Как развить фонематический слух
консультация по логопедии

Воронина Наталья Валериевна

Это консультация для родителей о том, что надо делать, чтобы развился фонематическкий слух.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvit_fonematicheskiy_sluh.docx404.37 КБ

Предварительный просмотр:

С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Только редким единицам удается избежать тех или иных проблем, появляющимися при освоении малышами родного языка. Самые распространенные трудности появляются, конечно, со звуками. Сразу правильно и четко произносить все согласные получается далеко не у всех.        

       Родители часто жалуются - у моего ребенка "каша во рту", он пропускает, заменяет, переставляет звуки и слоги в словах.  Например, вместо «колобок» вы будете слышать «коболек», вместо «магазин» – «зигизин», вместо «трамвай» – «транвай» и т. д. Виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. Задача родителей состоит в том, чтобы как можно раньше заметить наличие подобных особенностей у своего ребенка и принять необходимые меры. Не до конца сформированный  фонематический слух приводит к появлению стойких ошибок  при овладении письменной речью. Само по себе это не пройдёт. Своевременная помощь специалиста поможет исправить ситуацию.

Итак, что такое фонетический слух?

 Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим — это звуки (фонемы). Фонема - минимальная звуковая единица языка.

Фонематический слух - это врожденная способность слышать и различать

отдельные звуки речи.

Фонематический слух формируется в процессе развития плода спонтанно. Он формируется постепенно, в процессе естественного развития, в результате общения с окружающими.

У детей дошкольного возраста формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

«Фонематический слух», включает в себя 3 речевые операции:

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;

• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки  речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове  МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?».

 К четырем годам в норме ребёнок должен различать все звуки, у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова "кар-ти-на" - "ти-ти-на"). Сформированный фонематический слух предупреждает появление дисграфических ошибок при обучении грамоте и способствует интенсивному развитию навыка чтения целыми словами.

Существует огромное количество игр, заданий, упражнений, направленных на развитие фонематического слуха у детей, а также тренировки фонематического восприятия.

Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

  1. «Что звучит?»

Цель: закреплять умение дифференцировать неречевые звуки, развивать слуховое внимание.

На столе перед ребенком находятся несколько звучащих игрушек: бубен,
губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (или ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

  1.  «Кто самый внимательный»

Цель: закреплять умение дифференцировать неречевые звуки, развивать слуховое внимание.

Перед ребенком выставляются 4-5 предметов (например: металлическая
коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатул-
ка и т.п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С по-
мощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроиз-
водит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается
упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и
дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний

  1. «Кто и как разговаривает?»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

Взрослый включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

  1. «Кто звал?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его.

Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят ко-
роткое
АУ.

  1. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

  1. «Угадай, кто сказал?»

Цель: различать на слух высоту и силу голоса.

Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем,
меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низ-
кий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высо-
кий голос).

Одни и те же реплики: «Кто сидел на моем стуле?»

«Кто ел из моей чашки?»
«Кто спал
в моей постели?»
«Кто же был
в нашем доме?» и т. п.

произносятся поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах.

Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, взрослый пред-
лагает ему показать соответствующее изображение на картинке.

Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует
попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

  1. "Чья песенка?"

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных звуков.

Взрослый раздаёт детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у; девочка плачет а-а-а; зубки болят о-о-о, птичка поёт и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, о-о-о, и-и-и), а дети показывают соответствующие картинки.

  1. «Отгадай, чей это звук?"

Цель: учить детей различать согласные звуки.

Взрослый раздает детям картинки с изображением коровы, дятла, барабана, самовара и объясняет: «Корова мычит м-м-м, дятел по дереву стучит д-д-д, барабан стучит б-б-б, самовар кипит п-п-п». Далее он произносит каждый звук (м-м-м, д-д-д, п-п-п, б-б-б, а дети поднимают соответствующие картинки.

  1. «Назови звук»

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Взрослый читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.

Жук

Жук жужжит в железной банке –                    
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.

Две синицы

Две синицы прилетели на сосну,

Две сестрицы засвистели про весну:

—  Сколько света! Сколько света!

Стала синей высота!

Скоро лето! Скоро лето!

Красота! Красота!

Заяц
Заяц, заяц,
Чем ты занят?
– Кочерыжку разгрызаю.
– А чему ты, заяц рад?
– Рад, что зубы Не болят.

Валенки Валеньке

В магазине Веленьке покупают валенки.
Маленькие валенки до чего милы!
Но надела валенки маленькая Валенька -
Оказались валенки на нее малы.

  1.  «Исправь ошибку»

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие не правильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора.

Взрослый читает детям строчки из стихов, заменяя звуки в словах. Дети находят ошибку и исправляют ее.

1. В огороде пасутся (розы),

В саду растут (козы).

2. Дедушку зовут (рука),

У него болит (Лука).

3. Зреет на кустах (Маринка),

Соберет ее (малинка).

4. Друг меня позвал на (пил),

Ел я торт и чай (пир).

5.  У слона огромный (робот).

На заводе сделан (хобот).

6. Ползает у речки (мак),

Расцветает в поле (рак).

7. На конверт наклею (маску),

На лицо надену (марку).

11. Игра «Сколько звуков».

Цель:  освоить навык анализа и синтеза.

Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество, повторят их. 

 12. Игра «Похлопаем».

 Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. 

13.  Игра «Отгадай слово». 

Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о, ...ук, кук...а, мас...о).

14. "Кто первый?"

Цель: учить выделять ударный гласный в начале слова и соотносить его с символом.

Оборудование. Символы звуков У, О, А, И, Э, предметные картинки утка, ослик, аист, иволги, эму.

Взрослый показывает ребенку картинку, обозначающую, слово, которое начинается с ударного гласного а, у, о, и или э. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «Удочка». Затем выбирает из символов тот, который соответствует начальному гласному в слове.

15. «Найди пару»

Цель: развитие фонематического слуха. Учиться различать разные фонемы в похожих словах.

Взрослый предлагает ребенку назвать предметы, изображенные на кар-
тинках, и соединить те из них, названия которых звучат похоже.

 16. «Каким звуком отличаются слова».

Цель: развитие фонематического слуха. Учиться различать разные фонемы в похожих словах.

Взрослый предлагает ребенку назвать парные картинки и определить, по
хожи ли по звучанию два слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развить фонематический слух.

      Умение различать, анализировать и синтезировать звуки речи (или, говоря научным языком, фонематический слух) является основой основ. При несформированности этой способности...

Что такое фонематический слух и как его развить

памятка для родителей о том, что такое фонематический слух и ка его развить...

Почему важно развить у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух?

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруд...

«Как развить фонематический слух у дошкольника»

laquo;Развитый фонематический  слух и фонематическое  восприятие – залог успешного овладения навыком чтения и письма» Д.Б.Эльконин...

Памятка для родителей "Как развить фонематический слух у ребёнка в домашних условиях"

Данная памятка "Как развить фонематический слух у ребёнка в домашних условиях" предназначена для родителей. В памятке представлены этапы развития фонематического слуха и рекомендуются упражн...

Памятка как развить у ребёнка фонематический слух

Что такое фонематический слух?     Это умение слышать и различать звуки речи.Речь не будет полноценной без развитого фонематического слуха, т.к. фонематический слух является осново...