш]"

Конспект открытого логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [с][с,]»

Цель: знакомство с акустико-артикуляционной характеристикой звуков С, Сь.Задачи: уточнить произношение звуков С, Сь; дифференцировать их изолированно, в слогах, словах; закрепить умение проводить звук...

Конспект логопедического занятия: Дифференциация звуков С-Ш.

уточнять и сравнивать артикуляцию звуков, учить дифференцировать буквы С-Ш, давать их сравнительную характеристику, формировать умение различать на письме С-Ш в слогах, словах, предложениях;разви...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [С]-[Ш]".

Дифференциация звуков  [С]-[Ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях....

Конспект логопедического занятия.Дифференциация звуков Б и Бь.

Конспект занятия для развития фонематического слуха у детей, умение определять место звука в слове, умение дифференцировать твердые и мягкие звуки. На данном занятии звуки б и бь....

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [3] - [С]» (средняя группа)

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [3] - [С]» (средняя группа) подготовлен в целях развития фонематического слуха....

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж».

Тема «Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж».Цель: Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж;Развивать слуховое внимание и память;Привлекать внимание детей к родственным  словам;Анализ  и  синт...