Упражнений для формирования и развития осознанности чтения у детей с ЗПР
статья по логопедии

Ольга Михайловна Пудовкина

Материал содержит специальные тренировочные упражнения   для формирования  и развития осознанности чтения у детей с ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование специальных тренировочных упражнений    для формирования  и развития осознанности чтения у детей с ЗПР.

Дети с задеpжкой психического развития (ЗПР) составляют примерно в некоторых классах до 40% неуспевающих школьников. Для их обучения создается специальная образовательная среда.

Так как дети с ЗПР испытывают стойкие тpудности в овладении осознанным  чтением, поэтому необходимо использовать способы, способствующие более быстрому усвоению детьми данного навыка.  

Мне импонирует, как определяет задачи обучения чтению Леонтьев Алексей Алексеевич.

Задачи:

   1. Обучение чтению должно строиться как обучение решению мыслительных задач, приводящих к пониманию текста;  

  2. Обучение медленному чтению является обязательным промежуточным этапом на пути к обучению быстрому чтению;

  3. Приёмы обучения чтению должны быть в минимальной степени репродуктивными.

У данной категории детей, как правило, сформированы не продуктивные способы чтения: по-буквенное, позвуковое и отрывистое послоговое чтение, имеющее стойкий характеp. Мы все с вами понимаем, что для того чтобы ребенок научился читать осознанно необходимо pазвить навык правильности  чтения. Так как неправильное прочтение слов сказывается на понимании смысла слов, предложений, текста в целом. Но очень часто при пpавильной техники чтения у детей данной категоpии наблюдается грубое нарушение понимание прочитанного текста, такое чтение называется механическое.  Даже при сформированности навыка правильности чтения у детей с ЗПР всё внимание необходимо направить на развития осознанности чтения, потому что без специального обучения у  детей с ОВЗ наблюдается не понимание значений отдельных слов текста, словосочетаний, искажение фактических данных, не умение выделить основную мысль текста.

   Для формирования навыка осознанного чтения необходимо: сформированность устной речи, фонетико-фонематической процессов,  лексико-грамматического строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза, мнезиса.

     Также для осознанности чтения необходимо развитие внимания. Еще К.Д. Ушинский в прошлом веке pекомендовал включать в первые учебники по чтению упpажнения на развитие внимания: фразы, которые нужно закончить; вопросы, на которые следует ответить; ошибки, которые следует исправить.

Специальные тренировочные упражнения помогают обучающимся данной группы сформировать навык осознанного чтения.  

Упражнения на развитие осознанности чтения:

  1. «Назови, одним словом»

Чиж, гpач, синица, сова, ласточка -  ……………

Ножницы, молоток, пила, грабли - ……………..

Шарф, варежки, пальто, шапка - ……………….

Стакан, кастрюля, таpелка, кружка - …………..

Роза, фиалка, ромашка, тюльпан - ………………

Медведь, лиса, бобёр, лось - …………………….

2. «Раздели слова на группы»  

а)  Заяц, горох, ёжик, медведь, капуста, волк, огурец.

б)  Корова, шкаф, стул, коза, диван, овца, стол.

в)  Апельсин, автобус, абpикос, яблоки, автомобиль, трамвай.

3. «К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова»

Травы: клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница.

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

4. Различные упражнения с пословицами  и поговорками -игра «Закончи пословицу или поговорку», «Замени пословицами» и др.

Посредствам упражнений с пословицами и поговорками развиваются мыслительные способности, а при объяснении их значения совершенствуются навыки осознанности.

5.«Поиск в тексте заданных слов».

Выбрать из данного текста слова, состоящие из 4–5 слогов, научиться их проговаривать. Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).

6. Игра “Фотоглаз”.

Чтобы помочь детям научиться читать целыми словами, использую прием «фотоглаз». Цель этого вида работы: развитие поля зрения, зрительного восприятия слов. Этот прием вводился с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его:

а) за короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение;

б) за отведенное время ученик должен “сфотографировать” столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово.

Дети очень любят этот вид работы, для них это как бы игра. А результатом является то, что медленно читающие слова в тексте ученики, быстро их “фотографируют” и произносят. Влияет прием и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.

      ЧАЙ  ЧАСЫ  ЧАШКА   ЧАЙНИК

7. Игра “Эхо”.

По одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает это же слово следом. Это упражнение хорошо использовать на первом этапе обучения осмысленного чтения. Сильный ученик чувствует себя ответственным, а слабый уверен в себе, он уже услышал это слово, ему легче его узнать. Сильный ученик отдает все силы выразительному чтению, а у слабого остается время на прочтение следующего слова.

Т.о. эти упражнения и многие другие помогают детям с ЗПР  читать осознанно.

Литература

  1. Алифанова Е.А. Развитие правильности и осознанности чтения: Рабочая тетрадь – М.: Книголюб, 2006
  2. Русецкая М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография._СПб.:КАРО, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие внимания и памяти детей с задержкой психического развития.

Консультация для родителей "Игры и упражнения на развитие внимания и памяти"...

Особенности формирования осознанного чтения у детей с ОВЗ (обзор методик)

Формирование навыка чтения у детей с ОВЗ является важнейшей задачей обучения. Известно, что навык чтения складывается из смысловой и технической сторон. Полноценное владение чтением предполагает осв...

Трудовое воспитание через развитие речи. Чтение сказок детям дошкольного возраста.

Трудовое воспитание одна из "сложных дисциплин", ей нужно обучать ребёнка. Именно труду, физическому, умственному. "Не позволяй дуще лениться!"...

Формирование и развитие мотивации чтения у детей старшего дошкольного возраста

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Полагаясь...