«Нарушения речевого развития. Причины и ранняя коррекция».
консультация по логопедии

Королева Виктория Анатольевна

Беседа с родителями на тему: «Нарушения речевого развития. Причины и ранняя коррекция».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа с родителями на тему: «Нарушения речевого развития. Причины и ранняя коррекция».

Речь у ребенка формируется постепенно. На первом году это гуление, лепет, произношение отдельных звуков и слогов. Далее малыш учится складывать из звуков слова, произносить связные фразы, формировать ассоциации между словами, действиями и предметами. Нарушение развития речи может проявиться в любом возрасте, иметь разные проявления.

В настоящее время тема нарушения речевого развития очень актуальна, так как с каждым годом увеличивается число детей с речевыми нарушениями, растет и число практически не говорящих детей.

Становление речи - это комплексный процесс, на ее формирование влияют психологические и анатомические особенности. Именно поэтому причин нарушения речи у детей дошкольного возраста довольно много. Рассмотрим основные из них:

  1. Наследственные факторы (Врожденные аномалии; у родителей формирование звукопроизношения протекало с запозданием; было заикание; сложности в произношении отдельных звуков; изменения артикуляционного аппарата: короткая уздечка языка, неправильный прикус, изменение формы неба и другие анатомические дефекты).
  2. Осложненные роды (Родовые травмы, гипоксия, и т.д.)
  3. Перенесенные заболевания. (Тяжелые болезни: менингит, энцефалит. На формирование звукопроизношения могут влиять и тяжелые отиты, приводящие к ухудшению слуха. Травмы головы).
  4. Перинатальные нарушения. (Поражение нервной системы, внутриутробные инфекции, травмы матери, резус-конфликт, употребление беременной женщиной алкоголя, наркотиков, никотина, интоксикации матери, воздействие излучения, стрессовые факторов).
  5. Социальные факторы. (Неблагополучные семьи, дети испытывающие дефицит общения со взрослыми).

Первые признаки тяжелых нарушений в артикуляционном аппарате и центральной нервной системе можно выявить сразу после рождения. Важно знать на что нужно вовремя обратить внимание:

  1. Если у новорожденного крик слабый, монотонный, немодулированный, это настораживающий признак для прогноза речевого развития, и надо обратиться за консультацией к неврологу (в норме крик новорожденного должен быть громким, модулированным).
  2. Другой настораживающий фактор — ранний отказ ребенка от грудного вскармливания. Возможно, у младенца ослаблены мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте (одно- или двусторонний порез губ). Если он быстро устает, отказывается, плохо сосет, возможно, есть проблемы с губами, небом, уздечкой языка. Новорожденного нужно показать педиатру и хирургу.
  3. Признаки задержки речевого развития у детей, которые должны вызвать беспокойство у родителей и заставить обратиться к специалисту для диагностики:
  • В 2-3 года ребенок не пытается говорить.
  • На первом году жизни малыш не издает никаких звуков, кроме плача.
  • Отсутствие интереса к речи взрослых.
  • В год малыш не понимает смысл наиболее часто употребляемых слов.
  • Словарный запас со временем не расширяется.
  • Малыш испытывает затруднения при общении со сверстниками или не хочет идти на контакт.
  • Есть сложности при обучении, усвоении нового материала.
  • Ребенок не обращается ко взрослым, пытается избегать контакта и все делать самостоятельно.
  • Произносимые малышом слова сложно понять, при попытках правильно произнести звук ничего не получается.

 Для детей с речевыми проблемами характерно нарушение общей и мелкой моторики, нарушение поведения в виде гипермоторности, что обусловлено слабостью нервной системы. При отсутствии своевременной помощи у большинства детей речевые проблемы осложняются патологическим проявлением личности ребенка, а именно возможны проявления агрессии, чрезмерной расторможенности, неусидчивости. Наряду с этим у большинства детей отмечаются повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речевого развития, опирается на комплексный подход. Он предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. 

При комплексном подходе к коррекционной работе включаются компенсаторные возможности нервной системы, и она приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере восполняют ослабленные, нарушенные или утраченные функции. Однако пластичность нервной системы ребенка не беспредельна и с возрастом значительно снижается, поэтому работа по диагностике, коррекции и формированию речи должна начинаться с раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция"

Статья предназначена родителям. На что нужно обращать внимание при речевых нарушениях....

4 беседа. Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция

За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны...

Задержка речевого развития. Причины и ранняя коррекция

За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более  того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочи...

Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»

Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...

Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция.

В статье описано на что нужно обратить внимание родителям в раннем развитии ребенка и о способах ранней помощи....

Беседы с родителями: Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция нарушений.

Краткая беседа, дающая представление родителям о том, с какими нарушениями речи они могут столкнуться в развитии ребёнка, о том, как преодолеть эти нарушения....

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...