конспект открытого занятия "Осень в городе Ставрополе"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

занятие учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 города Ставрополя

 

Конспект

логопедического занятия

 по формированию лексико – грамматических средств языка

                                 «Осень в городе Ставрополе»

у дошкольников подготовительной к школе группы

для детей с тяжелыми нарушениями речи

     

   

                                                                                               Учитель – логопед

                                                                                   О.Н. Малышко                  

 г.Ставрополь, 2019                      

Тема: «Практическое усвоение относительных и качественных

              прилагательных «Осень в городе Ставрополе».

Цель: совершенствовать навыки словообразования у дошкольников с ТНР.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • закреплять навыки образования относительных и качественных прилагательных, активизировать их в речевой деятельности детей;
  • закрепить знания детей об основных признаках осени в разные её периоды, о жизни животных и птиц осенью;
  • познакомить детей со сложным словом «многоликая».

Коррекционно-развивающие:

  • упражнять в умении составлять простые распространённые предложения с опорой на предметные картинки и картинно - графический план;
  • совершенствовать словесно-логическое и творческое мышление, воображение;
  • совершенствовать навыки обобщения и классификации предметов;
  • развивать общую и мелкую моторику, умение координировать речь с движением.

Воспитательные:

  • вызвать эмоциональный отклик и чувство прекрасного;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу и бережное отношение к природе родного города.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: «Картина Художника» - лист бумаги (А4), который закрашен разноцветными мазками («краски Осени»), «Волшебная книга» - изготовлена из ватмана, на её страницах схематично изображены приметы Осени в разные периоды (ранней, золотой, поздней): небо, земля, деревья, птицы, звери. К каждой странице прикреплён конверт с раздаточным материалом для аппликации, соответствующим схеме примет Осени, набор разноцветных осенних листьев из картона, клей – карандаш, салфетки и клеёнки на каждого ребёнка, мольберт, детские столы.

Предварительная работа:

  • работа по обогащению словаря по теме «Осень»;
  • рассматривание картин, иллюстраций В.Д. Поленова «Золотая осень»,

Е.Е. Волкова «Октябрь»;

  • заучивание стихотворений А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»,

А.К. Толстого «Осень, осыпается весь наш бедный сад»;

  • разучивание физминутки «Станем деревьями»;
  • загадывание загадок;
  • дидактические игры «Что нам осень принесла», «Времена года»,

     «С какого дерева лист», «Узнай дерево по описанию» и др.

  • беседы на темы: «Осень», «Осенний лес»;
  • наблюдения на прогулках

Речевой материал: 

  • лексика:

существительные:

осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, период, месяц, туман, листопад, заморозки, изморозь, лес, дерево, лист, клен, дуб, осина, рябина, тополь, ясень, ель, сосна;

названия птиц: зимующих и перелетных, диких животных леса

прилагательные: осенний, кленовый, дубовый, рябиновый, тополиный, ясеневый, осиновый, еловые, сосновые, ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, безжизненный, сильный, прохладный, холодный, лёгкий, сухие, увядшие, многоликая, голубое, чистое, светлое, солнечное, яркое, высокое, радостное, разноцветное, красочное, пасмурное, хмурое, низкое, дождливое, темное, снежное, поникшая, сочная, мокрая.

глаголы:

падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, собирать, заготавливать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть;

  • физминутка «Станем мы деревьями» в стихотворной форме.

Используемые технологии: графическое моделирование, логопедическая ритмика, дыхательная гимнастика, элементы ТРИЗ.

Методы: 

наглядные (демонстрация картин, моделей),

словесные (метод ассоциативных связей, беседа, рассказ - вступление, инструктаж), практические (анализ и решение проблемных ситуаций, практические задания в продуктивной деятельности).

Планируемые результаты:

  •   практическое усвоение относительных и качественных прилагательных, многозначного слова «многоликий» в речи детей;
  • составление простых распространённых предложений с опорой на предметные картинки и картинно-графический план;
  • совершенствование навыков работы с клеем в продуктивной деятельности

План занятия:

I. Организационный момент:  мотив - демонстрация картины Художника.

II.Основная часть:

1. Работа за столами.

2. Физминутка.

4. Упражнение на развитие дыхания. 

5. Работа за столами.

III. Заключительная часть:

  • Рефлексия
  • Итоги

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Дети входят в группу, в центре которой стоят столы, подготовленные для аппликации.    

Становятся полукругом на ковре.

