"Не скучаю! Ч и Щ я повторяю!" конспект логопедической непосредственной образовательной деятельности
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Куляк Светлана Сергеевна

Представляю вашему вниманию конспект логопедической непосредственной образовательной деятельности  по теме:  "Звуки [Ч] – [Щ]".

Коррекционно-образовательные цели: уточнить артикуляционные и акустические признаки звуков [Ч ]  [Щ], соотнести звуки с буквами, познакомить с правилом написания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Коррекционно-развивающие цели: развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, связную речь, умение сравнивать, выразительность речи, уточнение словаря по теме «профессии».

        Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности.

Оборудование: ТСО, презентация, картинки на звуки по теме, «вставь букву Ч или Щ», касса букв, листы с заданиями, карандаши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_skuchayu_ch_i_shch_ya_povtoryayu.docx783.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  Звуки [Ч] – [Щ].

Коррекционно-образовательные цели: уточнить артикуляционные и акустические признаки звуков [Ч ]  [Щ], соотнести звуки с буквами, познакомить с правилом написания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Коррекционно-развивающие цели: развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, связную речь, умение сравнивать, выразительность речи, уточнение словаря по теме «профессии».

Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества,

взаимодействия, самостоятельности.

Оборудование: ТСО, презентация, картинки на звуки по теме, «вставь букву Ч или Щ», касса букв, листы с заданиями, карандаши.

                                      Ход занятия.

  1. Организационный момент.  

   Сказка «Маленький паровозик и Цветок».

    Ехал маленький Паровозик и пел свою мягкую песенку: «Ч-ч-ч», вдруг он увидел, что пчелки кружатся над чем-то ярким. Это рядом с дорогой вырос очень красивый Цветок. Но Цветок не замечал Паровозика, ведь ему пели свои песенки пчелки. И тогда Паровозик, вздохнув носиком, начал тянуть, пока хватило воздуха. Вот так: «Ч----»! и получилась красивая шуршащая, но совсем другая песенка: «ЩЩЩ».

   Цветок завертел яркой головой, отыскивая своего любимого друга Ветерка, ведь именно он, прилетая в гости, пел ее, и качал Цветок на стебельке, как на качелях. Но друга нигде не было, а рядом стоял Паровозик.

-  Это ты спел такую песенку? – спросил Цветок.

- Да, я. – ответил Паровозик.

- Но ведь это поет Ветерок, – продолжал Цветок.

- А я, если захочу могу петь песенку твоего друга.

- Она мне нравится, спой еще раз! – попросил Цветок.

  1. Характеристика звуков.

- Как вы думаете, с какими звуками мы будем работать на занятии? (Ч и Щ)

- Скажите, что вы знаете о звуке Ч? (Звук Ч – согласный, глухой, всегда мягкий).

- Дайте характеристику звука Щ. (Он согласный, глухой, всегда мягкий).

 - Что общего в этих звуках? (Они согласные, глухие, всегда мягкие).

- Чем отличаются? (Отличаются артикуляцией – губы при произношении звука Ч – округлены и вытянуты вперед, а при Щ – немножко улыбаются. А еще при Щ – язычок в виде чашечки и плавная струя воздуха проходит в щель между спинкой языка и небом, а при Ч – кончик языка соприкасается с верхними зубками, а затем между ними образуется щель, в которую выходит резкая, короткая струя воздуха.)

- А какими буквами обозначаются эти звуки? Найдите эти буквы среди других и обведите.

3. Речевая зарядка.

- Приготовьтесь к речевой зарядке, не забывайте передать мою интонацию.

Ча-ща-ча, чу-чу-щу, щи-щи-чи.

Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща?

Чу-чу-чу – я гулять хочу!

Щи-щи-щи – мы ели щи?

Чо-чо-чо – ох, как горячо!

Ча-ща-ча,
Чайка-щавель-и свеча,
Чи-щи-чи, 
Чижик-ящик-две свечи,
Чо-що-чок,
Чертик-щетка-кулачок,
Чу-щу-чук,
Чубчик- щучка-каучук.

4.Дифференциация звуков [Ч] – [Щ]. (Д/и «Чебурашка и щенок»)

- Предлагаю вам поиграть в игру «Чебурашка и щенок».

У меня в коробке картинки, в названии которых встречаются звуки Ч или Щ. Чебурашка будет собирать слова со звуком Ч, щенок – со звуком Щ. Вам надо назвать слово, ваша задача не только узнать звук, но и определить место звука в слове. (Ящик, черепаха, щит, мяч и т.д.)

5. Динамическая пауза.

- А теперь немного отдохнем.

Вы теперь не ребятишки,

Не девчонки и мальчишки,

А веселые мячи!

Так что прыгай и скачи!

Девочки и мальчики прыгают как мячики.

Мячик прыгал и скакал,

На иголку набежал…

Он все ниже опускается,

Воздух тихо выдувается.

- А теперь поиграем так, если я скажу [ч] – вы прыгаете как мячики, а если [щ] – показываете, как выходит воздух из мячика.

6.«Сказка о том, как буквы Ч и Щ поссорились с буквами Я и Ю».

- Буквы Ч и Щ приготовили для вас сказку.

Однажды буквы Я, Ю, А, У позвали играть в прятки буквы Щ и Ч. Они посчитались и выпало искать буквам Ч и Щ. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буквы Ч и Щ уже все обошли, нашли А, У, а Я и Ю все никак не найдут. Искали, искали, так и не нашли, решили пойти домой. Проходят буквы Ч и Щ мимо соседнего домика, видят – Я и Ю, как ни в чем не бывало, сидят на крылечке. Обиделись Ч и Щ, с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят вместе. А вот с буквами А и У буквы Ч и Щ подружились.

С тех пор ЧА -   ЩА  пишутся только с А.

ЧУ -  ЩУ  пишутся с буквой У.

- Придумайте слова с этими слогами. (Часики, часто, чудо, чаща, щука, ищу, роща, чудеса, гуща, пища). Напишите в листе с заданием ЧА ЩА ЧУ ЩУ.

7. «Сложи слова».

СЫ   ЧА,       КА   ЩУ.

8.Звуковой анализ слов. Написание слов в листе с заданием.

                   МЯЧ, ДАЧА, РОЩА.

9. Закрепление словообразования существительных, обозначающих профессии. (Д/и «Кто это?»)

Работает на экскаваторе - экскаваторщик.

Работает на подъемном кране –

Дрессирует животных –

Чистит обувь –

Работает на почте –

Играет на скрипке –

Играет на барабане –

Работает в магазине –

Ухаживает за птицей – .

10. Итог.

Если вам понравилось наше занятие поднимите большой палец вверх, если нет – опустите его. Что запомнилось? …

Молодцы! За активную работу вы получаете ручки.

https://img.labirint.ru/images/comments_pic/1351/8_f9f3f7f470ec52e8aee911d8e04f133f_1387723656.jpghttps://img.labirint.ru/images/comments_pic/1351/8_f9f3f7f470ec52e8aee911d8e04f133f_1387723656.jpg

http://logoped18.ru/logopedist/medvedkova-nadezhda/differentsiatsiya-zvukov-ch-shch-1.gifhttps://ds02.infourok.ru/uploads/ex/09e0/00052677-2abe366f/hello_html_34684e4b.png

http://4put.ru/pictures/max/288/885997.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0355/00051fec-62b274dc/1/hello_html_14160e44.jpghttps://studfiles.net/html/2706/186/html_i_bqQQ7rel.nGrS/img-7Q9v6P.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука [Р]

Конспект индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука [Р]...

Логопедическая непосредственная образовательная деятельность "Фрукты, овощи, ягоды"

Логопедическая непосредственная образовательная деятельность по теме "Фрукты, овощи, ягоды"  с детьми старшей группы с ОНР...

Конспект логопедической непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию связной речи у детей с ОНР.

Конспект логопедической непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию связной речи у детей с ОНР.Лексическая тема: "перелётные и зимующие птицы"...

Конспекты логопедической непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию связной речи у детей с ОНР.

Конспекты логопедической непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию связной речи у детей с ОНР.Лексическая тема: "Транспорт".Лексическая тема: "Овощи"....

Конспект интегрированной логопедической непосредственно -образовательной деятельности "Прогулка в зимний лес"

Цели:1. Расширить словарный запас по заданной теме.2. Создавать лексико-грамматические основы для коммуникативного общения.3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память.4. Формирование навыка св...

Конспект подгрупповой логопедической непосредственно образовательной деятельности по теме «Прогулка в горы. Звук "Р"»

Коррекционно-образовательные задачи:- закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений;- упражнять в правильном произношение звука «р» изолированно, в слогах, словах и фразе;- упражнять в с...

Конспект итоговой логопедической непосредственно- образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей с ФФНР в условиях группы логопедической деятельности с использованием средств ТСО.

Важнейшей задачей в работе учителя-логопеда является развитие у детей фонематического восприятия, формирование звуко- слогового и звуко-буквенного анализа, т.е. работа по предупреждению возникновения ...