Логопедические игры по теме "Профессии"
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Цыркина Наталья Юрьевна

Речевые игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи, фонетической стороны речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_igry_po_teme_professii.docx472.39 КБ

Предварительный просмотр:

Использование логопедических игр для ранней профориентации дошкольников.

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ: речь с движением

ШОФЁР

Качу, лечу,                                   бегут по кругу, крутят воображаемый руль

Во весь опор,                               бегут по кругу, крутят воображаемый руль

Я сам шофёр,                               бегут по кругу, крутят воображаемый руль

Я сам мотор,                                бегут по кругу, крутят воображаемый руль

Нажимаю на педаль,                   останавливаются «нажимают на педаль»

И машина мчится вдаль,           бегут по кругу, крутят воображаемый руль

МАЛЯРЫ

Маляры известку носят,              идут по кругу несут воображаемые ведра

Стены кистью купоросят,           имитация движения кисти

Не спеша разводят мел,               круговые движения перед собой

Я бы тоже так сумел,                   красят

КРОВЕЛЬЩИК

То не град, то не гром                                         бьют кулачком о кулак

Кровельщик на крыше,                                       тянуться вверх

Бьёт он громко молотком,                                  стучат молотком

Вся округа слышит,                                            закрывают уши

Он железом кроет дом,                                       бьют кулачком о кулак

Чтобы сухо было в нем,                                      достают носки руками

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:развитие мелкой моторики пальцев рук

ПОВАР

Повар готовил обед,                             (Ребром ладони дети стучат по столу)

А тут отключили свет.

Повар леща берет,

И опускает в компот.                           (Загибают большой палец правой руки)

Бросает в котёл поленья,

в печку кладёт варенье.                             (Загибают указательный палец)

Мешает суп кочерыжкой,                         (Загибают средний палец)

Угли бьёт поварешкой.                              (Загибают безымянный палец)

Сахар сыплет в бульон.                             (Загибают мизинец)

И очень доволен он!                                   (Разводят руками.)

ЧТО ПРИНЁС НАМ ПОЧТАЛЬОН

Что принёс нам почтальон,      сжимают и разжимают кулачки.

С толстой сумкой ходит он,    идут по столу

Перевод, журнал, газету          загибаем пальцы, начиная с большого пальца

В бандероли две кассеты         загибаем пальцы, начиная с большого пальца

И письмо от тёти Вали,            загибаем пальцы, начиная с большого пальца

Чтоб её приезда ждали.            сжимают и разжимают кулачки.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ .

Кто носит багаж? (Носильщик.) Кто сваривает трубы? (Сварщик.) Кто вставляет стекло? (Стекольщик.) Кто работает на кране? (Крановщик.) Кто укладывает кирпичи? (Каменщик.) Кто точит ножи? (Точильщик.) Кто чинит часы? (Часовщик.) Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.) Кто красит стены? (Маляр.) Кто ухаживает за птицами? (Птичница). Кто сочиняет музыку? (Композитор.) Кто играет на рояле? (Пианист.)

НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ:

Детского врача — ... (педиатр). Зубного врача — ... (стоматолог). Глазного врача — ... (окулист). Врача, делающего операции, — ... (хирург). Врача, лечащего нервы, — ... (невропатолог). Помощник врача — ... (медицинская сестра). Медицинскую одежду - ...(колпак, косынка, халат, перчатки). Медицинские инструменты - ...(шприц, шпатель, пипетка, градусник, молоточек, пинцет).

НАЗОВИ ПО ОБРАЗЦУ:

 Он художник, а она — художница. Он учитель, а она — ... . Он писатель, а она — ... . Он проводник, а она — ... . Он певец, а она — ... . Он переводчик, а она — ... .

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ ?

Учитель — учит читать, писать, считать. Пожарный — тушит пожар. Строитель — строит и ремонтирует дома. Маляр-штукатур — красит, белит, штукатурит. Фотограф — фотографирует. Повар — ... . Портной — ... . Парикмахер — ... . Библиотекарь — ... . Врач — ... . Писатель — ... . Водитель — ... . Тракторист — ... . Доярка — ... . Птичница — ... .

ИГРА  "НЕБЫЛИЦЫ"

Задача: развитие словесно-логического мышления. Воспитатель произносит предложение, дети говорят, верно оно или нет. Если неверно, дают правильный вариант.

Воспитатель: Садовник — это тот, кто работает в детском саду.

Дети. Неверно. Садовник — это тот, кто ухаживает за деревьями и кустарниками в саду.

Воспитатель:Уборщица — это та, кто делает головные уборы.

Дети. Неверно. Уборщица — это та, кто убирает мусор, подметает и моет полы.

Воспитатель: Столяр — это тот, кто сидит за  столом.

Дети. Неверно. Столяр — это тот, кто изготавливает предметы из дерева.

Воспитатель: Плотник — это тот, кто делает плоты.

Дети. Неверно. Плотник — это тот, кто строит здания из дерева.

Воспитатель: Водитель — это тот, кто водит на экскурсии.

Дети. Неверно. Водитель — это тот, кто водит машину.

