АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2017-2019гг.
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

Плотникова Марина

Тема работы:  " Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plotnikova_m.v._2_variant.docx399.26 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 Ленинского района г. Екатеринбург

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

2017-2019гг.

                                                                                   Плотниковой Марины

                                                                                   Владимировны,

воспитатель  

                                                                                   МАДОУ

детский сад № 14

                                                                                   

                                        Екатеринбург, 2019

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………. 5

  1. Формирование и развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.……………………………………………………..5
  2. Логико-математические игры как средство активизации обучения математике………………………………………………………………….8

Глава 2. Практическая часть ………………………………………... …... 13

2.1 Диагностика уровня развития логического мышления у детей

старшего дошкольного возраста…………………………………...................13

2.2 Результаты выраженные  в показателях………………………………….14

Глава 3. Аналитическая часть ……………………………………… ….…16

3.1 Создание комплекса условий   для  применения   лого-математических  игры,    как средство  развития   логического мышления.

…………….  ……………………………………………………………….…..16

3.2 Выводы о соответствии  результатов  диагностирования развитию логического  мышления у детей старшего дошкольного возраста и целей педагогической деятельности ………………………………………………...19

Глава 4. Проектная часть …………………………………………………...22

4.1 Планирование деятельности на следующий период

Заключение …………………………………………………………………....23

Список литературы ………………………………………………………......24

Приложение

                                                                        2

 Введение

 Актуальность. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

 Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению

В целях развития логического мышления нужно предлагать старшему дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

 Цель исследования – рассмотреть логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками.

 Задачи исследования:

 1. Конкретизировать представления о возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста.

                                                             

2. Изучить формирование и развитие логической сферы детей старшего дошкольного возраста.

3. Рассмотреть логико-математические игры как средство активизации обучения математике.

Объект исследования – логическое мышление детей старшего дошкольного возраста

 Предмет исследования - логико-математические игры как средство развития логического мышления дошкольников.

                            ГЛАВА 1. Теоретическая часть

                 1.1 Формирование и развитие логического мышления детей старшего дошкольного.


       Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие логического мышления посредством дидактических логико-математических игр имеет важное значение для успешности последующего обучения в школе, для правильного формирования личности школьников. Интерес к математике у старших дошкольников поддерживается занимательностью игр, задач, вопросов, заданий.

      На уроках математики большое место занимают игры. Это главным образом дидактические игры, т.е. игры, которые способствуют либо развитию отдельных мыслительных операций, либо освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета. Игра делает занятия эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.

      Логико-математические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей логического мышления. В процессе логико-математических игр ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает выводы, обобщения, простые умозаключения.

      Логические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание, память, речь. Логико-математические игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность, наблюдательность, самостоятельность, требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; включают не только умственные, но и волевые усилия – организованность, выдержку, умение соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

       Логико-математические игры и упражнения позволяют на доступном детям математическом материале, в опоре на жизненный опыт, строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.

        В дошкольном возрасте предлагаемые детям логические упражнения не требуют вычислений, а лишь побуждают выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности (одна из самых важных задач учебно-воспитательного процесса старших дошкольников).

       Выделяют такие психолого–педагогические средства, которые способствуют развитию элементов логического мышления: развивающие игры; использование современных коммуникационных технологий; игровые задания по математике с элементами логики; использование знаково-символических средств в образовательной деятельности; преобразование проблемных ситуаций в повседневной жизни.

Особое значение в развитии логических форм мышления принадлежит играм.                  Шахматная игра занимает определенное место в педагогическом процессе, т. к. она учит детей логически мыслить, запоминать, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Очень целесообразным является внедрение в работу с детьми кроссвордов. Каждый ребенок становится первооткрывателем, исследователем, ему необходимо напрягать свой ум, активизировать приобретенные знания, опыт, размышлять. В образовательной деятельности по математике большое внимание уделяется развитию психических процессов – воображения, внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию интереса к образовательному процессу. Очень эффективными формами работы с детьми в этом направлении являются такие как викторины, олимпиады, КВНы, игра «Что? Где? Когда?», развлечения. Математические представления закрепляются и в других видах деятельности, интегрируются с другими образовательными областями.

     Использование компьютерных технологий дают возможность решать большой круг доступных детям и привлекательных для них учебно-познавательных задач. Позволяя свободно экспериментировать на экране, они облегчают процесс самостоятельного приобретения знаний практическим путем, формируют мыслительную деятельность, помогают преодолеть стереотипность мышления.

     Наиболее эффективным пособием по развитию логического мышления являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешом для ранней логической подготовки мышления детей к усвоению математики.

     Комплект логических блоков даёт возможность выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, обобщать предметы (по цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине). Выявление свойств, их сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а так же логические операции. Блоки могут закладывать в сознание детей начало алгоритмической культуры мышления, развивать у детей способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентацию.

      Сущность игр-головоломок состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг»,  «Пентамино» объединяет общность цели, способов действия и результата. Они расположены по принципу от простого к сложному. Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующее.Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. 

      Технологии Б.П. Никитина, В.В. Воскобовича,  являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников будет проходить в доступной и привлекательной форме.  

«Развивающие игры» В.Воскобовича – это «Геоконт», «Чудо-соты», «Квадрат В.Воскобовича» и т.д – цель игр  развитие интеллектуальных способностей детей. За последнее десятилетие автором выпущено более 50 игр.

     В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кистей и пальцев, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы, конструирование по словесной модели, построение геометрических  фигур, поиск установление закономерностей, творчество).

    Кубики Никитина

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, - и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.

Палочки КЮИЗЕНЕРА.

Это универсальный дидактический материал. Основная его особенность – абстрактность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной ребенку форме. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный характер. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.


