пальчиковые игры
картотека по логопедии (средняя группа)

Васильева Ирина Андреевна

игры для детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_dlya_detey_4-5let.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

                       РАЗВИВАЛКИ «МОТОРИКА »

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет

В то время, когда витрины магазинов завалены всевозможными игрушками для детей всех возрастов, педагоги и психологи все чаще напоминают родителям о важности простых пальчиковых игр. Наши предки не зря утверждали, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» и учили с малышами потешки, делая массаж ладошек. Народная мудрость никогда не ошибается: мозг человека устроен так, что моторные и речевые центры находятся в тесном взаимодействии. Поэтому так важна пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет в детском саду — картотека подобных упражнений, разделенная по темам, станет хорошим подспорьем каждому воспитателю.

Плюсы пальчиковой разминки

Забавы с пальчиками — увлекательное и веселое развлечение, способное надолго занять малыша в любом месте — от очереди в поликлинике до автомобильной поездки. Они не требуют никаких затрат, приносят массу удовольствия и развивают у детей много новых качеств и навыков:

Игровые движения, сопровождаемые словами, тренируют память. Помните, как будучи совсем маленьким, кроха повторял отдельные слова из текста потешки, ориентируясь на ее ритм? В 4-5 лет дети способны быстро запомнить довольно длинный стишок именно в качестве ассоциации с игрой;

Тренировка тактильного восприятия развивает осязание. Ребенок осознает физические качества предметов — шероховатый, гладкий, прохладный, теплый, тяжелый, мягкий и т.д.;

Стимуляция мелкой моторики в возрасте 4-5 лет готовит руку малыша к письму, попутно пробуждая речевую активность. Дошкольники, регулярно делающие пальчиковую гимнастику, более аккуратно и тонко рисуют, выполняют сложные аппликации, а главное — могут сами придумать подробный сюжет таких работ;

На протяжении всего занятия ребенок следит за действиями взрослого, стараясь запомнить их последовательность — так формируется способность к концентрации, усидчивость;

По результатам занятий речь детей 4-5 лет становится более связной, обретает интонационное разнообразие и ровный темп. Разговорные темы обретают разнообразие, малыш учится рассуждать, выстраивая логические цепочки;

Пальчиковая гимнастика может развить музыкальный слух, если стишок будет произноситься нараспев, а еще лучше под несложную музыку;

Веселая игра детей 4-5 лет с педагогом или родителем помогает укрепить психоэмоциональный контакт, ведь положительные впечатления от гимнастики в первую очередь будут ассоциироваться с личностью взрослого, открывшего им новое развлечение.Пальчиковая гимнастика в средней группе

Если же посмотреть на пальчиковую гимнастику с точки зрения физиологии, хорошая координация движений несет большую практическую выгоду — малыши быстрее учатся самостоятельно застегивать пуговицы, завязывать шнурки, лепить из пластилина.

Как проводить занятие?

Пальчиковая гимнастика, проводимая с малышом мамой или папой, часто носит исключительно развлекательный характер, ее главная цель — временно занять ребенка. В детском саду упражнения приобретают дополнительные назначения, а потому их выполнение требует от педагога соблюдения нескольких простых правил:

На занятии пальчиковой гимнастикой

Сложность пальчиковой игры должна соответствовать возрастной группе. Так в 4-5 лет дети должны уметь повторять и запоминать достаточно много жестов руками. Текст игры уходит от формы потешки и усложняется, становится похожим на краткий рассказ, который иллюстрируют движения пальцев, ладоней;

Чтобы развивающий эффект гимнастики был заметен, занятия должны иметь регулярный характер, лучше всего ежедневный. Важно помнить, что дети 4-5 лет утомляются уже через несколько минут — начинают отвлекаться, теряют интерес.

Заметив, что внимание группы к гимнастике снизилось, следует завершить игру.

Строгие окрики в такой ситуации неуместны, занятия из-под палки радости детям не принесут;

Следите за тем, чтобы картотека пальчиковой гимнастики была достаточно разнообразной и включала несколько типов движений: растяжение и расслабление руки, сжатие. Пусть обе руки работают с одинаковой нагрузкой, для чего жесты чередуются на левой и правой кисти, или выполняются всеми десятью пальчиками.

Мизинец и безымянный палец требуют особой проработки, так как практически не задействованы в повседневной жизни;

Заметив, что один ребенок из группы занимается неохотно, избегайте резких замечаний. Возможно, у малыша что-то случилось или просто плохое настроение.