ИГРА    "КТО  БОЛЬШЕ?"

Задача: упражнять детей в подборе подходящих по смыслу определений. Детям предлагается назвать как можно больше  слов-описаний. За каждое слово ребенок получает какую-либо фишку. Побеждает набравший большее количество фишек.

Летчик какой? — Храбрый, смелый.

Учитель какой? — Умный, добрый.

Водитель какой? — Внимательный, осторожный.

Грузчик какой? — Сильный, могучий.

Строитель какой? — Умелый, ловкий.

Врач какой? — Старательный, добрый.

Танцовщица какая? — Талантливая, красивая, интересная, изящная.

Воспитательница какая? — Добрая, веселая, умная. 

ИГРА  С  МЯЧОМ  "ПРОДОЛЖИ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ"

Задача: закрепление представлений о различных видах профессий, формирование навыка словоизменения.

Воспитатель начинает предложение, бросая мяч каждому ребенку, дети ловят мяч и заканчивают предложение.

      В: На транспорте нужны шоферы ...

Дети. Кондукторы, водители, пилоты, капитаны.

      В:. В ателье работает портной ...

Дети. Швея, модельер, дизайнер.

      В. Мебель не получится без труда столяра...

Дети. Лесоруба, водителя, дизайнера, швеи, обивщика.

      В:. В магазине работают продавцы ...

Дети. Кассиры, уборщицы, грузчики.

      В: Форменную одежду носят летчики ...

Дети. Врачи, милиционеры, пожарные, машинисты.

      В: Устраивают представления для детей и взрослых артисты ...

Дети. Клоуны, певцы, фокусники, дрессировщики.   

ИГРА  «Кому это нужно для работы?»

Газеты, письма, журналы - …

Кастрюли, поварёшки, сковородки - …

Градусник, шприц, шпатель - …

Автобус, автомобиль - …

ИГРА   "УГАДАЙ, КЕМ Я ХОЧУ СТАТЬ?"

Задача: развитие словесно-логического мышления; формирование навыка в употреблении сложноподчиненных предложений.

Вариант 1. Предлагаются картинки с нарисованными инструментами. Дети выбирают необходимые из них для задуманной профессии. Работа проходит в парах. Один ребенок делает предположение о выбранной соседом профессии.

Например: — Если Маша выбрала ножницы, расческу, бритву, то она хочет стать парикмахером.  

Вариант 2. Работа проходит в парах. Один из детей говорит о том, кем он хочет быть. Второй ребенок предполагает, какие инструменты нужны будут партнеру.

Например: — Если он хочет быть продавцом, то ему нужны…

Игра «Один – много»

Повар – повара - много поваров

Почтальон – … - много …

Врач – … - много …

Водитель – … - много …

Воспитатель – … - много …

«Кто что делает?»

Учитель – учит врач – …

Строитель – … повар – …

Воспитатель – … парикмахер – …

Водитель – … пожарный – …

Продавец – … хирург – …

Певица – … почтальон – …

Игра «Он, она и они»

Он, она учит, а они учат.

Он, она лечит, а они …

Он, она стрижёт, а они …

Он, она воспитывает, а они …

Он, она продаёт, а они …

«Кто работает на этом виде транспорта?»

На тракторе работает … (тракторист).

На экскаваторе работает …

На кране работает …

Поезд водит …

Машину водит …

Самолётом управляет …

«Объясни, что делает человек этой профессии»

Хлебороб – выращивает хлеб; Садовод – …

Рыболов – … Пчеловод – …

Лесоруб – … Трубочист –

«Кто работает на машинах?» (формирование навыка словообразования)
На тракторе работает ... тракторист.
На поезде работает ...
На машине работает ...
На корабле работает ...
На самолете работает ...
На экскаваторе работает ...
На трамвае работает ...
На кране работает ...
На ракете работает ...

«Похожие слова».

Работа – (труд, дело); дом – (здание, жилище); дорога – (путь, шоссе); труженик – (рабочий, работник); учитель – (педагог, преподаватель); громадный – (большой, гигантский); трудится – (работать); врач – (доктор, лекарь); летчик – (пилот, швея – (портниха).

«Скажи наоборот».

Одеть - (раздеть, поднял - (опустил, бросить - (поймать, спрятать - (найти,

положить - (убрать, приехал – (уехал, заехал – (выехал, построил – (сломал, вход – (выход, включить – (выключить).

Управление винительным падежом существительных.

                                 Упражнение «Закончи предложение»

Цель: Упражнять в употреблении существительных в винительном падеже.

  • Учитель учит кого? Детей, учеников
  • Машинист везёт кого? Пассажиров, людей.
  • Врач лечит кого? Детей, взрослых, людей, больных
  • Художник рисует что? Картину пейзаж, портрет, натюрморт, карикатуру.
  • Почтальон разносит что? Письма, газеты, журналы, посылки.
  • Животновод (фермер) поит кого? лошадей, коров, овец и т.д.
  • Повар готовит что? Обед, суп, салат и т.д.
  • Доярка доит кого? Коров, коз.

Дидактическая игра «Кто что делает?

