ЛОГОРИТМИКА
консультация по логопедии

Елена Андреевна Иващенко

ЧТО ТАКОЕ ЛОГОРИТМИКА?

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. Музыка – это наиболее доступный детскому восприятию вид искусства. Она способна не только привлечь внимание и заинтересовать, но и обогатить, эмоционально окрасить чувства ребенка и представления его о мире. 
Одна из основных задач логоритмики – устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_2.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое логоритмика и зачем она нужна дошкольникам.

Среди разнообразия развивающих кружков и занятий для детей, часто можно встретить «Занятия по логоритмике» или «Логопедическая ритмика». Многие родители даже не представляют, что скрывается за этими словами. Что это за занятия? Какую пользу они приносят детям?

Логоритмика — это система музыкально-ритмических упражнений. Они включают в себя слово, движения и музыку.

Занятия по логоритмике помогают ребенку в развитии речи. Также это эффективная методика по предупреждению речевых нарушений: тахилалии (слишком ускоренный темп речи) и брадилалии (замедленная речь).

Логоритмические занятия часто называют терапевтическими. Ведь цель данных уроков — предупреждение и преодоление речевых нарушений, что достигается путем воспитания и коррекции двигательной сферы ребенка при помощи слов и музыки.

Логоритмика помогает малышам научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях — уменьшить проявления или даже избавиться от такой проблемы, как заикание.

Логоритмика способствует развитию:

  • памяти — зрительной, слуховой и двигательной. Необходимо запомнить положение пальцев, последовательность движений, а также стихи;
  • внимания — ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять;
  • восприятия — развивается слуховое восприятие, так как движения должны совпадать с музыкой и словесными инструкциями, которые получает малыш;
  • крупной и мелкой моторики — пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики крохи. А это способствует развитию мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики — тем более гибкий ум. И в конце концов после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это поможет в дальнейшем в освоении навыка письма;
  • ориентации в пространстве — все предметы в пространстве ребенок воспринимает с учетом положения своего тела. Это и служит исходной точкой для создания и контроля разнообразных пространственных образов. Упражнения воспитывают быстроту и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители.

Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речи, в том числе задержку речевого развития, нарушение звукопроизношения, заикание и др.

Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития.

Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, а также учат общению со сверстниками.

В последнее время логопеды и психологи рекомендуют детям среднего дошкольного возраста посещать занятия по логоритмике. Потому что логоритмические занятия очень хорошо влияют на психоэмоциональное состояние. Неугомонные, непоседливые, легко возбудимые малыши становятся более спокойными. У медлительных, задумчивых, мечтательных детей ускоряется реакция. Так для кого же будут полезны занятия по логоритмике?

Логоритмические занятия в первую очередь будут полезны детям, у которых:

  • заикание или наследственная предрасположенностью к нему;
  • чересчур быстрый или медленный темп речи, а так же речь прерывиста;
  • недостаточно развита моторика и координация движений;
  • дизартрия, задержка развития речи, нарушения произношения отдельных звуков;
  • речевой негативизм;
  • из-за частых болезней сильно ослаблен мышечный тонус.

Полезными занятия логоритмикой будут и детям, которые находятся в периоде интенсивного формирования речи. Это возраст от 2,5 до 4 лет.

Как проходят занятия?

Ритмика, в том числе и логопедическая, обладает необычными свойствами. В ее основе лежит абсолютная простота. Все задания, которые даются, без проблем может выполнить любой карапуз, не имеющий специальной подготовки.

Упражнения основаны на подражании. Специалист показывает, а ребенок повторяет. Речевой материал специально заучивать не нужно. Главное — все делать без спешки. Все происходит постепенно. По мере возрастания возможностей и способностей крохи. Вначале текст произносит только специалист. Таким образом он побуждает малыша к повторению. Постепенно к проговариванию подключается и ребенок. Когда карапуз будет готов повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.

Таким способом проходит и работа над развитием крупной и мелкой моторики ребенка, дыхания и его мимики.

Как часто необходимо заниматься?

Занятия логоритмикой рекомендуется посещать два раза в неделю. Детям, которые заикаются, необходимо заниматься 3-4 раза в неделю. Быстрого эффекта ожидать не стоит. Говорить о результатах можно будет как минимум через полгода (а то и год).

С какого возраста рекомендуется начинать занятия?

Каждый родитель может заниматься логоритмикой со своим ребенком самостоятельно — начиная с 3-месячного возраста малыша. Только такие занятия будут носить пассивный характер. Читайте малышу стишки или потешки. Во время чтения отхлопывайте ритм ладонями. Когда ребенок станет постарше, помогайте ему ритмично хлопать ладошками или отстукивать ритм кулачками по столу, поднимать и опускать руки, когда малыш услышит необходимые слова.

В возрасте от 2,5 лет рекомендуется продолжить логоритмические занятия в группах, потому что в родных стенах малыш может запросто отказаться выполнять задания. Большинство детей не воспринимает маму как «учителя»! В группе ситуация заметно меняется.

Во-первых, есть авторитет взрослого, который не поддается на детские манипуляции.

Во-вторых, в коллективе сверстников весело и интересно. Именно в этом возрасте детям необходимо совершенствовать свои двигательные навыки, учиться говорить и общаться. Поэтому данным навыкам обучают детей на уроках логоритмики в возрасте от 2,5 до 4 лет.

Но если у малыша есть нарушения двигательной сферы или задержка в развитии, в этом случае рекомендуется индивидуальные занятия.

Подводя итоги всего выше сказанного, можно утверждать, что музыка и движения являются средствами, которые благотворно влияют на здоровье детей. Музыкально-ритмические движения выполняют расслабляющую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.

Терпения вам, заботливые и любящие родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.

Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...

Методическое пособие по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи"

Методическое пособие для родителей по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи".Пособие предназначено для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи....

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.

Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...

Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...

Школа педагогического опыта. Логоритмика. Чем полезна логоритмика и как ею заниматься?

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувстви...

Конспект занятия по логоритмике "Весёлая логоритмика"

Конспект занятия по логоритмике для детей среднего и старшего дошкольного возраста....