Перенесите внимание с личности малыша на причину поведения простым вопросом о том, почему его пальчики (а не сам кроха) сегодня ленятся — так ребенок не почувствует себя виноватым, а группа не будет над ним подсмеиваться;

По мнению детских специалистов, занятия пальчиковой гимнасткой в детском саду дают заметный результат примерно через месяц, за это же время успевая наскучить детям. Поэтому каждые 4-5 недель рекомендуется делать перерыв на несколько дней, за которые нужно пополнить картотеку новыми упражнениями и темами.Дети 4-5 лет на занятии пальчиковой гимнастикой

Пальчиковая гимнастика в детском саду выгодно отличается от домашней коллективностью — ребенок чувствует себя частью группы, выполняя совместные упражнения. Хорошо, если педагог даст возможность выделиться каждому малышу, построив сеанс в форме простого представления, разбитого на маленькие роли. Если пальчиковая гимнастика полюбилась всей группе, можно предложить детям самостоятельно придумать рассказ для картотеки, в 4-5 лет они уже вполне способны на импровизацию.

 

                                  Домашние животные

Бодливые телята

Теленочек бодливый рос,

На правой руке сгибают и прижимают к ладони все пальцы, кроме мизинца и указательного.

Другой теленок – тоже.

(Сгибают все пальцы на левой руке, кроме мизинца и указательного.)

Они бодались каждый день.

Кто их разнять поможет?(Выставленные пальцы на обеих руках «бодаются».)

Детеныши

Детеныши в домике этом живут.

Их мамы зовут – они сразу бегут.

(Называя детенышей домашних животных, разгибают пальцы на руке, начиная с большого.)

Жеребеночек быстрый,

Котенок пушистый,

Теленок бодливый,

Щенок шаловливый,

Козленок рогатый,

Убежали все ребята.

(Все пальцы – снова в кулак.)

Что же делают собаки?

Что же делают собаки?

(Дети загибают пальцы на руках, перечисляя то, что могут делать собаки.)

Спят, ласкаются, скулят,

Лают, прыгают, играют,

Охраняют и рычат,

Воду свежую лакают,

Мясо вкусное съедают.

Что же могут делать кошки?

Что же могут делать кошки?

(Загибают пальцы на руках, перечисляя то, что могут делать кошки.)

Молоко лакать из плошки,

Помяукать у дверей,

Чтоб открыли поскорей.

Поиграть с клубком и с мышкой,

Зашипеть на шалунишку,

Могут когти выпускать,

На деревья залезать,

Могут красться,

Прыгать, бегать

И, мурлыча, отдыхать.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

(Поглаживают кисти рук.)

Гребешком приглажу хвостик

(Поглаживают каждый палец.)

И верхом поеду в гости.

(Стучат пальчиками по столу.)

Собака

Заворчал живой замок,

(Пальцы сжаты в кулак, вращают кулачками.)

Лег у двери поперек.

(Пальцы соединяют «домиком».)

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи!

Крепко схватит за штаны,

Ты беги, беги, беги!

( Пальцы сжаты в кулак, имитируют указательным и средним пальцами бег по столу.)

Кошка

Бегают глаза у кошки,

(Пальцы «бегают» по столу.)

Отдохнули бы немножко!

(Стучат пальцами по столу.)

— Не могу я отдыхать,

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Завтра снова в шесть вставать.

(Потирают ладони.)

Котята

Видели вчера котяток:

(Дети загибают пальцы на руке.)

Один, два, три, четыре, пять.

Очень хочется, ребята,

(Хлопки в ладоши.)

Про котят всем рассказать.

(Разгибают пальцы, рассказывая про котят.)

Белый котенок на коврике спал.

Серый котенок с мышкой играл.

Рыжий котенок рыбку ловил.

Черный котенок когти точил

А разноцветные котенок и кошка,

Мурлыча, лизали сметану из плошки.

Поросята

Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков.

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю («Фонарики»).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал, (Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

Козочка

Шел старик дорогою,

(Идти пальчиками по столу, показать пальчиками)

Нашел козу безрогою.

(Рога, постучать пальчиками по столу, снова)

Давай коза, попрыгаем,

(показать рога, погрозить пальчиком.)

Ножками подрыгаем.

А коза бодается,

А старик ругается.

Уточка

Шла уточка бережочком,

(«Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь).

Шла серая по крутому.

Вела детей за собой,

И малого, и большого,

(Загибают безымянный палец, большой палец.)

И среднего, и меньшего

(Загибают средний палец и мизинец)

И самого любимого

(Загибают указательный палец)

                       Картотека Профессии

За работу

Ну-ка, братцы, за работу.

(Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого),

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать, Энергично шевелить пальцами.

Наших деток забавлять.

Наперсток

Вышивает, шьет иголка,

(В правой руке воображаемая иголка)

Пальцу больно,

(«шьет» и задевает указательный пальчик на левой руке.)

Пальцу колко.

