Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект интегрированного занятия "В гости к Осени" с детьми подготовительной группы с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_v_gosti_k_oseni.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

Тема: В гостях у Осени.

Цель: Систематизация знаний о сезонных  изменениях в природе при выполнении двигательных упражнений в сочетании со словом и музыкой на материале лексической темы «Осень».

Задачи:

- Развивать интонационную выразительность речи: умение передавать вопросительную, восклицательную и повествовательную интонацию.                                                                            - Развивать координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, совершенствовать правильную осанку, формировать навыки движения в коллективе.                                                                                                                            - Совершенствовать лексико-грамматический строй речи: активизировать словарь по теме «Осень»; формировать умение самостоятельно строить предложение, соблюдая правильный порядок слов; упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением.                                                                                                                                                           - Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.                                                                                                   - Обучать  приемам звукоизвлечения на различных музыкальных и шумовых инструментах.                                                                                                                              - Совершенствовать координацию движений с музыкой и словом при выполнении речедвигательных упражнений с музыкальным сопровождением.                                                                                                        - Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение понимать эмоциональное состояние другого человека.                                                                                                                    Оборудование: мяч, пиктограммы настроений (грусть, радость), осенние листочки (кленовые), музыкальные и шумовые инструменты: треугольник, металлофон, мешочек; 2 картины осени (хмурая, пасмурная и яркая, золотая), «туча» на листе ватмана, краски гуашь, вода, губка, салфетки.

Этапы занятия.

Действия педагога

Действия детей

Задачи этапа

1.

Организационный момент. Учитель – логопед:                                     - Какое время года наступило?                                                    - Хотите пойти в гости к осени? Тогда выполните мои просьбы: повторите за мной:                                           - та – та – ту?                                                   - да – да – ду?                                                 - са – са – су?                                                  - за – за – зу?

Дети отвечают: «Наступила осень»

Дети повторяют.

Настроить детей на активную речевую деятельность. Развивать чувство ритма. Уметь передавать вопросительную интонацию.

2.  

Вводное упражнение. Ходьба, бег. Воспитатель по физической культуре:                                                               - Гимнастический шаг;                                             - «Листочки летят»;                                                               - «Листья шуршат под ногами»;                         - «Перешагиваем через лужи»;                            - «Идём по извилистой дорожке.  В гости к Осени идем,                                       Постараемся так пройти,                        Чтоб с дорожки не сойти.

Дети идут друг за другом гимнастическим шагом,                - бегут по кругу,                            - идут скользящим шагом,                                                        - идут широким шагом,                      - выполняют ходьбу «змейкой».

Развивать координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, совершенствовать правильную осанку, формировать навыки движения в коллективе.

3.

Общеразвивающие упражнения. Воспитатель по физической культуре.                                     - «Падают листья»;                             

- «Дует ветер»;                                                     

- «Идет дождь»;                                                 

- «Гриб»;                                                             

- «Яблоко»;                                                         - «Птицы улетают»

Дети выполняют:                                         - плавные движения рук вверх – вниз;                                            - наклоны в стороны;                          - хлопки в ладоши, повторяя ритм;                                              - приседания с поднятием рук над головой - «шляпа»;                                              - группировку лежа на спине;                                                       - движения руками, лежа на животе

Учить сохранять правильную осанку в положении сидя, стоя и лежа. Воспитывать умение правильно управлять своими мышцами.

4.

Игра – инсценировка «Здравствуй, Осень». Диалог учителя-логопеда и детей. У учителя-логопеда на голове венок из осенних листьев, в руках корзина с дарами осени.

Учитель–логопед отвечает детям:        

Принесла я вам муки.

Принесла вам гречки.

Принесла вам овощей.

Рады ли вы грушам?

А уж яблоки – что мед!

Принесла и меду!

Дети выполняют движения хоровода и поют:                                                - Здравствуй, Осень!                      - Здравствуй, Осень!       («пружинки», руки на поясе).                                      - Хорошо, что ты пришла (хлопки)!                                           - У тебя мы, Осень, спросим (подходят с притопами),                                              Что в подарок принесла? (отходят с притопами)  - Значит, будут пироги (имитация лепки пирожков).                                                - Каша будет в печке (помешивают ).                                - И для каши, и для щей (повороты в стороны с разведением рук).                             - Мы их впрок насушим (легкие взмахи руками вперёд-назад).                               - На варенье, на компот (поочерёдное выставление ног на пятку)!                            - Полную колоду (округление рук перед грудью)!

Развивать интонационную выразительность речи: учить детей передавать вопросительную, восклицательную и повествовательную интонацию.

Развивать умение согласовывать речь с движением.

5.

Игра «Назови и передай мяч». «Осень» спрашивает: «А знаете ли вы приметы осени?»

Дети стоят в кругу, передают мяч друг другу, каждый называет примету осени: Солнце поздно встает и рано ложится. Солнце плохо греет землю. Небо хмурое, серое, низкое. Часто тучи закрывают солнце. Часто идет дождь. Дует холодный резкий ветер и т.д.

