Презентация "Методики и пособия по коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ТНР"
презентация к уроку по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)

Никитина Елена Викторовна

В презентации представлен обзор методик и пособий по коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_korrektsii_slogovoy_struktury_slova.pptx2.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методики коррекции слоговой структуры слова с использованием современных пособий в работе Подготовили: учитель-логопед ГБДОУ 39 Пушкинского района Спб Никитина Елена Викторовна

Слайд 2

Слоговая структура слова - характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов. Слог является минимальным сегментом ритмической организации речи

Слайд 3

Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе По материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов проходит по следующим этапам: 1 г. 3 мес— 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту 1 г. 8 мес. – 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко); 1 г. 10 мес. – 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах; 2 г. 1 мес. – 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась); 2 г. 3 мес. – 3 г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

Слайд 4

Примеры нарушений слоговой структуры слова элизия (пропуск звуков, слогов) моток (молоток) метатезис (перестановки слогов/звуков) деворе деверо (дерево) ассимиляция (уподобление одного слога другому) прогрессивная кокодец (колодец) и регрессивная лолодец персеверация (повторение) гугусеница/гусениница (гусеница) упрощение кластеров (выпадение одного согласного из стечения) капута (капуста) тенденция к конечному открытому слогу (добавление гласной в конце слова) банана (банан) итерация (увеличение/сокращение слогов за счет добавления/опущения гласной) балакон (балкон) пинино (пианино) контаминация (слияние двух слов) холодильница (холодильник+хлебница) субституция (замещение слога/звука) даван/ виван (диван)

Слайд 5

14 классов слоговой структуры слова по А.М.Марковой 1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети). 2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина). 3. Односложные слова (дом, мак). 4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель). 5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка). 6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан). 7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон). 8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки). 9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник ). 10.Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка). 11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф). 12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт). 13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка). 14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Слайд 6

Коррекционная работа

Слайд 7

Методики коррекции Маркова А.К. Бабина Г.В ., Сафонкина Н.Ю. Большакова С.Е. Ткаченко Т.А. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Четверушкина Н.С. Травкина Ж. А. Агранович З.Е. Крупенчук О.И.

Слайд 8

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Учебно-методический комплект: учебно-методическое пособие альбом для обследования восприятия и произнесения слов различной структурной сложности картинный материал для проведения игр

Слайд 9

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Учебно-методическое пособие состоит из трех разделов: теоретические основы, составляющие научную базу проблемы обследования и формирования слоговой структуры слова методики обследования процессов восприятия и проговаривания слов, состояния оптико-пространственной ориентации, сложных параметров серийных движений и действий основные направления коррекционной работы, комплексы игр, игровых приемов и упражнений

Слайд 10

Ткаченко Т.А. Основные тезисы: - коррекция фонематического образа слова должна проходить параллельно с уточнением и закреплением его значения. - ведущее место в системе коррекционных упражнений отводится отработке слогов и слов со стечением согласных звуков. - одно из важных условий – опора на слуховое, зрительное и кинестетическое восприятие (авторская специальная методика).

Слайд 11

Большакова С.Е. Учебно-методический комплект включает в себя: - методическое пособие «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей» - демонстрационный материал «Формируем слоговую структуру слова» - методическое пособие «Формирование мелкой моторики рук»

Слайд 12

Большакова С.Е. В пособии уделяется внимание развитию предпосылок формирования слоговой структуры: оптико и сомато -пространственные представления ориентация в двухмерном пространстве динамическая и ритмическая организация движений Автор предлагает приемы мануального подкрепления, облегчающий детям артикуляционные переключения и предотвращающий пропуски и замены слогов.

Слайд 13

Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. (2007год издания) В пособии представлен систематизированный речевой и дидактический материал, с учетом классификации продуктивных классов, разработанной А.К.Марковой , начиная с отработки звукоподражания.

Слайд 14

Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Пособие дополнено приложением и иллюстративным материалом к разделу «Звукоподражание»

Слайд 15

Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. (2007год издания) Речевой материал соблюдает систематизацию: блоки по автоматизации звуков, исключающие слова с другими, трудными для детей звуками; чистоговорки (с автоматизируемыми звуками)

Слайд 16

Четверушкина Н.С. В пособии изложена система упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. В основе системы лежит лексико-грамматический подход к коррекции и развитию устной речи.

Слайд 17

В книге содержится большой практический материал в виде разнообразных игр и игровых упражнений

Слайд 18

«Кого ты видишь?» 2 класс слоговой структуры К пособию прилагается обширный картинный материал к упражнениям (около 500 иллюстраций) Упражнение «В деревне» 7 класс слоговой структуры

Слайд 19

«Выбери команду» - я пою 1 класс слоговой структуры «Бабушкино угощенье» 9 класс слоговой структуры «Выбери картинку» 8 класс / 3 класс слоговой структуры

Слайд 20

Пособия Травкиной Ж. А. группа вконтакте «Современные логопеды» Кнопки – переключалки (6 стр.) Формирование слоговой структуры (48 стр.) Сложи слово (48 стр.) Звукоподражания (8 стр.) Один-два- много (48 стр.) Ритмы (4 стр.) Слоговые упражнения (42 стр.)

Слайд 21

Пособие «Слоговые упражнения» Предназначено для: Формирования слоговой структуры слова на начальных этапах работы Коррекции звукопроизношения

Слайд 22

Пособие «Кнопки- переключалки »

Слайд 23

Картинный материал подобран в соответствии с классификацией А.К. Марковой с 1 по 14 класс слоговой структуры слов. Картинки поделены на части, согласно количеству слогов в слове, учтено ударение. Пособие «Сложи слово»

Слайд 24

Дидактическое пособие «Структура слова» Слова систематизированы с учетом ударения в каждом классе слоговой структуры. В процессе подготовки материала использовались методы работы Т.Н.Новиковой -Иванцовой. Классификация слов Марковой А.К.

Слайд 25

Дидактическое пособие «Структура слова» К каждому классу существительных подобран глагол ( в картинке), что предполагает составление фразы (глагол + существительное в именительном и косвенных падежах) уже на самых первых этапах работы.

Слайд 26

Пособие «Один-два-много» Иллюстрации подобраны в соответствии с классификацией А. К. Марковой с 1 по 14 класс, предназначено для работы над категорией множественного числа существительных. Примерные задания: «Мой, моя, моё, мои» С глаголом «вижу» (винительный падеж)

Слайд 27

Пособие «Один-два-много» Иллюстрации подобраны в соответствии с классификацией А. К. Марковой с 1 по 14 класс, предназначено для работы над категорией множественного числа существительных. Примерные задания: «Мой, моя, моё, мои» С глаголом «вижу» (винительный падеж) «Посчитай, 1-2-5»

Слайд 28

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО.

Ведущая форма работы с детьми дошкольного возраста является игра. Предлагаю вашему вниманию серии игр «Бесполезное – полезно» и «Весёлая затея». Я уверенна, что забавные игры понравятся педагогам, род...

Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"Познакомить педагогов с системой приёмов и методов коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей ...

Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

При подготовке ребенка  с ТНР к школе необходимо  поработать над слоговой структурой слова, то есть определение количества слогов в слове, места слога в слове, выделение гласных звуков в сло...

«КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР"

С каждым годом отмечается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи, у которых нарушено формирование всех сторон речи. (слайд 2) Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возрас...

из опыта работы: Коррекция нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста.

Рекомендации по организации коррекционной работы с воспитанниками, имеющими нарушения звукослоговой структуры слова....

Индивидуальный план по самообразованию: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста».

Разработать систему коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста....