Игры для развития лексико - грамматических категорий у дошкольников по теме "Осень"
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

Вашему вниманию представлена картотека игр для развития лексико-грамматических категорий в речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnaya_igra.docx13.84 КБ

Предварительный просмотр:

Словесная игра «Большой — маленький»

 

Цель: научить детей словообразованию с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: лист-листочек, ветка - веточка, дождь -дождичек и т.д.

 

Словесная игра «Назови как можно больше признаков»

 

Цель: учить детей согласованию существительных с прилагательными

Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный

Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая

Помидор (какой?) — красный, сочный, аппетитный, круглый

Лук – сочный, горький, полезный

Репка – круглая, большая, сладкая

Капуста – сочная, большая, хрустящая.

 

Словесная игра «Мы волшебники немного – был один, а стало много»

 

Цель: учить детей образованию множественного числа существительных:

Огурец - огурцы, яблоко — яблоки, груша — ..., слива — ..., персик — ..., банан — .... и т.д.

 

Дидактическая игра «Назови части дерева»

 

Цель:

-Закреплять знания о дереве и формировать новые знания.

-Развивать память, мышление.

Ход игры

Вместе с детьми рассмотреть дерево и уточнить такие понятия, как «крона», «макушка», «ствол», «ветки», «корни». Непосредственное рассматривание поможет закрепить части дерева.

 

Дидактическая игра «Какой сок?» («Какое варенье?»)

 

 Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать

прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзина, картинки фруктов

Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье ) из этого фрукта. Например:

  «Это яблоко — яблочный сок».

 

Дидактическая игра «С какого дерева лист?»

 

  Задачи:   формировать умение дифференцировать,  деревья по их стволам и листьям,  развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.

Ход игры:  листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны  разложить листья на своё дерево

 

Дидактическая игра «Какой лист?»

 

Задачи:   совершенствовать знания различать листья трёх деревьев,учить образовывать прилагательные,  развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзинка, осенние листья.

Ход игры:  дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок,  говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с

берёзы- берёзовый лист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи

Данный материал будет полезен при подготовке конспектов занятий по некоторым лексическим темам логопедам, воспитателям. Также может применяться родителями в занятиях с детьми и студентами педагогическ...

Дидактическое пособие по формированию и развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Игры по развитию лексико-грамматических категорий

Нетрадиционная форма работы с родителями, осуществляющая выполнения следующих задач:помочь родителям осознать своя роль в процессе развития ребенка,выбрать правильное направление домашнего обучения,во...

Использование игр и упражнений в развитии лексико-грамматических категорий у дошкольников

Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи включает различные направления, среди которых основополагающим направлением является формирование лексико-грамматической стороны речи....

Консультация для воспитателей «Игры с мячом как средство развития лексико-грамматических категорий у дошкольников»

     Словарь у детей дошкольного возраста обогащается преимущественно в процессе игры. Игра – и речевая игра в том числе – приемлемая и интересная для ...

Технология развития лексико-грамматических категорий у дошкольников с речевыми нарушениями.

I этап - Работа над развитием лексики.1. расширение объёма словаря;2. уточнение значений слов;3. формирование семантической структуры слова;4. организация семантических полей;5. активизация словаря ил...

Использование игровых приёмов в развитии лексико-грамматических категорий у дошкольников

Детям старшего дошкольного возраста зачастую сложно образовывать относительные и притяжательные прилагательные, согласовывать числительные с существительными в роде и числе и т.д. Представленный матер...