Совершенствовать лексико- грамматический строй речи: активизировать словарь по теме «Осень». Формировать умение правильно строить предложение, соблюдая правильный порядок слов.

6.

Артикуляционная гимнастика. Учитель – логопед:                          Радуемся  осеннему солнышку.                                                       Туча закрывает солнышко.                                                                                                                                    Идем в гости к осени по широкой дороге.                                      Идём по извилистой дороге.                                                             Подул осенний ветер, и листики закачались.                                       Только на сосне и ели хвоя зеленая.                                                    Сильный ветер срывает листья с деревьев.                                        На дворе листопад. Разноцветным ковром лежат опавшие листья.

Дети под музыку выполняют динамические и статические артикуляционные упражнения:                                                           - «Улыбка»,                                             - «Хоботок»,                                                  - «Улыбка» - «Хоботок» (чередование),                                               - «Лопаточка»,                               - «Змейка»,                                                  - «Часики»,                                  - «Иголочка»,                                                 - «Качели»,                                               - «Лопаточка».

Развивать подвижность языка. Закрепить приметы осени.

7.

Мимическое упражнение «Разные лица». Учитель – логопед:  - Посмотрите на эти лица (показывает пиктограммы).                                     - Какие они разные!                                          - Осень тоже бывает разная!                                                         - Какая осень?                                                              - И настроение у нас веселое, радостное.                                                      - А бывает осень…                                          - И настроение у нас грустное, печальное.                                                         - Вы удивились: днем на дереве были листья зеленые, а наутро дерево стоит золотое.                                     - Вы печальны: пошел дождь, нельзя гулять.                                                 - Вы радуетесь: выглянуло солнце, и вы ловите его лучи: над головой, спереди, сбоку, сзади.

- Этот человек радостный, веселый, а этот огорченный, печальный, грустный.                                     - Дети подбирают определения: красивая, нарядная, щедрая, богатая, золотая, яркая…

- Хмурая, пасмурная, дождливая, сырая, ветреная, ненастная…                                                                                                          

- Дети мимикой передают разное настроение.                          

- Дети хлопают над головой, спереди, сбоку, сзади.

Учить понимать настроение другого человека.

Учить передавать мимикой удивление, печаль, радость.

8.

Игра с мячом «Назови слово наоборот». Учитель – логопед бросает мяч, произнося слово:                                                    - грустный                                                         - ранняя                                                               - печальный                                                       - щедрый                                                         - яркое                                                                - солнечное                                                         - ясный                                                              - погожий                                                         - светлое                                                           - высокое                                                          - теплая

Дети называют противоположное по смыслу слово:                                                                                                              

- веселый                                               - поздняя                                             - радостная                                                                  - скупой                                           - тусклое                                             - пасмурное                                        - дождливый, облачный                      - ненастный                                   - темное                                            - низкое                                                - холодная

Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением.

9.

Упражнение на дыхание. Учитель – логопед:                                          Вот на ветке лист кленовый!                                                      Нынче он совсем, как новый!  Весь румяный, золотой, (подуйте на листочки)                                 Ты куда, листок, постой!

У детей кленовые листочки. Сдувают листочки. Произносят сопряженно.

Тренировать направленную сильную воздушную струю.

10

Координация речи с движением «Листья» (под музыку). Учитель-логопед:                                             - Листья осенние тихо кружатся.                                                                 - Листья нам под ноги тихо ложатся                                                             - И под ногами шуршат, шелестят,                                                             - Будто опять закружиться хотят.

У детей в руках осенние листья.                                           - Дети кружатся на носочках, руки в стороны;                        - приседают;                                       - выполняют движение руками вправо – влево;                 - поднимаются, кружатся.

Вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

11

Игра «Собираем осенние листочки». Воспитатель по физической культуре:                                         - Один,                                                          - Два,                                                              - Три. Последняя команда «один».

Дети выполняют поскоки под музыку. Музыка прекращается, дети останавливаются и собирают столько листочков, сколько назвал педагог.

Развивать внимание. Формировать быструю и точную реакцию на слово.

12

Гимнастика для глаз. Воспитатель по физической культуре:                                                                       - Листочки вправо полетели,                                            глазки вправо посмотрели.                                  - Вот налево  полетели,                                         глазки влево посмотрели.                                     - Ветер листочки вверх поднимал                                                                   - И тихо на землю потом опускал.                                                                   - Все! На землю улеглись!                                         - Глазки закрываем,                                        - Глазки отдыхают.

Дети остаются с одним листочком, держат перед собой, фиксируют взгляд:                                      - отводят вправо, прослеживают движение взглядом;                                           - то же влево.                                         - Поднимают и опускают листочки вверх и вниз.                                                    - Смотрят вверх и вниз. При выполнении упражнения голова неподвижна.                                                             - Покружились и присели, опустив листик на пол;                                                    - закрывают глаза,                                        - открывают.

Профилактика миопии.

