Аналитический отчет за межаттестационный период 2020– 2022 гг
рабочая программа по логопедии

Галина Юрьевна Кискина

Оглавление

Введение

Анализ деятельности по направлениям:

1.Диагностическое

2. Коррекционно-развивающее

3. Консультативное

4. Методическое

Вывод

Задачи на следующий межаттестационный период.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_1.docx38.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 31»


Согласовано:

Заведующий МБДОУ «ЦРР – детский сад № 31»

_____________ М.П. Казакова



Аналитический отчет за межаттестационный период

2020– 2022 гг.



Составитель: Кискина Галина Юрьевна

учитель – логопед



Троицк, 2020г.

Оглавление

Введение

Анализ деятельности по направлениям:

1.Диагностическое

2. Коррекционно-развивающее

3. Консультативное

4. Методическое

Вывод

Задачи на следующий межаттестационный период.

Введение.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования, которое учитывает социальный заказ государства и семьи на образовательные услуги, организует активное взаимодействие всех участников образовательного сообщества, направлено на формирование личности с развитым интеллектом, знанием родного языка, навыками познавательной деятельности, высоким уровнем культуры.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным, поскольку правильная речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

По данным мониторинга, ежегодно проводимого в сентябре, в нашем дошкольном образовательном учреждении более 80 % воспитанникам необходима помощь по коррекции речевых нарушений.

На решение данной проблемы была направлена моя профессиональная деятельность, целями которой стали:

  1. Поиск эффективных путей, способов коррекции  развития речи ребенка, профилактики и ранней диагностики нарушений речевого развития.
  2. Повышение уровня компетентности педагогов и родителей  в способах  преодоления дефектов речи.
  3. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы общеобразовательной  школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Основными задачами коррекционно-развивающей работы с детьми явились:

1. Изучение уровня речевого развития и недостатков неречевого характера, проявляющихся в недоразвитии психических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы.

2. Осуществление коррекционного процесса в соответствии с индивидуальными программами коррекции речевого нарушения.

3. Организация продуктивного взаимодействия с педагогами по коррекции нарушений речи у детей.

4. Организация продуктивного взаимодействия с родителями – поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей к участию в коррекционной и профилактической работе.

5. Повышение профессионального уровня.

6. Дополнение оснащения кабинета дидактическими играми, пособиями, методической литературой.

Планируемый результат - достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям.

Анализ деятельности по направлениям:

1. Диагностическое:

С 2020 по 2022 года логопедическую группу № 1 посещало 11 детей старшего дошкольного возраста и 26 детей подготовительного возраста. Из них выпущено на данный момент 12 детей. Выбыло 2 детей.Вновь прибывшие 6 детей.Дети были зачислены решением  психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) на 1 или 2 года. Дети поступали  из нашего дошкольного учреждения и других детских садов по рекомендации ПМПК.

Диагнозы распределились следующим образом:

ОНР III ур-ня 31

ФФНР 1

Дизартрия 4

4уровень реч.развития 1

Нарушение сист.хар-ра 2

Мин.диз.р-ва 13

III уровень речевого развития 1

Билингвизм 4

В начале  каждого учебного года проводилось обследование детей. По результатам обследования заносились данные в речевые карты, составлялся индивидуальный план работы на каждого ребенка. Речевые карты были оформлены по следующим параметрам:

- анамнез

- звукопроизношение,

- состояние фонематического восприятия, звуко-слогового, звукобуквенного анализа

-слоговая структура речи

 - грамматической строй речи

- словарный запас

- развитие связной речи.

Речевая карта оформлялась на 2 года.

По результатам обследования были сформированы подгруппы детей для коррекции нарушения речи с учётом возраста и речевого дефекта.

Составлена циклограмма логопедических занятий и согласована с администрацией детского сада.

Кроме этого логопедическое обследование детей проводилось в середине и в конце года с целью выявления динамики в коррекционно – образовательном процессе (отражение его результатов отмечалось в  речевых картах, при необходимости корректировались планы индивидуальной и подгрупповой работы с детьми).

