Экспериментально-исследовательская деятельность в ходе выполнения дыхательной гимнастики с детьми старшей группы с ТНР
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа)

Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания. Эти упражнения являются необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания.  Цель экспериментально-иследовательской деятельности  - это сконцентрировать внимание детей на длительности, силе, направлении воздушной струи при ротовом выдохе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalno-_issledovatelskaya_deyatelnost.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментально-исследовательская деятельность

в ходе выполнения дыхательной гимнастики

с детьми старшей группы с ТНР

(5-6 лет)

        Учитель-логопед:

                                                                               Заблоцкая Е.В.

Актуальность: Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания. Эти упражнения являются необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания.  

Участники: дети, учитель-логопед.

Сроки реализации: 14.03.2022 – 18.03.2022

Цель: сконцентрировать внимание детей на длительности, силе, направлении воздушной струи при ротовом выдохе.

Задачи:

  • развивать умение пользоваться направленной воздушной струей;
  • продолжать развивать силу выдоха;
  • выработать умение регулировать силу выдоха;
  • развить способность целенаправленно использовать (формировать) длительность выдоха.

Оборудование: трубочки для коктейля (по количеству детей), пластмассовые прозрачные стаканчики по 2 шт. на каждого ребенка, ватные шарики, игрушечные футбольные ворота, кусочки ваты, большая и маленькая вертушки.

План работы:

Проведение игровых дыхательных упражнений с предметами:

  1. «Буль-бульки»

Цель: развитие сильного плавного выдоха, активизация губных мышц.

В один пластмассовый прозрачный стаканчик наливаю много воды, почти до краев, а в другой — чуть-чуть.

Задача детей так подуть в трубочку для коктейля,  чтобы не пролить воду.

Пробуя дуть в стаканчики по-разному, дети делают вывод — в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды — нужно дуть сильно.

При этом наблюдаем, что произойдет, если в стаканчик, где много воды, подуть сильно. Обращаю внимание детей на слова: слабо, сильно, много, мало.

  1. «Футбол»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Детям предлагается загнать ватный шарик в ворота.

Для этого нужно вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в игрушечные футбольные ворота. При этом ворота ставятся на разном расстоянии от ребенка.

Выполняя данное упражнение, дети делают вывод о необходимой силе и направлении выдоха.

  1. «Фокусник»

Цель: развитие направленного, длительного, сильного выдоха.

Ребенку предлагается показать фокус: положить кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.
Выполняя это упражнение по-разному, делаем вывод: для того, чтобы сдуть ватку вверх – нужно загнуть язык кверху и дунуть посильнее.
А для того, чтобы удержать ватку наверху подольше – выдох должен быть не только сильным, но и длительным.

  1. «Поймай воздушную струю»

Цель: развитие направленного длительного и  сильного выдоха.

Детям предлагается подуть на маленькую вертушку, которая закрутится только в том случае, если на нее попадет выдыхаемый воздух.

Для того чтобы «поймать» воздушную струйку, ребенок дует и одновременно медленно двигает вертушку вправо-влево. Дети делают вывод: там, где вертушка закрутилась, и выходит воздух.

  1. «Две вертушки»

Цель:  развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Для игры понадобятся две вертушки – одна с маленькими лопастями, другая – с большими.

Дети дуют на лопасти игрушки-вертушки и делают вывод: чтобы закружились лопасти у маленькой вертушки, можно дуть слабо, а чтобы закружились у большой вертушки – необходимо дуть посильнее.

Аналогично предлагается подуть на вертушку с одним цветком и на вертушку с несколькими цветками: для того, чтобы закружились все цветки, нужно дуть гораздо сильнее.

  1. «Греем руки»

Цель: развитие направленного выдоха, закрепление навыка тактильного контроля.

В этом упражнении дети учатся сравнивать выдыхаемую воздушную струю.

Для этого детям предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки.

Это же упражнение использую при постановке свистящих и шипящих звуков.

Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения.

Если «ветерок» холодный и сильный, значит звук [с] произносится правильно.

При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый и слабый, ладошки греются.

Результаты: С помощью  игровых дыхательных упражнений с предметами у детей развивается правильное речевое дыхание, что будет способствовать скорейшему процессу постановки нарушенных  звуков в слогах, словах и введение их в речь.

Используемая литература:

Воробьёва Т.А., Воробьёва П.А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. – ИД Литера, 2020.

Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.

Нищева Н.В. Веселая дыхательная гимнастика. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Дыхательная гимнастика, специально подобранные дыхательные упражнения выполняются абсолютно во всех видах физкультуры и спорта. Существуют и специальные дыхательные гимнастики: и как самостоятель...

Общие правила выполнения дыхательной гимнастики

Общие правила выполнения дыхательной гимнастики Техника выполнения упражнений...

Мастер-класс "Дыхательная гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста"

Участие в областном конкурсе "Школа здоровья" с мастер- классом "Дыхательная гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста"...

Мастер-класс для педагогов ДОУ и родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений для звуков верхнего артикуляционного уклада"

Данная презентация была представлена на мастер-классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой международному Дню Логопеда, "Современная логопедия: от теории к практике" 18 ...

ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений...

Проект «Дыхательная гимнастика» с детьми старшей группы

Вид проекта: краткосрочный (1 неделя), творческий.Участники проекта: учитель-логопед, дети, родители.Предмет проекта: Совместная деятельность педагога с детьми по дыхательнойгимнастике.Продукт проекта...

Экспериментально-исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова с детьми старшей группы "Облака"

Исследовательская деятельность дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проб...