А наперсток

В тот же миг

К девочке на пальчик

Прыг!

(«Надевают наперсток».)

Говорит иголке:

-Шей,

(«шьют»)

А колоться ты не смей!

(Грозят пальчиком.)

Повар

Повар готовил обед, (Ребром ладони стучат по столу.)

А тут отключили свет. (Загибают большой палец на левой руке).

Повар леща берет

И опускает в компот. (Загибают указательный палец.)

Бросает в котел поленья, (средний)

В печку кладет варенье (безымянный)

Мешает суп кочерыжкой, (мизинец)

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень довольный он! (Разводят руками).

Маляры

Маляры известку носят, (Держат в руках воображаемые ведра, имитируют ходьбу на месте.)

Стены кистью купоросят. (Лицом друг к другу, движения воображаемой кистью вверх-вниз.)

Не спеша, разводят мел. (Наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре).

Я бы тоже так сумел. («Красят»)

Кузнец

Идет кузнец из кузницы,

(Кисти рук лежат на столе, ладонями вниз)

Несет кузнец два молота.

(Пальцы приподняты, слегка согнуты)

Тук, тук, тук, тук,

(Постукивать поочередно правой, левой руками, всеми пальцами)

Да ударил разом вдруг.

(Пальцы обеих рук одновременно ударяют по столу).

Почтальон

Что принес нам почтальон?

(Сжимать и разжимать кулаки)

С толстой сумкой ходит он.

(Шагать пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,

(Загибать пальцы, начиная с большого)

В бандероли 2 кассеты.

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

Пекарь

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки.

(Выполняем круговые движения ладонями)

Две сушки — Ванюшке,

(Имитируем скатывание колобка)

Две баранки – Танюшке,

(Поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с остальными пальцами)

Два бублика – Мишке,

Два калача – Маришке.

(Упражнение «колечки»)

Пальчиковая гимнастика в стихах для детей 4-5 лет в детском саду

Пальчиковая гимнастика в стихах для детей дошкольников

Разминка

Ты, утенок, не пищи!    Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.

Лучше маму поищи.   Можно использовать резиновые игрушки.

 

Погладим котенка

«Киса, кисочка, кисуля! —     Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

Позвала котенка Юля. —

Не спеши домой, постой!» —

И погладила рукой.

 

Моя семья

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, на слова «а вот и вся семья» второй рукой охватить весь кулачок.)

 

Веер

Солнце светит очень ярко,      Соединить прямые пальцы рук.

И ребятам стало жарко.      Расслабить руки от локтя,

Достаем красивый веер —       превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

Пусть прохладою повеет.

 

Детки

Раз, два, три, четыре, пять!     Поднять кисть правой руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

Будем пальчики считать —

Крепкие, дружные,     Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

Все такие нужные...

Тише, тише, не шумите,    Раскачивать кулачок вниз-вверх по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы.

Наших деток не будите!     Упражнение выполнять сначала одной рукой, затем — другой, а в заключение — двумя.

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

 

Белка

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому...

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.)

 

На работу

Большой палец встал один.     Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого.

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура!»    Широко расставить пальцы в стороны.

На работу им пора.

 

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять —

В домик спрятались опять.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.)

Мы считаем

Можно пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

На другой руке — опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Поочередно разгибать пальцы правой руки (затем левой), начиная с большого.)

 

Пальчики здороваются

Я здороваюсь везде —

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца этой же руки. Проделать то же самое левой рукой.)

Повстречал ежонка еж:

«Здравствуй, братец!

Как живешь?»

(Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев этой же руки.)

 

Жук

Я веселый

Майский жук.

Знаю все

Сады вокруг,

Над лужайками кружу,

А зовут меня

Жу-жу...

(Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами».)

 

Оса

Оса села на цветок.

Пьет она душистый сок.

(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое пальцем левой руки.)

Большой братец

Покажи уменье другу,

Покрутись-ка ты по кругу!

(Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.)

 

Человечек

«Топ-топ-топ!» —  топают ножки,

Мальчик ходит по дорожке.

(Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу.)

 

Очки

— Что стряслось

у тети Вали?

— У нее очки пропали!

Нет очков у тети Вали —

Очевидно, их украли!

(Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить их.)

 

Солнце

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

(Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».)

 

Деревья

Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.)

 

Бабочка

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На березовой ветке.

(Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легкими, но резкими движениями в запястье имитировать полет бабочки.)

 

Птички

Птички прилетали,      Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

Крыльями махали.

Сели. Посидели.

И дальше полетели.

Качаем лодочку

Долго лодочку качало.

Ветер стих, и лодка встала.

(Ладонь руки поднять вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно двигать кисть руки влево-вправо.)

Крючочки

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

(Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры с другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...