Проводя логопедическое

обследование детей, мы выявили, что 100 % детей на 1-го года обучения поступают с

логопедическим заключением - общее недоразвитие речи. Для таких детей типичным

является не только нарушение звукопроизношения, но и недоразвитие высших

психических функций, несформированность фонематического слуха, лексико-

грамматического строя, связной речи. На решение данных проблем была направлена

наша профессиональная деятельность, целью которой стало осуществление

максимальной коррекции отклонений в речевом развитии воспитанников

Прежде всего для реализации этой цели нами была разработана «Рабочая

программа учителя – логопеда», за основу которой была взята программа Т.Б.

Филичевой, Г\В. Чиркиной Коррекция нарушений речи / Программы дошкольных

образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.-

М: Просвещение, 2014г и «Адаптированная образовательная программа ДОУ».

В данной программе освещаются основные этапы и направления логопедической

работы с детьми, раскрывается содержание методики занятий, принципы их

организации.

II. Коррекционно – развивающее:

1.   В подготовительной логопедической группе проводились фронтальные занятия по звукопроизношению и обучению грамоте по программе (два раза в неделю). Проводились занятия по развитию лексико-грамматического строя речи, связной речи по темам ОНР два раза в неделю. Ведется перспективное, календарное планирование, поурочные планы занятий.

 2.  В старшей логопедической группе два занятия в неделю по звукопроизношению и два раза в неделю подгрупповые по темам ОНР. Количество занятий  менялось каждый период обучения.

Организация коррекционного процесса обеспечивается:

- наличием логопедического кабинета, оснащенного необходимым оборудованием и наглядными пособиями.

- своевременным обследованием детей;

- рациональным составлением расписания занятий;

- планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;

- наличием планов фронтальных занятий;

-организация свободного вида деятельности.

Занятия по исправлению звукопроизношения (индивидуальные, подгрупповые) проводились 4-5 раз в неделю. На занятиях использовался массаж органов артикуляционного аппарата (зондовый, пальцевой, криомассаж). Использовались игровые приемы по развитию фонематического восприятия, звукового анализа, речевого дыхания, психических процессов.

По результатам логопедического обследования в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей,проводились с детьми индивидуальные и подгрупповые занятия:

а) по формированию правильного звукопроизношения;

б)  по формированию фонематических процессов;

в)  по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи;

г)  по формированию навыка звукового анализа и синтеза.

Все логопедические занятия строились в соответствии с планом, конспектами занятий. Важное место в работе с детьми отводилось формированию потребности в речевом общении, развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию всех психических процессов.

Индивидуальные занятия проводились 2-3 раза в неделю с каждым ребенком. Подгрупповые занятия для детей с ФФНР и ОНР проводились один раз в неделю.

Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.)  была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2020-2022 учебный год и осуществлялась с использованием специальных программ.

В феврале был проведён логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из ребёнка, занимающегося в логопедической группе. В результате 5 детей было выпущено с чистой речью и 4 ребенка с улучшением речи. Остальные дети были оставлены для продолжения логопедической работы.

Итоговая  диагностика в конце учебного года с целью контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей:

Количественные показатели логопедической работы с детьми

С начала учебного года было обследовано 60детей, из них  подготовительного  возраста –  36ребенка, старшего возраста – 14ребенка.

ФНР

дислалия

ФФНР

сложная дислалия,

стертая форма дизартрии

ОНР

дизартрия

Прочие

ЗРР,

ринолалия,

алалия…

Всего

Всего выявлено детей с нарушением речи

-

1

       21

4

37

Зачислено на логопедические занятия

-

1

35

4

37

Выпущено с чистой речью

-

1

5

-

6

Выпущено с улучшением речи

-

-

-

5

5

Выбыло по прочим причинам

-

-

-

2

2

Оставлено для продолжения коррекционной работы в учебном году

-

1

5

-

6

III. Консультативное направление:

1. Работа с педагогическим коллективом.

Осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами ДОУ):

- ознакомление воспитателей и специалистов с итогами диагностики детей группы;

- информация о задачах обучения;

- совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов ДОУ с учетом возрастных возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению;

- подбор музыкального репертуара и речевого материала в соответствии с речевыми возможностями детей.