1.2  Логико-математические игры как средство активизации обучения математике


 

Интерес к математике у старших дошкольников поддерживается занимательностью самих задач, вопросов, заданий. Говоря о занимательности, мы имеем в виду не развлечение детей пустыми забавами, а занимательность содержания математических заданий. Педагогически оправданная занимательность имеет целью привлечь внимание детей, усилить его, активизировать их мыслительную деятельность. Занимательность в этом смысле всегда несет элементы остроумия, игрового настроя, праздничности. Занимательность служит основой для проникновения в сознание ребят чувства прекрасного в самой математике. Занимательность характеризуется наличием легкого и умного юмора в содержании математических заданий, в их оформлении, в неожиданной развязке при выполнении этих заданий. Юмор должен быть доступен пониманию детей. Поэтому воспитатели добиваются от самих детей доходчивого разъяснения сущности легких задач-шуток, веселых положений, в которых иногда оказываются ученики во время игр, т.е. добиваются понимания сущности самого юмора и его безобидности. Чувство юмора обычно проявляется тогда, когда находят отдельные веселые черточки в различных ситуациях. Чувство юмора, если им обладает человек, смягчает восприятие отдельных неудач в сложившейся обстановке.

 а) Дидактическая игра как средство обучения математики.

На уроках математики большое место занимают игры. Это главным образом дидактические игры, т.е. игры, содержание которых способствует либо развитию отдельных мыслительных операций, либо освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета.                                                            

 Целенаправленное включение игры повышает интерес детей к занятиям, усиливает эффект самого обучения.

Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. В старшем дошкольном возрасте у детей сильна потребность в игре, поэтому воспитатели детского сада включают ее в уроки математики. Игра делает уроки эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой.
 Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

 В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения .

 Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

 Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей шестилетнего возраста. В них удается сконцентрировать внимание даже самых инертных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математике, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы в них: во-первых, в качестве способа выполнения игровых действий возникала объективная необходимость в практическом применении счета; во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

 б) Логические упражнения

Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления. Когда говорят о логическом мышлении, то имеют в виду мышление, по содержанию находящееся в полном соответствии с объективной реальностью. Логические упражнения позволяют на доступном детям математическом материале, в опоре на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.  

В процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Чаще всего предлагаемые детям логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса старших дошкольников. Вследствие того, что логические упражнения представляют собой упражнения в мыслительной деятельности, а мышление старших дошкольников в основном конкретное, образное, то на уроках я применяю наглядность. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяют рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий. Народные загадки всегда служили и служат увлекательным материалом для размышления. В загадках обычно указываются определенные признаки предмета, по которым отгадывают и сам предмет.

Загадки – это своеобразные логические задачи на выявление предмета по некоторым его признакам. Признаки могут быть разными. Они характеризуют как качественную, так и количественную сторону предмета. Для уроков математики подбираются такие загадки, в которых главным образом по количественным признакам наряду с другими находится сам предмет. Выделение количественной стороны предмета (абстрагирование), а также нахождение предмета по количественным признакам – полезные и интересные логико-математические упражнения

в) Роль сюжетно-ролевой игры в процессе обучения математики.

Среди математических игр для детей имеются и сюжетно-ролевые. Сюжетно-ролевые игры можно обозначить как творческие. Их основное отличие от других игр заключается в самостоятельности создания сюжета и правил игры и их выполнение. Наиболее притягательную силу для старших дошкольников имеют те роли, которые дают им возможность проявлять высокие моральные качества личности: честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. Поэтому такие игры содействуют не только выработке отдельных математических навыков, но и остроты и логичности мысли. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по соответствующим правилам. Включаясь в игру, ребенок выполняет определенные правила; при этом он подчиняется самим правилам не по принуждению, а совершенно добровольно, иначе не будет игры. А выполнение правил бывает связано с преодолением трудностей, с проявлением настойчивости

Однако, несмотря на всю важность и значение игры в процессе урока, она не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на передний план. Только тогда она будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике. В дидактике имеются разнообразные развивающие материалы.

г) Авторские методики

Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем, для развития раннего логического мышления и для подготовки детей к усвоению математики.

 Блоки Дьенеша представляют собой набор геометрических фигур, который состоит из 48 объёмных фигур, различающихся по форме (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники), по цвету (жёлтые, синие, красные), размеру(большие и маленькие) по толщине(толстые и тонкий). То есть, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером, толщиной. В наборе даже нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. В своей практике воспитатели детских садов используют в основном плоские геометрические фигуры. Весь комплекс игр и упражнений с блоками Дьенеша – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – её ступеньки. На каждую из этих ступенек ребёнок должен встать.

Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, к ним относятся: выявление свойств, их сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а так же логические операции

Кроме того, блоки могут закладывать в сознание детей начало алгоритмической культуры мышления, развивать у детей способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентацию.

В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств.

 Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине ит.д.), несколько позже по трём (цвету, форме, размеру; форме, размеру, толщине и т.д.)и по четырём свойствам(цвету, форме, размеру, толщине), при этом развивая логическое мышление детей.

 В одном и том же упражнении можно варьировать правилами выполнения задания с учётом возможностей детей.

Например, несколько детей строят дорожки. Но одному ребёнку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другому - чтобы рядом не было одинаковых по форме и по цвету (оперирование сразу двумя свойствами).

В зависимости от уровня развития детей можно использовать не весь комплекс, а какую-то его часть, сначала блоки разные по форме и по цвету, но одинаковые по размеру и толщине, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине и в конце полный комплекс фигур. Это очень важно: чем разнообразней материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

 С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу действия рассуждает. Итак, играя с блоками, ребёнок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами.

Технологии Б.П. Никитина, В.В. Воскобовича,  являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников будет проходить в доступной и привлекательной форме.  

«Развивающие игры» В.Воскобовича – это «Геоконт», «Чудо-соты», «Квадрат В.Воскобовича» и т.д – цель игр  развитие интеллектуальных способностей детей. За последнее десятилетие автором выпущено более 50 игр.

     В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кистей и пальцев, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы, конструирование по словесной модели, построение геометрических  фигур, поиск установление закономерностей, творчество).

    Кубики Никитина

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, - и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Критерии оценки.

 Данная тема мною выбрана неслучайно, так как в последнее время возросло число детей с низким развитием  наглядно-образного мышления, для последующей деятельности ребенка в период учебной деятельности в школе, в будущем для развития полноценного логического мышления.                                          

 Дети не любознательны. Они не всегда проявляют самостоятельность  в процессе выполнения заданий. Быстро утомляются и утрачивают к ним интерес к выполнению заданий, требующих умственной нагрузки. При затруднениях проявляют отрицательные эмоции ( огорчение , раздражение). Дети перестали задавать познавательные вопросы. Стала возникать необходимость в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого. Есть дети, которые вообще не проявляют интерес к познанию.

Критерии развития   логического мышления 

  • Представлений о числе и количестве
  • Развитие представлений о величине
  • Развитие представлений о форме
  • Развитие пространственной ориентировки
  • Развитие ориентировки во времени .

Исследование развития логического мышления , проводилось в

2017 - 2019 гг. В исследовании приняли участие дети старшего и подготовительного возраста в количестве – 23 человека.

На основе выделенных критериев, а так же для обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника : ниже среднего, средний, высокий.

  • Уровень ниже среднего:  Ребенок не справляется с заданием.
  • Средний уровень: Ребёнок выполняет задания сам или с незначительной помощью взрослого, но затрудняется объяснить выбор фигурки.
  • Высокий уровень: Ребенок выбирает фигурку по трем параметрам либо при первом предъявлении, либо при двух последующих предъявлениях подряд и четко объясняет свой выбор («Потому, что это квадрат, а это кружок, этот красный, а этот синий, этот большой, а этот маленький»).

  Для выявления уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие методики: «Изучение уровня овладения логическими операциями» и «Нелепицы».

Методика «Изучение уровня овладения логическими операциями».

Цель: изучить уровень овладения логическими операциями.

 Методика «Нелепицы»

Цель: изучить представление детей об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между ними; определение умения детей рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; проведение исследования.

Исследование развития логического мышления , проводилось в 2017  гг. В исследовании приняли участие дети старшего и подготовительного  дошкольного возраста в количестве – 23 человека.

Диагностика уровня развития логического мышления у                                                                                               детей старшего дошкольного возраста ( 2017 г.)

2.2 Результаты выраженные в показателях.

На первом этапе был осуществлен с целью выявления уровня сформированности мышления у детей старшей группы. Результаты этой работы были использованы для подбора содержания занятий «логикой», способных формировать логическое мышление.

На втором этапе в ходе, которого была проведена апробация серий игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления детей.

В ходе исследования в 2017 году было выявлено, что  50% дошкольников –ниже среднего уровень; 40% дошкольников- средний уровень и 10% дошкольников –высокий уровень развития «логика» (форма, цвет, величина).

30%  дошкольников-ниже среднего уровень; 50% -средний уровень и 20% дошкольников- высокий уровень развития логического мышления (сравнение, анализ, обобщение).

20% дошкольников-ниже среднего уровень; 60% дошкольников- средний уровень и 20% высокий уровень  перепроверка уровня сформированности логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что для детей характерен средний и ниже среднего уровень развития . Большая часть детей не проявляет инициативность и самостоятельность в процессе выполнения заданий. Быстро утомляются и утрачивают к ним интерес к выполнению заданий, требующих умственной нагрузки. При затруднениях проявляют отрицательные эмоции. Все чаще стала возникать необходимость в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого .Есть дети, которые вообще не проявляют интерес к познанию.

Глава 3. Аналитическая часть

3.1 Создание комплекса условий   для  применения   лого-математических  игры,    как средство  развития   логического мышления.

Для меня использовать игровые технологии- значит не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным навыкам, а дать возможность « прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Применение игровых технологий позволяет достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счет собственной активности ребенка.

Задача педагога подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие ее результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая так же должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Технологическая схема- описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
  2. Научная база- опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей.
  3. Системность- технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
  4. Управляемость- предлагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
  5. Эффективность- должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
  6. Воспроизводимость- применение в других образовательных учреждениях.

 Используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. С читаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.

Старюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра.

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых будет организовывать процесс развития  детей. В своей работе использую:

-метод неожиданных решений( педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);

-метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

-метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных  заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;

-метод « преднамеренных ошибок», когда педагог избирает неверный путь  достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

Таким образом , очень важно владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развивать дошкольников.

В группе создана предметно- развивающая среда, выделен специальный стеллаж с наличием дидактических игр по развитию логического мышления.

  1. Разработала дидактическое пособие по темам: « Национальный костюм», « Опыты и эксперименты», « Растения Урала»,    

« Достопримечательности мира».  

   2)Так же был подобран сборник логико-математический игр, способствующих развитию основ логического мышления.

В группе были оборудованы центры активности по разным направлениям деятельности: «Юные исследователи», «Мой город Екатеринбург», «Традиции родного края», « Русская культура», « Скоро в школу»,  в которых имеется литература, материалы и оборудование.

                  Игровые педагогические технологии.

  • Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина
  • Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста « Сказочные лабиринты игры» Авторы: В.В.Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая
  • Педагогическая технология « Блоки Дьенеша»
  • Педагогическая технология « Палочки Кюизенера»

Реализация проектов и участие в конкурсах.

Реализуем проект выходного дня совместно с  Екатеринбургский музей изобразительных искусств « Здравствуй, музей!»

Одна из них это  реализация  детско- родительских проектов.( « Екатеринбург- город цветов» 2018г. « Мы живем в Екатеринбурге»)

Мои воспитанники являются победителями и участниками: районного фестиваля « Весенние веснушки», городского конкурса на лучшую реализацию областного проекта « Родники 2017-2019 гг»,городского конкурса « Чистая вода России -2018гг», принимали участие в областном конкурсе « Цветная зебра», принимали участие в конкурсе « Любители поэзии»,  городской экологический конкурс « Мой проект- моему городу».

Формы работы с родителями.

  • Проведение общих ( групповых, индивидуальных ) собраний;
  • Педагогические беседы с родителями;
  • Тематические консультации;
  • Совместные досуги;
  • Проектная деятельность;
  • Открытые НОД с детьми для родителей;
  • Организации  «уголков для родителей» ;
  • Конкурсы.

                    Нашими социальными партнерами являются:

  1. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Городской детский экологический центр г. Екатеринбурга.
  2. ФГБУ « Российский научно- исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов».
  3. Городского Дворца творчества детей и молодежи « Одаренность и технологии».
  4. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Повышение уровня педагогической компетенции.

Повышения уровня своей профессиональной компетенции осуществлялось через: участие в конкурсах разного уровня; публикации в интернет изданиях.

-2019 г.  приняла участие в проекте « Нейропсихологический подход в воспитании и развитии детей-основа формирования здорового поколения» ;

2019 г. приняла участие в семинаре « Духовно-нравственное воспитание детей в условиях ФГОС» 18 ч.;

-2017 г. приняла участие в семинаре « Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» 18 ч.;

Имею свидетельства публикаций  и эффективно использовала современные информационно- коммуникационные технологии во время распространения педагогического опыта на образовательном портале www.maam.ru,

В межаттестационный период награждена:

  •  дипломом победитель  всероссийского ежемесячного конкурса « Лучший сценарий праздника» вечер развлечений « Если добрый ты» для детей старших возрастных групп;
  • на  edu-time.ru публиковала авторскую работу. Тема : « Роль устного народного творчества в развитии речи детей»,
  • участвовала в блиц-олимпиаде « Время знаний» Формирвание культуры безопасного поведения награждена  дипломом  ;
  • участвовала в олимпиаде « Новое древо» в номинации Роль игры в жизни дошкольника награждена  дипломом  ;
  • дипломом Департамента образования Администрации города Екатеринбурга в номинации « Охрана здоровья и популяризации здорового образа жизни» городской конкурс « Мой проект- моему городу»;
  • экологического конкурса « Чиста вода России-  2019»;
  • благодарственное письмо за подготовку участников областного конкурса « Цветная зебра».

  1. Выводы о соответствии результатов и целей педагогической деятельности.

Для определения эффективности использования созданных условий  по развитию логического мышления детей после завершения обучающего исследования был осуществлен контрольное исследование.

Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

При сравнительном анализе исследования в 2017-2019 г было выявлено, что : высокий уровень «логика» (форма, цвет, величина) изменился, а именно : уровень ниже среднего понизился на 40%, средний уровень остался без изменения, высокий уровень развития вырос на 40%.

Высокий уровень развития логического мышления (сравнение, анализ, обобщение)  изменился, а именно : уровень ниже среднего понизился на 20%, средний уровень понизился на 20%, высокий уровень развития вырос на 40%.

 Высокий уровень перепроверка сформированности логического мышления у детей старшего дошкольного возраста изменился, а именно : уровень ниже среднего понизился на 15%, средний уровень понизился на 15%, высокий уровень развития вырос на 40%.

Сравнивая результаты методик констатирующего и контрольного этапа мы можем сделать вывод, что уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста стал выше с использованием серий логико- математических  игр и упражнений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что серия логико- математических игр и упражнений способствует повышению уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, т.е. наша гипотеза доказана.

                   

                          Глава 4. Проектная часть.

  1. Планирование деятельности на следующий период.

На следующий период планирую начать работу по теме «Использование игровых технологий в развитии познавательной активности дошкольников».

Для реализации ставлю перед собой следующие задачи:

1.Осуществить обмен  педагогическим опытом в сфере применения игровых технологий в образование и воспитание дошкольников , через выступления на семинарах и мастер- классах.

2. Распространить свой педагогический опыт через публикации в интернет изданиях.

3. Активнее внедрять в образовательный процесс компьютерные технологии.

                    Заключение

Итак, в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, мы в игровой форме прививали ребенку знания из области математики, научили его выполнять различные действия, развивали память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усвоили сложные математические понятия, учились считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогали близкие люди - его родители и педагог.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. - М., 2002.

2. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М., 1987.

3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высших. Пед. учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.

4. Бочек Е.А. Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” //Начальная школа, 1999, №1.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. 8. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.

6. Кузнецова А. Азбука развития 195 развивающих игр для для малышей. –М., 2010.

7. Черенкова Е. Азбука развития первые задачки. Развиваем логику и мышления. М., 2008.

8. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М., 1999.

9. Пантина Н.С. Исходные элементы психических структур в раннем детстве. /Вопросы психологии, №3, 1993.

10. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 1996.

11. Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа, 1997, №5.

12. Радугин А.А. Психология и педагогика - Москва, 2000 г.

13. Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. – М.,2003.

14. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1985.

15. Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – СП., 2004.

16. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.

17. Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. // Психология и педагогика игры дошкольников. Под. ред. Запорожц

  Приложение № 1

Логические игры.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Приведу несколько упражнений для детей пяти-шести лет.
Упражнение1
Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат.

hello_html_1cd0f7ea.png

Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные - круги.)".
Упражнение2
Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.
Задание: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру.)".
Упражнение 3
Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.
Задание: "Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга.)".
Упражнение 4
Материал: тот же и дидактический набор (набор пластиковых фигурок: цветные квадраты, круги и треугольники).
Задание: "Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного.) Открой коробочку ,Дидактический набор". Найди красный квадрат. Какого цвета еще есть квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2, 3). Сколько квадратов? (Пять.) Можно сложить из них один большой квадрат? (Нет.) Добавь столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов? (Четыре.) Сколько их теперь? (Девять.)".
Традиционной формой заданий на развитие визуального анализа являются задания на выбор "лишней" фигуры (предмета). Приведу несколько заданий для детей пяти-шести лет.
Упражнение 5
Материал: рисунок фигурок-рожиц.

hello_html_m63c49ee7.png
Задание: "Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?"
Упражнение 6
Материал: рисунок фигурок-человечков.

hello_html_46d8bac8.png

Задание: "Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему она лишняя?"
Более сложной формой такого задания является задание на выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие. Такие задания можно предлагать детям пяти - семи лет.
Упражнение 7
Материал: рисунок двух маленьких треугольников, образующих один большой.