Цель: Упражнять в употреблении глаголов в предложении. Расширять семантическое поле по теме профессии.

Оборудование: Картинки с изображением профессий: повар, врач, продавец, и т.д.

Детям показывается картинки и задаётся вопрос «Что делает повар?». (Варит, жарит, режет, моет, чистит, готовит, мешает, пробует, солит и т.д.)

Игра «Угадай, кем он работает?»

Цель: Закрепить знание о профессиях, их особенностях и значении.

Упражнять в употреблении существительных в творительном падеже.

Оборудование: фишки

Ход игры: взрослый предлагает послушать короткие рассказы о людях разных профессий. Дети должны определить, кем работает герой рассказа. Кто называет первым, получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.

- Этот человек работает с клиентом, укладывает им волосы в причёску, подстригает. Кем он работает? «Этот человек работает парикмахером».

- Этот человек работает с продуктами, он их режет, варит, жарит. Кем он работает?

- Этот человек работает с животными. Он лечит, делает прививки. Кем он работает?

- Этот человек работает с машинами. Он их разбивает, ремонтирует, меняет масло в моторе. Кем он работает?

Сюжетно – ролевая игра «Ателье»

Цель: Познакомить детей с работой швеи в ателье. Упражнять в ведении диалога. Упражнять в употреблении предложно-падежных конструкций. Развивать слуховое восприятие речи и слуховую память.

Оборудование кусочки тканей.

Ход игры. Выбирается ребёнок на роль швеи в ателье, остальные дети клиенты. Перед клиентами ставится задача заказать разные виды одежды из различных видов ткани.

Игра проводится в виде диалога

- Мне нужно сшить шёлковую юбку с кружевными воланами.

- Мне нужно сшить драповое пальто с меховым воротником.

- Мне нужно сшить шерстяное платье с кожаным поясом.

- Мне нужно сшить льняную рубашку с цветным воротником.

ЗАГАДКИ   О   ПРОФЕССИЯХ

Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки,

И набойки на каблук –

Тоже дело этих рук. (Сапожник)

 

На работе день-деньской

Он командует рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака. (Крановщик)

 

Он бревно отешет ловко,

Рамы сделает, навес.

У него смолой спецовка

Как сосновый пахнет лес. (Плотник)                         

 

У этой волшебницы

Этой художницы

Не кисти, не краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает таинственной силой:

К кому прикоснется,

Тот станет красивей! (Парикмахер)

 

Его приходу

Каждый рад,

Когда на кухне

Водопад. (Водопроводчик)

                         

Встанет он на заре,

Снег расчистит на дворе.

Мусор уберет

И песком посыплет лед. (Дворник)

                       

Он в небо синее

Поднимает самолет

И летит за облаками

Над горами и лесами. (Пилот)

                       

Средь облаков, на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте

Счастливо люди жили в нем.

                               (Строители)

Мы рано встаем,

Ведь наша забота –

Всех отвозить

По утрам на работу.  (Шофер)

 

Он принес нам телеграмму:

«Приезжаю. Ждите. Мама».

Деду пенсию принес,

Хоть совсем не Дед Мороз.

На ногах с рассвета он.

Кто же это? (Почтальон)

 

Он учит детишек

Читать и писать,

Природу любить,

И старших уважать. (Учитель)

 

Кто болен –

Тому даст лекарство принять.

Тому, кто здоров,

Разрешит погулять. (Врач)

 

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты? (Повар)

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз—и помним вас.                       

                               (Фотограф)

С огнем бороться мы должны —

С водою мы напарники.

С нами будут не страшны

Газы вам угарные.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? — ... (Пожарные).

Ждет письма мой старший брат,
Я журналу буду рад,
Папа ждет газету.
Где же взять все это?
Принес нам это он -
Наш знакомый …(почтальон).
(В. Нищев)

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

ИГРА   “Произнеси правильно”.


Ход игры. Выучить чистоговорки или скороговорки, шутки, чтобы при повторении чётко произносились свистящие и шипящие звуки;
- Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
- Водовоз вёз воду из водопровода.
- Старый сторож Том сторожит дом.
- Ткёт ткач ткани на платье Тане.
- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку
- Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу.
- Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет.

                           

         

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОН-ЛАЙН ИГРЫ

https://learningapps.org/qrcode.php?id=p3ybxxtjj22

https://learningapps.org/watch?v=p3ybxxtjj22

https://learningapps.org/qrcode.php?id=pnsbpv64522 

https://learningapps.org/watch?v=pnsbpv64522


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем и обучаем (логопедические игры)

Грамотная , четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивае...

Конспект логопедической игры – сказки «День рождения бабушки» для детей логопедической группы (от 6 до 7 лет)

Цель: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов....

Играем дома . Логопедические игры в которые легко играть дома.

Представлены логопедические игры в которые можно играть дома....

Играем дома. Логопедические игры, в которые легко играть дома.

Играем дома. Логопедические игры, в которые легко играть дома....

Логопедический уголок для родителей "Зимние логопедические игры"

Оформление логопедического уголка, информация для родителей....