Консультативная деятельность была направлена на решение поставленной цели коррекционной работы.

В соответствии с годовым планом работы  детского сада  проводились:

Консультации для воспитателей: «Повышение познавательной и речевой активности у детей с ОНР» (ноябрь), «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» (январь), «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (март), «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей» (май);

Консультации для специалистов (музыкальный работник): «Использование на занятиях логоритмических приемов» (ноябрь), «Развитие речевого дыхания у детей на музыкальных занятиях» (февраль).

Семинар – практикум:  «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и коррекции речевых  нарушений»      (ноябрь)

Мастер – класс: «Развитие связной  речи детей старшего дошкольного возраста  через составление рассказов по сюжетным картинам или сериям картинок»    (март)

Так же в течение учебного года:

- Распространялись знания среди педагогов (воспитатели, музыкальный руководитель)  по логопедическим  проблемам детей и коррекционной работе, направленной на устранение речевого недоразвития.

 - Велись тетради взаимодействия между учителем - логопедом и воспитателями для

коррекции  речи  детей.

- Посещались групповые занятия и праздники с детьми.

 - Посещались   педсоветы  в ДОУ.

- Предоставлялись отчеты о результатах обследования устной речи детей и о результатах                                                              

 коррекционной  работы, проводимой в течение  учебного года.

- Оказывалась помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой  

   работы по развитию речи;

  - Участие в ПМПк.

2. Работа с родителями и другими представителями детей:

Консультации для родителей:

«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях» (сентябрь 2019)                                        «Развитие дыхания у детей с речевыми нарушениями»  (ноябрь 2019)

«Роль мелкой моторики в развитии речи детей»  (январь  2020)

«Взаимосвязь семьи и логопеда в коррекционной работе» (март 2020

)

Мастер - классы для родителей:

«Сказки о веселом язычке» (октябрь 2019)

«Пальцы помогают говорить» (декабрь 2019)

«Игровые приемы по развитию связной речи детей» (апрель  2020)

Участие в собраниях:

«Развитие речи – один из показателей готовности ребенка к школе»  (сентябрь 2020)

«Развитие связной речи детей старшего возраста»  (март 2021)

«Особенности развития речи детей 2-3 лет. Задержка речевого развития, причины»  (март 2021)

Участие в форуме «Большая перемена»:

«Музыкотерапия – как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста»

                                                                                                                                      (февраль2022)

Выпущены методички и памятки по темам консультаций и практикумов.

Размещена информация  для родителей на сайте детского сада по темам:

«Развитие речи детей раннего возраста, «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная  

гимнастика», «Чтобы четко  говорить, надо с пальцами дружить».

На каждый запрос родителей (состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т.д.) даны рекомендации и советы, предлагалась помощь родителям в подборе речевого и наглядного материала.Предоставлялись задания по развитию лексико-грамматических категорий, мелкой и артикуляционной моторики для занятий с детьми в домашних условиях (в рамках тематической недели).

Размещалась информация в родительских уголках по особенностям речевого развития детей дошкольного возраста, профилактике и преодолению речевых проблем. Смена информации осуществлялась 1 раз в месяц.

IV. Методическая работа:

1. Участие  в педагогических советах, мастер – классах, семинарах,  консультациях внутри ДОУ:

-   Семинар -  практикум для воспитателей «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и коррекции речевых  нарушений»                                           11.11.19

- Выступление на педсовете «Учитель-логопед, воспитатели  и  родители – как три стороны устойчивого треугольника, внутри которого уютно устроился детсадовский малыш». Презентация игр на педсовете «Игры, игровые пособия по развитию речи детей»          28.01.20

-  Выступление на  педагогической мастерской "Использование эффективных практических методов и приёмов в работе с детьми с ОВЗ" в рамках мероприятий областной методической недели 11.03.2021

2.  Посещение творческих групп, методических объединений:

- Творческая группа: «Разработка конспектов занятий по речевому развитию с использованием игровых приемов и методов» (семинар – практикум)