hello_html_7ccde110.png
Задание: "На этом рисунке спрятано три треугольника. Найди и покажи их".
Примечание. Нужно помочь ребенку правильно показать треугольники (обвести маленькой указкой или пальцем).
В качестве подготовительных полезно использовать задания, требующие от ребенка синтеза композиций из геометрических фигур на вещественном уровне (из вещественного материала).
Упражнение 8
Материал: 4 одинаковых треугольника.

hello_html_719e0bab.png

Задание: "Возьми два треугольника и сложи из них один. Теперь возьми два других треугольника и сложи из них еще один треугольник, но другой формы. Чем они отличаются? (Один высокий, другой - низкий; один узкий, другой - широкий.) Можно ли сложить из этих двух треугольников прямоугольник? (Да.) Квадрат? (Нет.)".
Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу. То есть, если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части. Именно поэтому столь серьезное значение уделяется в дошкольном возрасте деятельности, активно формирующей синтез, - конструированию.
Сначала это деятельность по образцу, то есть выполнение заданий по типу "делай как я". На первых порах ребенок учится воспроизводить объект, повторяя за взрослым весь процесс конструирования; затем - повторяя процесс построения по памяти, и, наконец, переходит к третьему этапу: самостоятельно восстанавливает способ построения уже готового объекта (задания вида "сделай такой же").

Четвертый этап заданий такого рода - творческий: "построй высокий дом", "построй гараж для этой машины", "сложи петуха". Задания даются без образца, ребенок работает по представлению, но должен придерживаться заданных параметров: гараж именно для этой машины.
Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними. Взрослый играет роль ненавязчивого помощника, его цель - способствовать доведению работы до конца, то есть до получения задуманного или требуемого целого объекта.
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Выполнение сравнения требует умения выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру "Найди это по указанным признакам": "Что (из этих предметов) большое желтое? (Мяч и медведь.) Что большое желтое круглое? (Мяч.)" и т. д.
Ребенок должен использовать роль ведущего так же часто, как и отвечающего, это подготовит его к следующему этапу - умению отвечать на вопрос: "Что ты можешь рассказать о нем?» (Арбуз большой, круглый, зеленый. Солнце круглое, желтое, горячее.). Или: "Кто больше расскажет об этом? (Лента длинная, синяя, блестящая, шелковая.)". Или: "Что это: белое, холодное, рассыпчатое?" и т. д.
Рекомендуется сначала учить ребенка сравнивать два объекта, затем группы объектов. Маленькому ребенку легче сначала найти признаки различия объектов, затем - признаки их сходства.
Типы заданий на сравнение:

1. Задания на разделение группы объектов по какому-то признаку (большие и маленькие, красные и синие и т. п.).
2. Все игры вида "Найди такой же". Для ребенка двух - четырех лет набор признаков, по которым ищется сходство, должен быть четко обозначен. Для более старших детей предлагаются упражнения, в которых количество и характер признаков сходства может широко варьироваться.
Приведу примеры заданий для детей пяти-шести лет, в которых от ребенка требуется сравнение одних и тех же предметов по различным признакам.

Упражнение 9
Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.

hello_html_4dae2169.png

Задание: "Найди среди своих фигур похожую на яблоко". Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. "Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока?» (Круги. Они похожи на яблоки формой.).
Упражнение 10
Материал: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9.
Задание: "Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему 2? (Две фигуры.)

Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (Треугольник синий и красный - их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата - разбираются все варианты.)".

Ребенок составляет группы, с помощью рамки-трафарета зарисовывает и закрашивает их, затем подписывает под каждой группой цифру 2.

"Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна.)

Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур? (Шесть.)".
Умение выделять признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать предметы является универсальным, применимым к любому классу объектов. Однажды сформированное и хорошо развитое, это умение затем будет переноситься ребенком на любые ситуации, требующие его применения.
Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.

Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания (этот вариант чаще используется с детьми шести-семи лет, так как требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения).
Следует учитывать, что при классификационном разделении множества полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение всех подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить только в одно множество и при правильно определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне определенных данным основанием групп.
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
- по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
- по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);
- по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);
- по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.);
- по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.
Все перечисленные выше примеры - это классификации по заданному основанию: взрослый сообщает его ребенку, а ребенок выполняет разделение. В другом случае классификация выполняется по основанию, определенному ребенком самостоятельно. Здесь взрослый задает количество групп, на которые следует разделить множество предметов (объектов), а ребенок самостоятельно ищет соответствующее основание. При этом такое основание может быть определено не единственным образом.
Например, задания для детей пяти - семи лет.
Упражнение 11
Материал: несколько кругов одинакового размера, но разного цвета (два цвета).
Задание: "Раздели круги на две группы. По какому признаку это можно сделать? (По цвету.)".
Упражнение 12
Материал: к предыдущему набору добавляются несколько квадратов тех же цветов (два цвета). Фигуры перемешиваются.
Задание: "Попробуй снова разделить фигуры на две группы". Возможны два варианта разделения: по форме и по цвету. Взрослый помогает ребенку уточнить формулировки. Ребенок говорит обычно: "Эти - круги, эти - квадраты". Взрослый обобщает: "Значит, разделили по форме".
В 
упражнении 11 классификация была однозначно задана соответствующим набором фигур только по одному признаку, а в упражнении 12 - дополнение набора фигур намеренно было произведено таким образом, чтобы стала возможной классификация по двум разным основаниям.
Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения.
Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все - большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все - синие; эти все - летают, эти все - бегают и др.
Все приведенные выше примеры сравнений и классификаций завершались обобщениями. Для дошкольников возможны эмпирические виды обобщения, то есть обобщения результатов своей деятельности. Для подведения детей к такого рода обобщениям взрослый соответствующим образом организует работу над заданием: подбирает объекты деятельности, задает вопросы в специально разработанной последовательности, чтобы подвести ребенка к нужному обобщению. При формулировке обобщения следует помогать ребенку правильно его построить, употребить нужные термины и словесные обороты.
Приведу примеры заданий на обобщение для детей пяти - семи лет.

