Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии в логопедии"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Николаева Ирина Сергеевна

В статье предоставлена информация об основных здоровьесберегающих технологиях, используемых в логопедии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nakonferentsiyu.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях, как условие повышение качества образовательной среды»

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

    Здоровьесберегающая технология – это система мер, включая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, на всех этапах его развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни.

В условиях комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии не требуют усилий, активизируют процесс коррекции речи детей способствуют оздоровлению всего организма.

Здоровьесберегающая технология — это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

      При использовании здоровьесберегающих технологий в логопедической деятельности коррекционная работа становятся более перспективным средством для детей с нарушениями речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достичь максимальных успехов не только в речевых нарушениях, но и в общем оздоровлении детей. Кроме того, используя эти методы и приемы, занятия становятся более интереснее и разнообразнее. Таким образом, возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

    На своих логопедических занятиях мы используем как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых:

- дыхательная гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- гимнастика для глаз:

- пальчиковая гимнастика;

- су-джок терапия;

- физкультминутки;

- кинезиологие упражнения;

- биоэнергопластика;

-литотерапия.

Дыхательная гимнастика

    Диафрагмальное дыхание, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, корректирует нарушения речевого дыхания. Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания. В результате чего возрастает объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

  Также на своих занятиях уделяю внимание правильному дыханию, длительному плавному выдоху. Ведь плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция являются условием четкой, правильной речи. У детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями речевое дыхание, как правило, нарушены.

   Для развития дыхания мы используем игры и упражнения:

- «Тучки собираются»;

- «Сдуй пушинку, снежинку, бабочку, листочек, мячик»;

- Упражнение «Шторм в стакане».

    Эти игры способствуют развитию у ребенка глубокого дыхания, плавного длинного выдоха. При выполнении упражнений на дыхание учитываю возможности каждого ребенка.

   Дыхательные упражнения вскоре соединяются с голосовыми, которые направлены на развитие мягкости и гибкости голоса.

Упражнения на развитие мелкой моторики

  Способствуют умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.  Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Именно поэтому упражнения на развитие мелкой моторики занимают значительное место на логопедических занятиях. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

 Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Даже несущественная дисфункция двигательной сферы в коре головного мозга, особенно в области мелкой, тонкой моторики, приводит к вторичному недоразвитию действий, необходимых для рисования, письма, конструирования, что ведет к нарушениям речевой сферы коры головного мозга.

Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти руки является важнейшим стимулирующим для речевого развития ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму. Использование такого упражнения «Перебери» (ребенку предлагается тарелка, в которой смешаны разные камушки, и он должен их положить в разные сосуды).

Кинезеологические упражнения

    Кинезеологические упражнения, направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми используем комплекс кинезеологических упражнений: «Зайчик –козочка», «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Ухо-нос-хлопок», а также упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

 «Ухо-нос-хлопок»- левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

«Лягушки»- положить руки на стол, одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Отрывая руки от стола. Усложнение состоит в ускорении.

Две веселые лягушки

Ни минутки не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Артикуляционная гимнастика

Важной и неотъемлемой часть логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное ее выполнение помогает:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

-помогает выработке полноценных движений и определённых положений органов арт. аппарата,

-учит объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков,

-является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения.

- уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.

Продолжительность гимнастики зависит от возможности ребенка и длится, как правило, не более 5 минут. Чтобы детям было интересно, мы сочиняем сказки, рассказы о язычке.  Также делаем артикуляционную зарядку, сопровождая ее сказкой «Веселая прогулка» или детскими стишками.

Су - Джок терапия

Су-Джок терапия была предложена российским практикам профессором из
Южной Кореи Пак Чже Ву в 1986 году.

В основе Су – Джок лежит взгляд на организм человека как на единую
энергетическую структуру, процессы в которой взаимосвязаны.

В логопедической и психологической практике в последнее время используется метод Су-Джок терапии.

Этот метод терапии один из эффективнейших способов преодоления речевых
трудностей и недоразвитий высших психических функций дошкольного возраста.
Вместе с пальчиковыми играми, стишками, потешками, штриховками, лепкой,
мозаикой, рисованием в логопедических целях Су - Джок терапия активизирует
развитие речи ребенка.

Приемы Су – Джок терапии:

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.

Литотерапия

Литотерапия - использование лечебных свойств камней. Литотерапия в логопедической практике – использование свойств минералов для коррекции речевых нарушений и коррекции эмоционально – волевой сферы ребенка.