Детский сад «Березка»  15.10.19

- «Особенности воспитания и педагогического сопровождения детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии». С учетом опыта Центра лечебной педагогики детский сад № 32  24.11.19

- Творческая группа: «Организация коррекционной работы  и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста»   (семинар – практикум)    

Детский сад «Светлячок» 25.11.20

- Творческая группа: «Презентация игр, игровых пособий по речевому развитию детей» (аукцион педагогических идей)                Детский сад «Березка»  09.12.15

-  Творческая группа: «Опыт работы детского сада «Светлячок» по реализации коррекционной работы с воспитанниками» (семинар – практикум)    

Детский сад «Светлячок» 20.01.20

-  Организация психолого – педагогической помощи детям с ОВЗ, с особыми образовательными потребностями в условиях интеграции КМП»  (семинар – практикум)  

Детский сад «Катерок» 25.02.20

-  РМО учителей – логопедов «Коррекционно – логопедическая работа с неговорящими детьми» (семинар – практикум)                                                                   СОШ №10  29.03.21

-  Творческая группа: «Организация психолого – педагогического сопровождения детей дошкольного возраста через реализацию детско – родительских проектов» (презентация проектов)                                                                             Детский сад «Светлячок»  21.04.16

3. Участие в районных конкурсах:

- «Использование ИКТ в образовательном процессе»  (ноябрь 2020)

- Печатная продукция:  «Опыт работы по развитию и коррекции речи» (декабрь 2021). Призовое место.

        

4. Проведение работы по повышению квалификации:

- изучение  новинок методической литературы,

- ознакомление с инновационными технологиями,

-ведение работы по индивидуальному образовательному маршруту «Артикуляционная

гимнастика   –  эффективное средство в преодолении нарушений звукопроизношения у детей  дошкольного  возраста»,

-  участие в работе ПМПконсилиумах ДОУ;

5.  Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

- Систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОНР для фронтальных и  индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова, по развитию грамматического  строя  речи и  фразовой речи.

-  Оформлена картотека артикуляционных гимнастик по лексическим темам.

- Пополнена картотека методических рекомендаций для родителей.

5. Подбор методической и коррекционной литературы и пособий в помощь воспитателям,   родителям и детям.

V. Документация:
В интересах организации планомерной и целенаправленной логопедической деятельности  была оформлена следующая документация:

- График работы и циклограмма рабочей недели;

- Список детей, имеющих нарушения в развитии устной  речи и зачисленных на логопедические занятия.

- Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми;

- Речевые карты и индивидуальные планы коррекции нарушений звукопроизношения на каждого ребёнка;

- Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы на 2020-2021уч.год;

- Календарно-тематическое планирование коррекционной работы;

- Журнал посещаемости детей;

- Журнал движения детей;

- Журнал обследования и динамики развития компонентов речевой системы детей,занимающихся в логопедической группе.

Задачи на 2019-2021 учебный год:

Продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с родителями, повышающих  мотивацию в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений.

Повышение своего профессионального уровня.

Пополнение кабинета играми и пособиями.

Вывод:

Работу за прошедший межаттестационный период можно признать результативной и удовлетворительной. По всем направлениям велась планомерная работа по оказанию помощи детям с речевыми нарушениями. Поставленные задачи года решены, намеченные цели достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет за Межаттестационный период 2014г. -2017г.

Аналитический отчет о проделанной работе за межоттестационный период с 2014- 2017г....

Аналитический отчет за межаттестационный период 2011 – 2016 г.г.

Аналитический отчет учителя-дефектолога за межаттестационный период 2011 – 2016 г.г....

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2017-2019гг.

Тема работы:  " Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр"...

Аналитический отчет за межаттестационный период с 2015 - 2019 г.г.

Аналитический отчетза межаттестационный период с 2015 - 2019...

Аналитический отчет за межаттестационный период 2017 - 2022 г. г. на высшую категорию.

Представляю вашему вниманию аналитический отчет за межаттестационный период 2017 - 2022 г. г. на высшую категорию....

Аналитический отчет за межаттестационный период на тему: "Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии"

Аналитический отчет за 2018-2022 межаттестационный период на тему: "Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии" на высшую квалификационную категори...