Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОНР
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Филатова Наталия Викторовна

Речь всегда входит в какую-то другую интеллектуальную или практическую деятельность.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речи. При нарушении связной речи отмечаются коммуникативные трудности, отклонения в познавательном развитии. Дети, которые испытывают психологические проблемы, не всегда могут правильно построить речевое развёрнутое высказывание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_onr.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Речь всегда входит в какую-то другую интеллектуальную или практическую деятельность.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речи. При нарушении связной речи отмечаются коммуникативные трудности, отклонения в познавательном развитии. Дети, которые испытывают психологические проблемы, не всегда могут правильно построить речевое развёрнутое высказывание.

Для успешного обучения в школе важными компонентами являются развитая связная речь, сформированная эмоционально-волевая и коммуникативная готовность.

Развитие речи и овладение родным языком — это самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве. У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком — это не только умение правильно построить предложение, ребенок должен научиться рассказывать, то есть называть предмет, описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. В формировании связной речи тесно связаны между собой речевое и умственное развитие детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-либо, нужно четко представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связной речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития, укрепления и сохранения детского здоровья является особенно актуальным.

Игровая деятельность дошкольника представлена сюжетно-ролевыми и дидактическими играми. В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в игровых действиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Дидактическая игра является действенным средством совершенствования таких значимых для учебной деятельности функций и процессов, как пространственная ориентация, восприятие, внимание, память, речь, зрительно – моторные координации, мыслительные операции и др.

Дошкольники с общим недоразвитием речи посредством коммуникативных игр обучаются разным видам диалога: от составления небольшого по объему диалога по следам выполняемых действий до формирования умения вести диалог на любую заданную тему (учебную или бытовую). При обучении диалогической речи дети усваивают нормы поведения и речевого этикета в различных ситуациях.

На занятиях используются следующие игры, моделирующие речевое поведение в различных ситуациях общения: «Разговор по телефону», «В магазине», «День рождения. Поздравление, приглашение по телефону», «Прием гостей, поведение в гостях», «Знакомство», «Интервью».

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком — это не только умение правильно построить предложение, ребенок должен научиться рассказывать, то есть называть предмет, описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. В формировании связной речи тесно связаны между собой речевое и умственное развитие детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-либо, нужно четко представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связной речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

Развитие речи и овладение родным языком — это самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.


Список литературы

  1. Колесникова, Ю. Н. Взаимодействие с родителями в группе компенсирующей направленности с ТНР (ОНР) в рамках проектной деятельности / Ю. Н. Колесникова, О. Н. Крикунова, Е. А. Сахабутдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56827/ (дата обращения: 27.03.2022).
  2. Помазкова, Н. А. Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы / Н. А. Помазкова, О. В. Иванченко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9105/ (дата обращения: 27.03.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Глава I1.1Классификация театрализованных игр и особенности их использования в работе с детьми дошкольного возраста.1.2.Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.Глава II2.1. Использован...

Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. ПЛАНВведение Глава I 1.1.         Кл...

Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность в общение.

Сегодня в наше время мы часто сталкиваемся  с  проблемой развития речи у детей дошкольного возраста. Потребностью и главной функцией для нас является речь . Вот этим мы отличаемся от животны...

«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей

laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...

Мастер-класс «Познакомить детей с кинезиологическими упражнения для развития мелкой моторики» в рамках проекта по развитию речи для детей дошкольного возраста с ОВЗ

Мастер-класс посвящен развитию мелкой моторики, головного мозга и межполушарных связей через кинезиологию.Указаны только некоторые упражнения, которые можно испльзовать в работе с детьми дошкольного в...