Упражнение 14
Материал: набор из шести фигур разной формы.

hello_html_m1a5512fa.png

Задание: "Одна из этих фигур лишняя. Найди ее. (Фигура 4.)". Детям этого возраста незнакомо понятие выпуклости, но они обычно всегда указывают на эту фигуру. Объяснять они могут так: "У нее угол ушел внутрь". Такое объяснение вполне подходит. "Чем похожи все остальные фигуры? (У них 4 угла, это четырехугольники.)".
При подборе материала для задания взрослый должен следить за тем, чтобы не получился набор, ориентирующий ребенка на несущественные признаки объектов, что будет подталкивать к неверным обобщениям. Следует помнить, что при эмпирических обобщениях ребенок опирается на внешние видимые признаки объектов, что не всегда помогает правильно раскрыть их сущность и определить понятие.
Например, в 
упражнении 14 фигура 4, в общем, тоже является четырехугольником, но невыпуклым. С фигурами такого рода ребенок познакомится только в девятом классе средней школы, где в учебнике геометрии формулируется определение понятия "выпуклая плоская фигура". В данном случае первая часть задания была ориентирована на операцию сравнения и выделения фигуры, отличающейся по внешней форме от других фигур данной группы. Но обобщение сделано по группе фигур с характерными признаками, часто встречающихся четырехугольников. Если у ребенка возникает интерес к фигуре 4, взрослый может отметить, что это тоже четырехугольник, но необычной формы. Формирование у детей способности самостоятельно делать обобщения является крайне важным с общеразвивающей точки зрения.
Далее приведу пример нескольких взаимосвязанных упражнений (заданий) логико-конструктивного характера по формированию представления о треугольнике для детей пяти лет.

Для моделирующей конструктивной деятельности ребенок используют счетные палочки, рамку-трафарет с прорезями в форме геометрических фигур, бумагу, цветные карандаши. Взрослый также использует палочки и фигуры.

Упражнение 15
Цель упражнения - подготовить ребенка к последующей моделирующей деятельности посредством простых конструктивных действий, актуализировать счетные умения, организовать внимание.
Материал: счетные палочки двух цветов.
Задание: "Возьми из коробки столько палочек, сколько у меня (две). Положи перед собой так же (вертикально рядом). Сколько палочек? (Две.) Какого цвета у тебя палочки (палочки в коробке двух цветов: красные и зеленые)? Сделай так, чтобы они были разного цвета. Какого цвета у тебя палочки? (Одна - красная, одна - зеленая.) Один да один. Сколько вместе? (Две.)".
Упражнение 16
Цель упражнения - организация конструктивной деятельности по образцу. Упражнения в счете, развитие воображения, речевой деятельности.
Материал: счетные палочки двух цветов.
Задание: "Возьми еще одну палочку и положи ее сверху. Сколько стало палочек? Сосчитаем. (Три.) На что похожа фигура? (На ворота, на букву "П".) Какие слова начинаются на "П"?"

Упражнение 17
Цель упражнения - развитие наблюдательности, воображения и речевой деятельности. Формирование умения оценивать количественную характеристику видоизменяющейся конструкции (без изменения количества элементов).
Материал: счетные палочки двух цветов.
Примечание: первое задание упражнения является также подготовительным к правильному восприятию смысла арифметических действий.
Задание: "Верхнюю палочку переложи так (взрослый сдвигает палочку вниз, чтобы она оказалась посередине вертикально лежащих палочек). Изменилось ли количество палочек? Почему не изменилось? (Палочку переставили, но не убрали и не добавили.) На что теперь похожа фигура? (На букву "Н".) Назови слова, начинающиеся на "Н"".
Упражнение 18
Цель упражнения - формирование конструкторских умений, воображения, памяти и внимания.
Материал: счетные палочки двух цветов.
Задание: "Что еще можно сложить из трех палочек? (Ребенок складывает фигурки и буквы. Называет их, придумывает слова.)".
Упражнение 19
Цель упражнения - формирование образа треугольника, первичное обследование модели треугольника.
Материал: счетные палочки двух цветов, нарисованный взрослым треугольник.

                              
hello_html_32ac880f.png

Задание: "Сложи из палочек фигуру". Если ребенок сам не сложил треугольник, взрослый помогает ему. "Сколько палочек понадобилось для этой фигуры? (Три.) Что это за фигура? (Треугольник.) Почему он так называется? (Три угла.)". Если ребенок не может назвать фигуру, взрослый подсказывает ее название и просит ребенка объяснить, как он его понимает. Далее взрослый просит обвести фигуру пальцем, сосчитать углы (вершины), касаясь их пальцем.
Упражнение 20
Цель упражнения - закрепление образа треугольника на кинестетическом (тактильные ощущения) и визуальном уровне. Распознавание треугольников среди других фигур (объем и устойчивость восприятия). Обводка и штриховка треугольников (развитие мелких мышц руки).
Примечание: задание является проблемным, поскольку на используемой рамке есть несколько треугольников и фигур, похожих на них острыми углами (ромб, трапеция). Материал: рамка-трафарет с фигурами разной формы.
Задание: "Найди на рамке треугольник. Обведи его. Закрась треугольник по рамке". Штриховка производится внутри рамки, кисть движется свободно, карандаш "стучит" по рамке.

Упражнение 21
Цель упражнения - закрепление визуального образа треугольника. Распознавание нужных треугольников среди других треугольников (точность восприятия). Развитие воображения и внимания. Развитие мелкой моторики.
Задание: "Посмотри на этот рисунок: вот кошка-мама, кот-папа и котенок. Из каких фигур они составлены? (Круги и треугольники.) Какой треугольник нужен для котенка? Для кошки-мамы? Для кота-папы? Нарисуй своего кота". Затем ребенок дорисовывает остальных кошек, ориентируясь на образец, но самостоятельно. Взрослый обращает внимание на то, что кот-папа самый высокий. "Правильно поставь рамку, чтобы кот-папа получился самый высокий".

hello_html_1830d510.png

Примечание: данное упражнение не только способствует накоплению у ребенка запасов образов геометрических фигур, но и развивает пространственное мышление, поскольку фигуры на рамке-трафарете расположены в различных положениях, и чтобы найти нужную, необходимо узнать ее в другой позиции, а затем повернуть рамку для ее рисования в такой позиции, которую требует рисунок.
Очевидно, что конструктивная деятельность ребенка в процессе выполнения данных упражнений развивает не только математические способности и логическое мышление ребенка, но и его внимание, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления, точность и т. д.

