работа с родителями
статья по логопедии

Курганова Марина Юрьевна

О "Концепции дошкольного воспитания" можно сказать: "Семья и детский сад  связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник – не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurganova_m.yu_._konsultirovanie.docx273.02 КБ

Предварительный просмотр:

Использование эффективных форм учителем – логопедом по организации консультационной помощи родителям детей с ОВЗ, получающих дошкольное образование в форме семейного.

В нашей образовательной  организации имеются группы компенсирующей направленности, в которых обучаются дети, имеющие статус ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи. Все дети, зачисленные в группы компенсирующей направленности, находятся на очном обучении.

В своей работе, мы учителя логопеды, стремимся к открытости, где немаловажную роль играют родители. Проблема вовлечения родителей в единое пространство осуществляется в трёх направлениях:

-повышение педагогической культуры родителей;

-вовлечение родителей в образовательную деятельность;

-совместная работа по обмену опытом.

Перед нами ставится цель: сделать родителей  активными участниками коррекционного процесса оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели мы работаем над решением следующих задач:

-установить партнерские отношения с семьёй каждого воспитанника;

         -объединить усилия педагогов и семьи для развития и воспитания детей;

-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку;

-активизировать и обогащать знания родителей по развитию и воспитанию детей;

-поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Позитивное взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется через традиционные формы работы с родителями:

индивидуальные: беседы, консультации, практикумы, посещение занятий, ведение тетрадей для домашних заданий.

Групповые (коллективные): родительские собрания,  вечера вопросов и ответов,  занятия-тренинги, совместные праздники и развлечения,  дни открытых дверей,  родительские конференции,  семейные (домашние) педсоветы, деловые игры, семинары-практикумы.

   Наглядно-информационные: выставки детских работ, фотовыставки, реклама книг, статей из газет и  журналов, информационный банк,  стенды, папки – передвижки,  библиотеки,  тематические выставки,  информационные корзины, родительская почта, памятки, рекламные буклеты, листовки, плакаты, видеоролики,  телефон доверия, копилка советов и другие, индивидуальные буклеты для родителей.

При выборе форм работы стараемся реализовывать индивидуальный подход к родителям и детям. На начальных этапах используем индивидуальные формы работы: демонстрация матери приёмов работы, конспектирование занятий для выполнения домашних  заданий, чтение специальной литературы (рекомендуемой логопедом).

Хочу подробнее остановиться на формате индивидуального взаимодействия, индивидуальные тематические консультации.

Часто в решении той или иной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей детей и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих так и для педагога. Обменявшись информацией,  обе стороны могут прийти к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Индивидуальные занятия- практикумы «родитель+ребенок» по обеспечению родителей совместными формами работы с детьми, носящими коррекционную направленность. Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребенком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.

Можно выделить 3 этапа индивидуального консультирования родителей в условиях образовательных учреждений.

1 этап – диагностический: Устанавливаются доверительные отношения с родителями.

2 этап – прогностический: проводится по итогам обследования ребенка. На этом этапе информируем родителей о состоянии речевого, в целом психического состояния ребенка, разъясняем меры помощи с учетом структуры дефекта, планируем последующие встречи с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия.

3 этап – методологический и консультационный:

Этап, который соотносится с собственно коррекционной работой. Решаются задачи повышения уровня педагогической компетентности родителей, через расширение круга знаний в области логопедии: включение родителей в систему оказания коррекционной помощи. Наиболее эффективными формами работы учителя-логопеда и родителя являются: совместные обсуждения с родителями хода и результатов коррекционной работы, выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций, проведение практикумов по обучению родителей (артикуляционная, дыхательная гимнастики и т.д).

В уголке для родителей размещаются памятки , тексты письменных консультаций, тематические выставки. Оформляются стенды с различными рекомендациями для родителей, на которых  материал обновляется  не реже одного раза в месяц. На стенде размещается материал по формированию звукопроизношения детей, развитию познавательных процессов, рекомендации родителям по предупреждению и по преодолению речевых нарушений, игры и упражнения, текущая информация для родителей. Так же не маловажная информация  по совершенствованию  грамматических средств речи. Представляю вам примерные рекомендации для родителей по формированию лексико- грамматического строя речи у детей.

 Рекомендации  родителям

по формированию

лексико-грамматического строя речи у детей

              «Учить, не уча!»

Пройдет немного времени, и наши дошколята станут первоклашками. Какими они будут учениками, будут ли испытывать трудности в усвоении школьной программы, зависит от нас с вами. Прислушайтесь к речи своих детей, как они говорят. Хватает ли им слов, чтобы полно и четко выражать свои мысли, не допускают ли ошибок при согласовании частей речи, в употреблении предлогов. Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте. Уважаемые родители! Несмотря на постоянную занятость, уделяйте своему ребенку как можно больше внимания, не игнорируйте вопросы ваших почемучек, исправляйте речевые ошибки, объясняйте значение новых слов. По дороге в детский сад, на прогулках, посещая магазины, поликлиники, обращайте внимание ребенка на те, казалось бы, незначительные мелочи, которые помогут сделать речь наших детей менее аграмматичной.

Подведите ребенка к дереву, пусть он рукой ощутит шероховатость ствола, а затем прикоснется к гладкой поверхности стены дома, почувствует разницу. Так при помощи тактильных ощущений, будет происходить понимание противоположных по смыслу слов (антонимов). Обратите внимание на погоду. Попросите охарактеризовать весенний день, используя как можно больше прилагательных. Какой сегодня день? (солнечный, теплый, радостный, весенний и т. д.) . Так ненавязчиво, как будто невзначай, вы познакомите ребенка, с понятием синонимы. Обратите внимание на птиц, прилетевших с юга, и на птиц, оставшихся зимовать в наших краях, сообщите названия деревьев, растущих неподалеку, порадуйтесь букашке, проснувшейся после зимнего сна, попросите прочесть надпись на рекламном щите, посчитать кошек, греющихся на солнце…

Окружающий нас мир, является лучшим пособием для формирования лексико-грамматического строя речи детей, а родители – первыми и самыми лучшими педагогами.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи

Задание №1.

