Педагогический проект «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Дары осени»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Прокофьева Анна Сергеевна

Педагогический проект Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи в группе комментирующей направленности «Дары осени»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

Развитие лексико-грамматического строя речи

 у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи в группе комментирующей направленности «Дары осени»

Подготовила:

учитель-логопед Прокофьева А. С.

Санкт-Петербург


ПРОЕКТ

для детей старшей группы компенсирующей направленности

по работе с детьми с ТНР (общее недоразвитие речи)

на тему: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Дары осени»

Название проекта: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Дары осени»

Вид проекта: познавательно-исследовательский, игровой, групповой, среднесрочный.

Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), родители, педагоги.

Срок реализации проекта: 2 месяца (октябрь-ноябрь)

Актуальность проекта: Проведенные диагностические исследования показали, что у воспитанников группы недостаточно развиты знания об осенних явлениях, овощах, фруктах и других плодах: как выглядят, где они растут, как за ними ухаживать, их роль в сохранении и укреплении здоровья. Грубо нарушена дифференциация понятий «фрукты» и «овощи». У 85% детей группы уровень развития грамматического строя речи не соответствует возрастной норме. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдать природу, видеть её красоту, изменения и то, что она дает. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Чем больше мы узнаём природу, тем больше мы начинаем любить её.

Цель проекта: Расширить, обобщить и систематизировать знания воспитанников об осенних явлениях и ее дарах. Обогатить словарный запас и развить грамматический строй речи детей по изучаемой теме.

Проблема: У детей недостаточно развиты представления о предметах и явлениях природы, о сезонных изменениях, о дарах осени, о правильном отношении к окружающему миру природы, о взаимодействии с ней.

Задачи проекта:

  • обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
  • расширить и классифицировать представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
  • уточнить, обогатить и активизировать словарный запас;
  • формировать грамматические категории;
  • развивать связную речь, навыки общения с взрослыми и сверстниками;
  • развивать способность применять сформированные умения и навыки;
  • развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук детей;
  • развивать мышление, внимание, память и воображение.
  • формировать основы экологической культуры и безопасного поведения;
  • воспитывать любовь к природе, учить видеть красоту природы осенью;
  • воспитывать любознательность, наблюдательность;

Ожидаемые результаты:

  • наличие методических материалов и продуктов проекта;
  • повышение у детей интереса к предметам и явлениям природы;
  • расширение и систематизация знаний детей об осени, признаках и дарах;
  • пополнение словарного запаса;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • формирование творческих способностей детей;
  • совершенствование у детей мелкой моторики, тактильной чувствительности пальцев рук;
  • укрепление взаимоотношений между детьми и родителями;
  • создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, самостоятельности;

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный (1-3 неделя октября).

  1. Изучение методических материалов, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.
  2. Определение методов и приемов работы.
  3. Подбор методической литературы по данной теме.
  4. Подготовка материальной и методической базы.
  5. Создание интереса у участников проекта.
  6. Составление перспективного плана работы.
  7. Информирование и ознакомление родителей с темой проекта;

II этап – основной (октябрь-ноябрь)

  1. Проведение непосредственно образовательной деятельности по направлению проекта.
  2. Осуществление взаимодействия между участниками проекта.
  3. Обсуждение и оказание помощи в изготовлении продуктов проекта.
  4. Итоговое мероприятие.

III этап – заключительный (ноябрь)

  1. Анализ достигнутых результатов.
  2. Обобщение материалов проекта.

На подготовительном этапе, изучив теоретические источники, мною был подобран и систематизирован материал по теме проекта (наглядный и демонстрационный материал, стихи, загадки, чистоговорки, пословицы), созданы дидактические игры по теме проекта. Были включены в работу, подобранные по теме проекта, упражнения по развитию общей и мелкой моторики, развитию речевого дыхания.

В период основного этапа были проведены следующие мероприятия:

  • чтение художественной литературы: И Бунин «Листопад», Е. Стеквашова «Огород», В. Даль «Война грибов и ягод»;
  • беседы: «Какие явления в природе осенью?», «Что нам осень подарила?», «Где и как растут овощи и фрукты?», «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды»;
  • просмотр презентаций «Лес. Деревья и кустарники осенью», «Овощи и фрукты»;
  • разучивание стихотворений, загадок, чистоговорок, комплексов пальчиковой гимнастики по теме проекта;
  • проведение дидактических игр: «ходилки на дифференциацию овощей и фруктов», «Что у клоуна в корзинках?», «Что везет поезд для супчика?», «Что везет поезд для пирога?», «Варим суп и компот», «Где ножка, где шляпка?", «Составь картинку из частей», «Четвертый лишний», «Послушай, запомни, повтори», «Назови ласково», «Чего не стало?», «Скажи наоборот», «Попробуй сосчитай», лото «Дары осени»;
  • организация и проведение интегрированного занятия с педагогом-психологом «Мир овощей»;
  • организация и проведение досуга «Овощи и фрукты полезные продукты»;
  • организация и проведение развлечения на интерактивном столе «Лес. Грибы и ягоды» (мимио-проект);
  • итоговое мероприятие - создание детьми с родителями книжки-коллажа «Дары осени».

Продукты проекта:

  • Презентации «Лес. Деревья и кустарники осенью», «Овощи и фрукты»;
  • Разрезные картинки.
  • Математические пазлы.
  • Пазлы «Поезда с фруктами и овощами».
  • Дидактические игры: «Ходилки», «Варим суп и компот», «Где ножка, где шляпка?", лото «Дары осени».
  • Мимио-проект ««Лес. Грибы и ягоды».
  • Книжки-коллажи «Дары осени».

В период заключительного этапа были сделаны следующие выводы:

  • Повысилась эффективность коррекционно-логопедической работы.
  • У воспитанников пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров.
  • Значительно расширился и обогатился словарь.
  • Наблюдается положительная динамика в формировании грамматических категорий.
  • Улучшение мелкой моторики, тактильной чувствительности пальцев рук;
  • Повышение у воспитанников уровня познавательного развития.
  • У многих детей появилось заботливое отношение к природе.
  • Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

Внедрение проекта в коррекционно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать интерес к познавательной активности, инициативности, эмоциональной отзывчивости в процессе тесного взаимодействия взрослых и детей. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту помогла систематизировать знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. Улучшились показатели грамматических категорий. Улучшилось развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности. Сформировалось эмоциональное отношение к миру природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (старшая//подготовительная группы) ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Занятие по развитию лексико-грамматических представлений в старшем дошкольном возрасте по лексической теме "Домашние животные"...

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран».

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран»....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе Тема: Дикие животные.

Формирование лексико-грамматических средств языка по теме « Дикие животные»Задачи:1. Коррекционно-образовательныеуточнение представлений о животных, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ.ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДАРЫ ОСЕНИ"

СБОРНИК ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДАРЫ ОСЕНИ".(ОВОЩИ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ЗПР 5-7 ЛЕТ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДАРЫ ОСЕНИ".(ОВОЩИ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ЗПР 5-7 ЛЕТДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: морковь, помидор, огурец, капуста, свекла, репа, лук, редька, чеснок, редиска, са...