Применение литотерапии в логопедической практике – это контролируемое использование свойств минералов для коррекции речедвигатальной сферы, для профилактики и коррекции эмоционально – волевой сферы ребенка.

Итак, в логопедической практике можно применять следующие методы и приемы литотерапии:

  • перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, форме, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно;
  • массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками, сухой бассейн из камней);
  • массаж стоп – стоун массаж;
  • в сочетании с песочной терапией (можно использовать манку) - выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков);
  • в сочетание с акватерапией – бросать в воду, разглядывать камни в воде, доставать из воды;
  • различные дидактические игры с использованием камней, например, игра «Цвета» (перебираем и перекладываем), Игра «Дорожки» (можно строить дорожки разными способами), игра «Сокровища» и др.

Практика показывает, что элементы литотерапии возможно использовать практически во всех направлениях логопедии, решая такие коррекционные задачи:

  • формирование звукопроизношения;
  • формирование фонематических процессов;
  • формирование лексических и грамматических средств языка;
  • развитие связной речи;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • профилактика заикания;
  • развитие познавательных процессов, произвольного внимания, памяти;
  • стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и мышечного напряжения

Использование элементов литотерапии в логопедической работе благоприятно влияет на развитие речевых, двигательных навыков, психических и познавательных процессов детей. Литотерапия, как нетрадиционный метод воздействия, становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами.

Упражнения на релаксацию

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

-используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц,

- помогает снять напряжение, сконцентрировать внимание либо, снять напряжение, расслабить мышцы.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе логопед использует упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Использует спокойную музыку, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Логоритмика

   Игровая гимнастика (логоритмика) – используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими.

-укрепляет костно-мышечный аппарат, развивает дыхание, координацию движений, ловкость, выносливость, силу, фонематическое восприятие, чувство ритма;

- формирует двигательные умения и навыки, развивает переключаемость, координацию движений;

-развивает слуховое и зрительное внимание, память, воспитывает просодические компоненты речи.

    Логопедическая ритмика основана на сочетании слова, музыки и движения. В результате преодолевается речевое нарушение путём коррекции неречевых и речевых психических функций. Логоритмика является дополнением к коррекционным занятиям, она создаёт благоприятные условия для тренировки процессов торможения и возбуждения у детей, у которых нарушено равновесие деятельности нервной системы. Занятия менее насыщены речевым материалом и направлены на закрепление и обобщение полученных ранее знаний.

   В своей работе мы используем физические упражнения, композиции и танцы, в которых работа мышц пальцев рук производится под музыкальное сопровождение, помогающее выполнять движения в определённом ритме, темпе и с заданным напряжением. Это не только стимулирует работу пальцев, но и создаёт положительный психологический и эмоциональный настрой детей.

Физкультминутки

   Использование физкультминутки положительно влияют на логопедические занятия. Они вызывают положительные эмоции у детей и способствуют снятию усталости. Направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развивают общую моторику.

Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях:

- повышается обучаемость;

- улучшается восприятие;

- дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

- снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

Правильно говорящий ребёнок – здоровый ребёнок.

Воронецкая О.С. к.филос.н., доцент, учитель-логопед категория первая. ГБДОУ № 29 Пушкинского района

Николаева И.С. учитель-логопед ГБДОУ № 29 Пушкинского района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, как одна из инновационных технологий в логопедии."

В статье говорится о биоэнергопластике,что это, и как её можно использовать на логопедических занятиях.Конспект занятия :"Автоматизация звука р в слогах,словах,предложениях"....

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"

Статья посвящена актуальности использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи....

Статья «Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (выступление на районном семинаре «Здоровьесбережение в детском саду: взгляд воспитателя, психолога, логопеда»).

laquo;Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (выступление на районном семинаре «Здоровьесбережение в детском саду: взгляд воспитателя, психол...

Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.

Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ  в коррекционной работе с детьми позволяет...

Статья "Использование мультипликационной технологии в работе учителя – логопеда"

Для достижения максимально успешных результатов в преодолении речевых нарушений  все чаще   применяются нетрадиционные методы коррекционной работы с детьми.  Новизной и о...

Статья «Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ»

laquo;Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ» Основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с д...

Статья "Использование игровых технологий как основного метода работы учителя-логопеда" https://drive.google.com/file/d/1EAEPH0VosfNizqgwsEHSzRdKT14TPVK9/view

В статье представлен опыт использования игровых технологий в работе учителя-логопеда ДОУ....