Основные направления коррекционно-логопедического воздействия по формированию словоизменения у детей с ОНР
статья по логопедии (старшая группа)

Лапшина Светлана Николаевна

Формирование у детей с ОНР психологических механизмов овладения системой языка (операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения), формирование прочных и правильных грамматических стереотипов словоизменения в различных словосочетаниях через дидактические  игры и упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления коррекционно-логопедического воздействия по формированию словоизменения у детей с ОНР

Цель коррекционно-логопедического воздействия:

Формирование у детей с ОНР психологических механизмов овладения системой языка (операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения), формирование прочных и правильных грамматических стереотипов словоизменения в различных словосочетаниях через дидактические  игры и упражнения.

ЗАДАЧИ:

1.        Формирование психологических механизмов  овладения  системой  языка (операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения) у детей с ОНР.

2.        Формирование грамматических категорий языка (числа, падежа, времени, лица).

3.        Дифференциация грамматических категорий по их значению и звуковому оформлению.

4.        Закрепление  продуктивных моделей  словоизменения в экспрессивной речи.

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка.

Учитывая, что в современной лингвистике обозначилась семантическая направленность при рассмотрении проблемы обучения грамматическим значениям языка (значениям отношений между явлениями действительности, обозначенными словами), необходимо привлечь внимание дошкольников с ОНР к различным языковым значениям,  с помощью пропедевтического лексического, фонетического наблюдения.

В процессе коррекционно-логопедической работы учитывается постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

Следует отметить, что коррекции и усвоению подвергается тот небольшой объем форм словоизменения, которые находятся в зоне ближайшего развития дошкольников с ОНР.

Так, на начальном этапе работы проводится формирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем - закрепление словоизменения в связной речи.

Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.

Первый этап - формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

Существительные:

1.        дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;

2.        отработка беспредложных конструкций единственного числа.

Глаголы:

1)согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.

Второй этап - включает работу над следующими формами словоизменения.

Существительные:

1.        понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;

2.        закрепление беспредложных форм множественного числа.

Глаголы:

1.        дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;

2.        согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

Прилагательные:

1.        согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

Третий этап - закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Существительные:

1.        употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.

Прилагательные:

1.        согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.

Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее - в связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционной-развивающей работы по формированию импрессивной речи в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Импрессивная (от лат. imprtssio - впечатление), или пассивная. речь - восприятие, понимание речи, анализ и синтез разнообразных комбинаций звуков речи или письменных знаков.Устная импрессивная речь (ч...

Играя - ОБУЧАЕМ! Игра - важное направление коррекционной логопедической работы с детьми.

Игровые приёмы в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками на этапе подготовки к школьному обучениюВ. А. Сухомлинский" Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,  когда...

«Игра – основное направление коррекционной логопедической работы»

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Что – это значит, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру. Зде...

ЦЕЛОСТНЫЙ ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III уровня»

В  настоящее время наблюдается постоянный рост количества детей с патологией речи (в частности детей с ОНР (III уровень)). Данная область остается по-прежнему недостаточно изученной, поэто...

Основные задачи коррекционно-логопедического воздействия в старшей группе для обучающихся с ЗПР

Основные задачи коррекционно-логопедического воздействия в старшей группе для обучающихся с ЗПР...

Основные направления коррекционно-логопедической работы.

Статья.Основные направления коррекционно-логопедической работы.Коррекционная деятельность учителя-логопеда с детьми с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) предполагает определенные направления работы, кото...