Каждое из приведенных упражнений направлено на формирование логических мыслительных приемов.

Например, упражнение 15 учит ребенка сравнивать;

упражнение 16 - сравнивать и обобщать, а также анализировать;

упражнение 17 учит анализу и сравнению;

упражнение 18 - синтезу;

упражнение 19 - анализу, синтезу и обобщению;

упражнение 20 - фактическая классификация по признаку;

упражнение 21 учит сравнению, синтезу и элементарной сериации.
Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся разного рода увлекательном математическом материалом. В истории развития методики обучения детей математике накоплено довольно много подобного материала, часть его доступна и дошкольникам.

Параллельно шла работа с родителями. Были проведены консультации и родительские собрания в виде круглого стола, КВН о содержание работы в семье по развитию логического мышления с использованием математических игр занимательного характера. Была оформлена выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению математических способностей, предложены яркая красочная художественная литература, рабочие тетради.

Родителям объяснили, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для них.

Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие логического мышления детей нашей группы.

В конце учебного года вновь был проведен контрольный срез знаний (см. таблицу) по основным показателям, показав большой скачок к концу учебного года по всем разделам программы ФЭМП.

Приложение № 2

Конспект математического КВН
Что такое КВН ? Приветствие команд.

«Мы весёлые ребята,

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть»

(говорят все участники КВН вместе)

Для ведения КВН и подсчёта результата выбираем жюри.

Команды приветствуют жюри.

«Вам и слава и почёт, все мы любим только счёт»

Выбор капитанов КВН (по желанию или с помощью считалки)

«Шла коза по мостику и виляла хвостиком,

Зацепила за перила, прямо в речку угодила.

Кто не верит – это он, выходи из круга вон!»

Предлагается разминка для капитанов «Угадай название нашей команды».

В матрёшках находятся эмблемы, капитанам команд предлагается открыть матрёшку с сюрпризом и назвать название своей команды.

1.Прямой счёт (от 1 до 10 )

Команда «Буратино». Назовите подрят числа от 1 до10 так, число 1 не называть, а хлопните в ладоши, потом назовите число 2, число 3 не называйте, а хлопните в ладоши, затем назовите число 4 и т.д. Считаем.

Команда «Чиполлино». Сказочная игровая ситуация. В лесной школе урок математики. Белки и зайцы учились называть числа от 1 до10. Зайцы произносили число 1 громко, белки произносили число 3 тихо, зайцы число 6 громко и т.д. Повторим все вместе, как зверюшки называли числа подрят от 1 до10.

2. Задание для капитанов игра «Кошки»

Состав числа 8, 9. Число вставляется в красный кружок – карман, который находится на хвосте, а числа 5,2,3,6 – в карманах на лапках кошки.

Задание – каждому капитану составить число 8,9 из двух меньших чисел, используя числа на лапках кошки, (выполняется одновременно).

3. Физминутка – разминка (на внимание, сочетание слов текста с движениями) и нахождение нужной фигуры. Выполняется с каждой командой отдельно.

4. Игра «Больше», «Меньше», «Столько же» (играют две команды по сигналу). Давайте теперь поиграем в игру те, кто сидит слева – синее, а те, кто сидит справа, приготовьте красный кружки. Послушайте правила игры, я говорю, например, «синие», те, у кого синие кружки начинают играть, выкладывают на середину стола синие кружки. Команда «стоп» - означает – закончить. После слов «Красных больше» играют красные, красные кружки нужно положить так, чтобы было хорошо видно, что их больше. Подводим итог.

5. «Волшебная палочка» игра для капитанов. Определить величину предмета, и из какого материала изготовлены предметы с закрытыми глазами с помощью «волшебной палочки»

6.«Машинист» играют две команды одновременно.

Мы отправляемся на прогулку в лес. Едим на поезде. У детей на столах карточки с изображением вагончиков, на них записаны примеры на сложение и вычитание в пределах 10. Дети производят вычисления. Машинист по очереди достаёт из сумки карточку с числом и показывает группе, дети показывают вагончик – пример, ответ которого должен совпадать с числом. Если задача решена, верно, ребёнок с вагончиком выходит на середину группы для формирования состава, машинист даёт сигнал для отправления и все вагончики едут на свои места.

Только в лес мы вошли, появились комары.

(руки вверх, хлопок над головой, руки вниз, хлопок другой)

Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем.

(руки за голову кладём и вразвалочку идём).

Снова дальше мы идём, перед нами водоём.

Прыгать мы уже умеем. Прыгать будем мы сильнее,

Раз – два, раз – два, позади теперь вода.

Мы шагаем, руки выше поднимаем, дышим ровно, глубоко.

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса

Мы лисичку обхитрим, на носочках пробежим.

Зайчик скачет быстро в поле, очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке, непоседа – шалунишке,

Но закончилась игра, и учиться нам пора.

7. «Составь из палочек» Задание для капитанов

- Постройте предмет из 8 палочек, используя таблицу.

Задание для каждой команды.

- постройте два разных предмета, каждый из которых составлен из одинакового количества палочек.




 Приложение № 3

Конспект  занятия по занимательной математике в подготовительной группе.

Тема: Путешествие по неизвестному городу.

П.С: Используя задачи – загадки и задачи – шутки, формировать у детей сообразительность, находчивость, умение проводить несложные математические операции мысленно, без опоры на наглядность.

Активизировать логическое мышление детей, догадливость, сообразительность, через решение задач на смекалку геометрического характера.

Используя таблицы развивать внимание и наблюдательность

Развивать у детей воображение, умение реализовывать поставленную игровую задачу.

Материал: Фланелеграф, шнур, веревка, палка, схемы – картинки, таблицы.