Логопед: - Ребята, мне очень нужна ваша помощь. Помогите мне, пожалуйста, разгадать одну удивительную загадку. Сегодня утром около нашего детского сада я встретила очень интересного человека. У него был мольберт, краски, кисти. Вы догадались, кто это был?

Дети: — Это был Художник

Логопед: - Вы правы, это был художник, но необычный!

Я спросила у него: - Что Вы рисуете? А художник протянул мне свою картину и сказал: - Если вы с ребятами отгадаете, что я изобразил на картине, то вас ждёт сюрприз (логопед демонстрирует «Картину Художника»).

- Как вы думаете, ребята, что здесь может быть нарисовано?

Дети высказывают свои предположения («Кляксы», «Разноцветная поляна» и т.д...)

II. Основная часть:

Логопед: - Как много у нас разных предположений! Предлагаю проверить наши догадки.  Художник дал мне еще вот эту волшебную книгу (демонстрирует «Волшебную книгу») и сказал, что она подскажет и поможет разгадать тайну картины.

1. Работа за столами.

- Пройдите к своим местам (приглашает за столы). Перед каждым из вас лежат белые

листы бумаги (на столах у детей). Это наши будущие картины. Мы будем следовать

подсказкам волшебной книги и заполнять листы. Посмотрим, что же у нас получится?!

Логопед: - Приступим. Открывает первую страницу книги. На ней – изображение трех видов неба (голубое, с белыми облаками и солнышком; серо- голубое с тучей и каплями, серое с тучей с каплями и снежинками). Каждый ребёнок выбирает себе понравившуюся картинку и описывает её с помощью относительных и качественных прилагательных.

Логопед (обращается к ребёнку): - Ваня, какое ты выбрал небо, опиши его.

Ребёнок: - небо голубое, чистое, светлое, солнечное, яркое, высокое, радостное (и т.д.)

            - небо пасмурное, хмурое, низкое, дождливое, грустное, темное, снежное…

Далее дети присаживаются к столу и приклеивают небо на свой лист бумаги.

Логопед: - Молодцы, ребята, как хорошо вы начали изображать свои картины.

Логопед открывает вторую страницу книги. На ней – изображение трех видов земли (земля покрыта травой - зелёной, кое – где – жёлтой; земля с сухой травой, листьями и лужами; земля серая, голая, с признаками снега).

Далее дети выполняют все по аналогии с предыдущим заданием и описывают землю:

- земля с травой -  зеленой, сочной, густой, кое – где сухой травой,

- земля разноцветная, с травой сухой, увядшей, поникшей, редкой, мокрой

- земля голая, снежная, темная, мрачная…

Далее приклеивают землю на свой лист бумаги.

Логопед: - Посмотрите, наша картина уже начинает вырисовываться!

Логопед открывает третью страницу книги. На ней – изображение трех видов деревьев (дерево с зелёной кроной (кое где – желтыми листиками; дерево с разноцветной кроной; дерево с разноцветной кроной, наклоненное в сторону; дерево голое).

Далее дети выполняют все по аналогии с предыдущим заданием и описывают дерево:

- дерево зеленое, кое – где с желтыми листьями, красивое, весёлое …

- дерево разноцветное, красочное, яркое

- дерево голое, безжизненное, грустное

На вопрос, почему одно дерево наклонено в сторону, дети предполагают «наличие ветра». Обговаривают, какой ветер (сильный, прохладный, холодный, лёгкий…)

Далее дети присаживаются к столу и приклеивают дерево на свой лист бумаги.

Логопед: Ребята, какие вы молодцы! Замечательные получаются картины!

3. Физминутка: «Станем мы деревьями». 

Логопед открывает четвёртую   страницу книги. На ней – изображение разноцветных листьев. Логопед предлагает детям выбрать себе листья и назвать, с какого дерева лист.

Дети: - У меня берёзовый лист (кленовый, дубовый, осиновый, каштановый, рябиновый…и т.д.)

Логопед: - Так как у меня в руках волшебная книга, а у вас в руках листочки, предлагаю превратиться в деревья и немного отдохнуть.

Раз, два, три, книга, детей в деревья преврати.

Далее дети проговаривают стихотворение и выполняют действия по тексту.

Станем мы деревьями сильными, большими
Ноги – это корни, их поставим шире.