Дать «ласковые имена»: Валя-Валечка Вася Соня Саша-Сашенька Даша Ира Люда Катя Аня

Зина Рая Сима Серёжа Миша Костя Дима Наташа Вера

Задание №2.

Покажи на себе и на кукле и назови: Голова-головка Лоб Уши

Нога - ножка Затылок Губы Рука Щёки Пальцы

Спина Глаза Ногти Живот Брови Ресницы Шея Нос Язык

Задание №3. Дидактическая игра для дошкольников "Один - много" (часть 1)

Проведите с ребёнком игру «Один и много». Вы называете один  предмет, а ребёнок – много.

Огурец - огурцы

Баклажан - ... Редька - ... Помидор - ... Кабачок - ... Редиска - ... Боб - ... Тыква

- ... Патиссон - ...

Задание №4. Обучалки и развивалки для детей — РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ. УРОКИ ДЛЯ  ДОШКОЛЯТ. | OK.RU | Занятия для детей, Для детей, Рабочие тетради для  детского сада

  Считай овощи до трёх по образцу:

Один помидор, два помидора, три помидора.

Один огурец … . Одна редиска… . Один баклажан, … . Одна морковка … . Один кабачок … . Одна репка … . Один боб … . Одна редька … .

Задание №5

Проведите игру «Есть - нет». Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».

  • У меня есть свежая капуста.
  • У меня нет свежей капусты.

Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.

Задание №6.

Подбери как можно больше определений к каждому предмету. Нарисуй в тетради.

Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.

Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.

Задание №7.

Назови ласково. Игрушки - презентация онлайн

Учите        детей        правильно        называть        маленькие        предметы.        Вы        называете большой предмет, а ребёнок – маленький.

Стол-столик

Булка - ... Стул - ... Чашка - ... Салфетка - ... Тарелка - ... Огурец - ... Конфета

- ... Диван - ... Полка - ... Нож - ... Кружка - ...

Задание №8.

Проведите игру с мячом «Один-много». Яблоко – яблоки

Груша – груши Слива – сливы

Персик, банан, ананас

Затем проведите игру «Много-один». Апельсины – апельсин

Абрикосы – абрикос Помидоры – помидор Огурец, мандарин, лимон

Задание №9.

Дополнить предложения, изменив слово в скобках. В корзине лежит один (помидор).

В лесу растёт много (дерево). В зоопарке мало (зверь).

У меня меньше (ягода), чем у Вовы.

Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света. В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.

Задание №10

Подобрать по несколько существительных к прилагательным. Красные машины, стулья, блюдца.

Синие … Тёплые … Металлические … Вязаные … Шерстяные … Пластмассовые …

Существительные должны быть всех трёх родов.

Задание №11.

Проведите игру «Большой-маленький». Шапка – шапочка Кофта - ...

Юбка Костюм Брюки Чулки Туфли Платье Пальто Носки

Задание №12.

Учите  детей  образовывать  и  использовать  в  речи  глаголы  с  различными приставками. Поиграйте в игру «Доскажи словечко».

Машина в гараж … (въезжает). Мальчик из школы … (выходит). Шофёр к машине … (подходит). Девочка с горы … (съезжает).

Старушка через улицу … (переходит). Девочка через лужу … (перепрыгивает). Птичка из клетки … (вылетает).

Задание №13.

Измените предложения по образцу:

Он сидит на диване. – Они сидят на диване.

Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт домой … Он колет дрова …

Задание №14.

Образуйте притяжательные прилагательные по образцу: Хвост собаки – собачий хвост.

Молоко коровы – коровье молоко.

Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика … Рога лося

… Усы кошки … Следы зайца …

Задание №15.

Образуйте притяжательные прилагательные по образцу: Шуба из белки – беличья шуба.

Воротник из норки … Шапка из лисы … Накидка из соболя … Одеяло из шерсти верблюда … Шапка из пуха кролика …

Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные). Солнце, как мяч, круглое.

Руки, как лёд, … Нож, как бритва … Шоссе, как стрела, … Снег, словно пух,

… Трава, как изумруд …

Задание №17.

«Расхвалить» каждую картинку, подобрать как можно больше слов – определений.

Например:

Рукавички – новые, красивые, дорогие, красные, удобные, шерстяные, вязаные, тёплые.

Задание №18. Из какого материала сделаны предметы — скачать и распечатать. Иллюстрации —  Русские народные сказки. Научная лаборатория. «МААМ—картинки». Воспитателям  детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Скажи по образцу, какая посуда. Из стекла – стеклянная.

Из металла … Из глины … Из дерева … Из хрусталя … Из серебра … Из пластмассы …

Задание №19.

Дай полные ответы на вопросы. Чем дворник подметает улицу? Чем медсестра делает укол?

Чем парикмахер расчёсывает волосы? Чем повар режет морковь?

Чем садовник рыхлит землю? Чем маляр красит стены?

Чем столяр строгает доски?

Задание №20.

Посчитать до десяти предметы, правильно согласовывая числительные с существительными.

Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров.

Ведро, матрёшка, дерево, дом, окно, рыбка, трактор.

Задание №21.

Изменить по образцу:

Белый – беленький. Тёплый Старый Кислый Лёгкий Чистый Добрый Толстый Сладкий Тонкий Узкий Мягкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...