Педагогический проект «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Дары осени»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Прокофьева Анна Сергеевна

Педагогический проект Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи в группе комментирующей направленности «Дары осени»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

Развитие лексико-грамматического строя речи

 у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи в группе комментирующей направленности «Дары осени»

Подготовила:

учитель-логопед Прокофьева А. С.

Санкт-Петербург


ПРОЕКТ

для детей старшей группы компенсирующей направленности

по работе с детьми с ТНР (общее недоразвитие речи)

на тему: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Дары осени»

Название проекта: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Дары осени»

Вид проекта: познавательно-исследовательский, игровой, групповой, среднесрочный.

Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), родители, педагоги.

Срок реализации проекта: 2 месяца (октябрь-ноябрь)

Актуальность проекта: Проведенные диагностические исследования показали, что у воспитанников группы недостаточно развиты знания об осенних явлениях, овощах, фруктах и других плодах: как выглядят, где они растут, как за ними ухаживать, их роль в сохранении и укреплении здоровья. Грубо нарушена дифференциация понятий «фрукты» и «овощи». У 85% детей группы уровень развития грамматического строя речи не соответствует возрастной норме. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдать природу, видеть её красоту, изменения и то, что она дает. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Чем больше мы узнаём природу, тем больше мы начинаем любить её.

Цель проекта: Расширить, обобщить и систематизировать знания воспитанников об осенних явлениях и ее дарах. Обогатить словарный запас и развить грамматический строй речи детей по изучаемой теме.

Проблема: У детей недостаточно развиты представления о предметах и явлениях природы, о сезонных изменениях, о дарах осени, о правильном отношении к окружающему миру природы, о взаимодействии с ней.

Задачи проекта:

  • обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
  • расширить и классифицировать представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
  • уточнить, обогатить и активизировать словарный запас;
  • формировать грамматические категории;
  • развивать связную речь, навыки общения с взрослыми и сверстниками;
  • развивать способность применять сформированные умения и навыки;
  • развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук детей;
  • развивать мышление, внимание, память и воображение.
  • формировать основы экологической культуры и безопасного поведения;
  • воспитывать любовь к природе, учить видеть красоту природы осенью;
  • воспитывать любознательность, наблюдательность;

Ожидаемые результаты:

  • наличие методических материалов и продуктов проекта;
  • повышение у детей интереса к предметам и явлениям природы;
  • расширение и систематизация знаний детей об осени, признаках и дарах;
  • пополнение словарного запаса;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • формирование творческих способностей детей;
  • совершенствование у детей мелкой моторики, тактильной чувствительности пальцев рук;
  • укрепление взаимоотношений между детьми и родителями;
  • создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, самостоятельности;

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный (1-3 неделя октября).

  1. Изучение методических материалов, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.
  2. Определение методов и приемов работы.
  3. Подбор методической литературы по данной теме.
  4. Подготовка материальной и методической базы.
  5. Создание интереса у участников проекта.
  6. Составление перспективного плана работы.
  7. Информирование и ознакомление родителей с темой проекта;

II этап – основной (октябрь-ноябрь)

  1. Проведение непосредственно образовательной деятельности по направлению проекта.
  2. Осуществление взаимодействия между участниками проекта.
  3. Обсуждение и оказание помощи в изготовлении продуктов проекта.
  4. Итоговое мероприятие.

III этап – заключительный (ноябрь)

  1. Анализ достигнутых результатов.
  2. Обобщение материалов проекта.

На подготовительном этапе, изучив теоретические источники, мною был подобран и систематизирован материал по теме проекта (наглядный и демонстрационный материал, стихи, загадки, чистоговорки, пословицы), созданы дидактические игры по теме проекта. Были включены в работу, подобранные по теме проекта, упражнения по развитию общей и мелкой моторики, развитию речевого дыхания.

В период основного этапа были проведены следующие мероприятия:

  • чтение художественной литературы: И Бунин «Листопад», Е. Стеквашова «Огород», В. Даль «Война грибов и ягод»;
  • беседы: «Какие явления в природе осенью?», «Что нам осень подарила?», «Где и как растут овощи и фрукты?», «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды»;
  • просмотр презентаций «Лес. Деревья и кустарники осенью», «Овощи и фрукты»;
  • разучивание стихотворений, загадок, чистоговорок, комплексов пальчиковой гимнастики по теме проекта;
  • проведение дидактических игр: «ходилки на дифференциацию овощей и фруктов», «Что у клоуна в корзинках?», «Что везет поезд для супчика?», «Что везет поезд для пирога?», «Варим суп и компот», «Где ножка, где шляпка?", «Составь картинку из частей», «Четвертый лишний», «Послушай, запомни, повтори», «Назови ласково», «Чего не стало?», «Скажи наоборот», «Попробуй сосчитай», лото «Дары осени»;
  • организация и проведение интегрированного занятия с педагогом-психологом «Мир овощей»;
  • организация и проведение досуга «Овощи и фрукты полезные продукты»;
  • организация и проведение развлечения на интерактивном столе «Лес. Грибы и ягоды» (мимио-проект);
  • итоговое мероприятие - создание детьми с родителями книжки-коллажа «Дары осени».

Продукты проекта:

  • Презентации «Лес. Деревья и кустарники осенью», «Овощи и фрукты»;
  • Разрезные картинки.
  • Математические пазлы.
  • Пазлы «Поезда с фруктами и овощами».
  • Дидактические игры: «Ходилки», «Варим суп и компот», «Где ножка, где шляпка?", лото «Дары осени».
  • Мимио-проект ««Лес. Грибы и ягоды».
  • Книжки-коллажи «Дары осени».

В период заключительного этапа были сделаны следующие выводы:

  • Повысилась эффективность коррекционно-логопедической работы.
  • У воспитанников пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров.
  • Значительно расширился и обогатился словарь.
  • Наблюдается положительная динамика в формировании грамматических категорий.
  • Улучшение мелкой моторики, тактильной чувствительности пальцев рук;
  • Повышение у воспитанников уровня познавательного развития.
  • У многих детей появилось заботливое отношение к природе.
  • Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

Внедрение проекта в коррекционно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать интерес к познавательной активности, инициативности, эмоциональной отзывчивости в процессе тесного взаимодействия взрослых и детей. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту помогла систематизировать знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. Улучшились показатели грамматических категорий. Улучшилось развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности. Сформировалось эмоциональное отношение к миру природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (старшая//подготовительная группы) ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Занятие по развитию лексико-грамматических представлений в старшем дошкольном возрасте по лексической теме "Домашние животные"...

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран».

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран»....

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ.ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДАРЫ ОСЕНИ"

СБОРНИК ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДАРЫ ОСЕНИ".(ОВОЩИ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ЗПР 5-7 ЛЕТ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДАРЫ ОСЕНИ".(ОВОЩИ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ЗПР 5-7 ЛЕТДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: морковь, помидор, огурец, капуста, свекла, репа, лук, редька, чеснок, редиска, са...

Игры для развития лексико - грамматических категорий у дошкольников по теме "Осень"

Вашему вниманию представлена картотека игр для развития лексико-грамматических категорий в речи дошкольников....