13

Массаж. Воспитатель по физической культуре:                                             - Отгадайте загадку:                                                                  Кто плывет по небосводу                             В черной шапке до бровей?                                    Кто по небу носит воду?                                   Подскажи–ка нам скорей!                                             - Встаньте в колонну друг за другом. Выполняем массаж спины:                            1. Гром! Гром, как из пушек  нынче праздник у лягушек.                                                       2. Град! Град! Сыплет град!                     Все под крышами сидят.                             3. Дождь! Дождь! Надо нам                              Расходиться по домам.                                4. Только мой братишка в луже  ловит рыбу нам на ужин.

Дети отгадывают загадку: туча. Дети  встают в колонну друг за другом и выполняют движения с речевым сопровождением:                                                         - хлопки ладонями по спине;                                                    - поколачивают кулачками;                                                       - постукивание пальчиками;                                                        - поглаживание спины ладошками.

Развивать словесно – логическое мышление. Укреплять мышцы спины. Учить чувствовать метрическую пульсацию слов.

14

Пальчиковая игра. Учитель – логопед:                                                         Меж еловых мягких лап                           

Дождик кап – кап – кап.                      

Где сучок давно засох,                             

Серый мох – мох – мох.                          Где листок к листку прилип,                         

Вырос гриб, гриб, гриб.                           

Кто нашел его, друзья?                         

Это я, я, я.

Дети сидят на полу на корточках:                                        - стучат ладошками по полу,                                                - ударяют указательным пальцем правой руки по левой ладони,                                   - стучат кулачками по полу,                                             - растирают ладони,                                    - выполняют легкие прикосновения ладоней с поворотом кистей рук,                                                    - поднимают руки над головой, постепенно поднимаясь;                                     - разгибают пальцы из кулачка на каждое слово,                                                            - сгибают несколько раз мизинец.

Развивать чувство ритма. Развивать переключаемость движений.

15

Игра на музыкальных инструментах «Осенние звуки». Музыкальный руководитель: Какие музыкальные инструменты помогают передать звуки осени:                                                          - капли дождя;                                               - шуршание листьев.                                                Раздает детям музыкальные и шумовые инструменты.

Дети отвечают:                                       - треугольник,                                           - мешочек,                                                                                       - металлофон.

  Дети играют на музыкальных и шумовых инструментах.

Развивать творческие способности, музыкальный слух.

16

Ритмическое упражнение «Капля». Музыкальный руководитель:                                                           Капля – раз! Капля – два!                          Капли медленно сперва.                         Стали капли ударять,                                Капля каплю догонять.                                   А потом, потом, потом                                 Все бегом, бегом, бегом,                             Побежим скорей бегом!

Дети выполняют удары ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми.

Развивать чувство темпа и ритма. Различать медленный и быстрый темп. Учить постепенному ускорению темпа.

17

Пальцевая живопись (с музыкальным сопровождением). Воспитатель по изодеятельности приносит две картины осени:                        - солнечная, ясная;                                           - пасмурная, ненастная.                                - Какой сегодня день? (пасмурный, дождливый, ненастный). Нарисуем капельки дождя!

Дети отвечают: сегодня дождливый, хмурый, пасмурный, ненастный день. Дети рисуют дождь способом «Пальцевая живопись».

Развивать мелкую моторику. Упражнять в рисовании пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности. Активизировать в речи прилагательные – определения.

18

Релаксация. Учитель – логопед: Разная погода осенью: проглянет солнышко - станет тепло. Представьте, что наши руки и лица греет ласковое солнышко. Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек. Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно.

Дети имитируют расслабление.

Дети напрягаются.

Дети показывают расслабление и удовольствие.

Упражнять в умении изменять мышечный тонус, напряжение, расслабление.

19

Итог. Заключительное упражнение. Учитель – логопед:                              - У кого в гостях мы были?                 - Чем вам нравится это время года?                                                                    - Осень подарила нам красивые листочки.

Под спокойную музыку ходят и собирают листья. С концом музыки останавливаются, поднимают листочки вверх, машут ими.                                                                              -  Мы ходили в гости к Осени,

Успокоить, переключить внимание на другие занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы "Путешествуй с нами".

Задачи: Активизировать и расширить словарный запас по темам «Зима», «Зимние забавы», «Дикие животные», «Явления природы»; формировать умение образовывать сложные существительные из двух основ; ф...

Тема: "Что такое медосмотр"(конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы"

НОД знакомит детей с необходимостью прохождения медосмотра, и формирует знания о том, что болезнь легче предупредить, чем лечить....

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы по обучению грамоте и художественной деятельности (лепке)

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы по обучению грамоте и  художественной деятельности (лепке)...

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы «Путешествие по удивительным островам»

Развитие логического и образного мышления, памяти и внимания, речи и творческого воображения;2)    Развитие коммуникативных качеств, владение эмоциями;3)    Уме...

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы «Путешествие по железной дороге»

Конспект открытого занятия с детьми подготовительной группы«Путешествие по железной дороге» Задачи:Закреплять представление о железнодорожном транспорте, познакомить с профессиям...