Ход

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся путешествовать в загадочный город, название которого я сама не знаю. Давайте подумаем, на чём мы с вами будем путешествовать.

(дети занимают места в транспортном средстве, прощаются с воображаемыми провожатыми, включается шумовой эффект и путешествие начинается).

Дети «едут по дороге», на пути встречается препятствие – шлагбаум.

На нём записка – загадка:

  1. Шла девочка в город, повстречала трёх мальчиков.

Каждый из них нёс по корзине. В них было по коту.

Сколько живых существ направлялось в город?

Дети решают задачку – шутку – путешествие продолжается.

По пути предлагается закрыть глаза и придумать мимо-чего они проезжают, кто им попадается на пути.

  1. Остановка «Магазин» (воображаемый). Что же в нём продаётся?

«Есть игрушки в магазине – паровоз и два коня.

Серебристый самолёт, две ракеты, вездеход.

Сколько вместе, как узнать?

Помогите сосчитать.

В магазине, как в мастерской,

Всё что нужно под рукой,

Плоскогубцы и пила

И топор и два сверла

Молоток, рубанок,

долото, фуганок.

Сколько их всего?

  1. Детям предлагается подумать, что ещё может продаваться в таком магазине, придумать и загадать об этом загадку.

4. Выходя их «Магазина» детям встречается три спорящих мальчика (нарисованы схематично).

Мальчик Коля, Петя и Ваня отправились в магазин, и нашли на дороге 3 рубля (монеты).

Сколько бы денег нашёл Коля, (Петя и Ваня) если бы он отправился в магазин один?

Дети помогают разрешить эту проблему и отправляются дальше.

  1. Остановка. Дети не могут проехать, потому, что на дороге лежат большие палки. Палки можно убрать после того как ответишь на вопросы:
  • Сколько концов у двух, трёх, четырёх, у четырёх с половиной палок.

Детям встречаются две девочки Катя и Маша. Эти девочки нашли (изображение схематично) по одному грибу.

7. У Кати гриб был меньше чем у Маши.

Предлагается зарисовать, у кого какой был гриб.

8. Дети помогают решить ещё одну задачу.

Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине.

(Одна девочка берёт яблоко вместе с корзиной).

Дети продолжают путешествие по городу с песней про Мохнатого пса и проезжая мимо парка вдруг замечают, что в воздухе поднялся большой шар, в корзине которого сидит Барбос (на фланелеграфе моделируется ситуация)

О – воздушный шар

О - корзина

О – Барбос.

Барбос не умеет управлять шаром. Детям предлагается ему помочь. Нужно быстро придумать, что для этого нужно сделать?

9. Дорисуй ротики

hello_html_8e1008.jpg

10. Какая должна быть причёска на последнем рисунке?

hello_html_m71c3fc67.jpg

Дети нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нужно решить небольшую головоломку. Сколько на рисунке треугольников?


hello_html_13cc400.jpg


Решив эту задачу, мы вернулись в детский сад давайте придумаем название этому городу.

        Приложение 4

Игровая технология В.В.Воскобовича.

Развивающие игры Воскобовича.

"Геоконт Малыш" 

"Геоконт" открывает ребенку мир геометрических и образных превращений, разноцветных приключений. Дети складывают фигуры на «Геоконте», отвечают на вопросы.

Состав

Поле (245х250 мм, фанера, цветная пленка) с нанесенной координатной сеткой. В тридцати трех точках координатной сетки установлены разноцветные пластмассовые гвоздики (цвета радуги, черный и белый).

Резинка трех цветов.

Альбом схем.

Что развивает

- различение цветов радуги;

- освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера; 

- умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры ориентироваться в пространстве; 

- умение конструировать фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу;

- внимание, память, элементы логического мышления; 

- воображение, творческие способности; 

- пальцевую и кистевую моторику рук.

Как играть

Игра размещается на столе. Ребенок натягивает резинки на гвоздики и создает предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы по образцу, словесному алгоритму и собственному замыслу.

Изображение

"Квадрат Воскобовича 4-хцветный"Изображение

Рекомендуемый возраст 5-9 лет

Состав
• На квадратную основу из ткани (140х140 мм) на некотором расстоянии друг от друга наклеены треугольники из плотного картона. Одна сторона «Квадрата» - зеленого и желтого цвета, другая – синего и красного. 
• Цветные рисунки 18 сложенных фигур в книжечке «Квадратные забавы» (100х95 мм, цветная печать).

Что развивает
- умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях;
- умение конструировать плоскостные и объемные фигуры;
- внимание, память, пространственное и логическое мышление; 
- воображение, творческие способности; 
- мелкую моторику рук.

Описание
Этот «Игровой квадрат» - головоломка. Ребенку или взрослому придется подумать, чтобы получить, на первый взгляд, легкую фигурку. Для этого нужно складывать «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях до получения нарисованных в книжке «Квадратные забавы» фигур

C:\Users\Валера\Desktop\фото сад 14\аттестация\1026552547.jpg

        

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет за Межаттестационный период 2014г. -2017г.

Аналитический отчет о проделанной работе за межоттестационный период с 2014- 2017г....

Аналитический отчет за межаттестационный период 2011 – 2016 г.г.

Аналитический отчет учителя-дефектолога за межаттестационный период 2011 – 2016 г.г....

Аналитический отчет за межаттестационный период с 2015 - 2019 г.г.

Аналитический отчетза межаттестационный период с 2015 - 2019...

Аналитический отчет за межаттестационный период 2017 - 2022 г. г. на высшую категорию.

Представляю вашему вниманию аналитический отчет за межаттестационный период 2017 - 2022 г. г. на высшую категорию....

Аналитический отчет за межаттестационный период 2020– 2022 гг

ОглавлениеВведениеАнализ деятельности по направлениям:1.Диагностическое2. Коррекционно-развивающее3. Консультативное4. МетодическоеВыводЗадачи на следующий межаттестационный период....

Аналитический отчет за межаттестационный период на тему: "Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии"

Аналитический отчет за 2018-2022 межаттестационный период на тему: "Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии" на высшую квалификационную категори...