(Ноги на ширине плеч)
Чтоб держали дерево, падать не давали

(Ставят один кулак на другой)
Из глубин подземных воду доставали

(Наклоняются, складывают ладони чашечкой)
Наше тело – прочный ствол

(Проводят ладонями вдоль тела вниз)
Он чуть-чуть качается

(Покачиваются из стороны в сторону)
И своей верхушкой

(Складывают ладони шалашиком)
В небо упирается

(Поднимают соединённые руки над головой)
Наши руки – ветки

(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны)
Крону образуют

(Смыкают пальцы)
Вместе им не страшно

(Качают головой)
Если ветры дуют

(Качают поднятыми руками)

Упражнение на развитие дыхания – как ветер дует.

Дети дуют на свои листики с ладони и по образцу логопеда говорят:

«Я – клен, я сбросил с себя кленовый лист».

«Я – ясень, я сбросил с себя ясеневый лист» … и т.д.

Логопед: - А теперь, Раз- два, повернитесь и в детей все превратитесь»

Дети проходят к своим рабочим местам.

4. Продолжение основной части:

Логопед предлагает детям посмотреть на их картины и сказать, что у каждого ребёнка получается. Дети приходят к выводу, что на их картинах изображена Осень в разные периоды: ранняя, золотая, поздняя (если дети затрудняются, логопед задает наводящие вопросы).

Логопед: - Ребята, какая красивая осень в нашем любимом городе! Такая разная, то капризная, то покладистая. Можно сказать- «Многоликая» (обсуждают новое слово). Но наши картины еще не закончены и книга до конца не раскрыта. Посмотрим, что же дальше. 

Открывает пятую страницу книги. На ней – изображение трех видов птиц (птицы зимующие и перелётные вместе, стаи улетающих птиц, зимующие птицы): кукушка, ворона, синица, снегирь, дятел, воробей.

Дети выбирают те картинки, которые подходят к описанию их периода Осени. Перечисляют птиц, называют их обобщающими словами. Далее приклеивают птиц на свой лист бумаги.

Логопед: - Отличная работа!

Логопед открывает шестую страницу книги. На ней – изображение трех видов зверей (белка в рыжей, серо – рыжей и серой шубке, заяц в серой, серо – белой и белой шубке, медведь с ягодами, с медом и в берлоге).

Дети выбирают те картинки, которые подходят к описанию их периода Осени. Перечисляют животных, описывают их внешний вид и поведение в разные периоды Осени. Далее приклеивают животных на свой лист бумаги.

Логопед: - Ребята, посмотрите, какие красивые картины у нас получились. Такие разные, красочные!

  1. Заключительный этап:
  • Рефлексия:

Логопед: - Интересно, разгадали мы с вами загадку Художника? Здесь в конце книги еще что – то есть. Посмотрим.

В конце книги прикреплён конверт, в котором записка от Художника (логопед читает до РS).

Текст записки Художника:

Дорогие ребята! Вы большие молодцы, вы разгадали секрет моей картины. Я изобразил разноцветную, многоликую Красавицу – Осень! Желаю вам дальнейших успехов во всем! Организуйте выставку ваших картин в группе.

                                                                                                                      Ваш друг Художник.

PS:  Примите от меня открытки за ваши сообразительность, мудрость, умения!    

                                                             

Далее логопед предлагает организовать выставку картин. Когда все картины установлены, логопед предлагает придумать название выставки.

Дети высказывают свои предположения: «Осень в Ставрополе», «Разноцветная Осень», «Три Осени», «Многоликая Осень» и т.д.

Логопед: - Ребята, а в записке ещё что – то написано (читает PS).  Раздаёт открытки с видами города Ставрополя).

  •   Итоги: логопед благодарит детей за помощь в разгадывании загадки. Приглашает посмотреть выставку картин поближе.

Список литературы:

1. Н. В. Нищева 

Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе, компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 г

2. Е. А. Алябьева « Как организовать работу с детьми летом».- Москва: ТЦ Сфера, 2016г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Мой город - моя страна"

Открытое занятие проводилось с подготовительной логопедической группой по городу Гуково...

Конспект открытого занятия. Тема: « Город Мастеров» (предметно развивающая среда)

Программное содержание: Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействия между теми, кто выбрал определенные роли; формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимул...

Конспект открытого мероприятия на город с детьми старшей группы по рисованию « Астры для Незнайки».

Конспект открытого мероприятия на городс детьми старшей группы  по рисованию « Астры для Незнайки»....

Конспект открытого занятия "ЗОЖ" . "Город Здоровья"

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №147 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспита...

Конспект открытого занятия «Мой город Новосибирск»

Конспект разработан.формирование у детей представлений о родном городе, воспитание патриотизма и чуство гордости за свой город....