«Коррекция речи дошкольников на основе проектной деятельности и культурных практик».
опыты и эксперименты по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Представляю вашему вниманию опыт работы
«Коррекция речи дошкольников на основе проектной деятельности и культурных практик».
Модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас, педагогов, поиска новых форм совместной деятельности взрослых и детей. Стандарт планирует новые отношения участников образовательной деятельности, которые должны содействовать становлению у ребенка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развития. Одна из таких форм - культурные практики.
Характеризуются два направления проектирования культурных практик в образовательном процессе детского сада:
- Культурные практики, инициируемые детьми
- Культурные практики, инициируемые взрослыми
Наиболее эффективной формой реализации в развитии дошкольника является проектная деятельность, поскольку она позволяет интегрировать содержание различных практик.
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применять» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.
Почему именно проектная деятельность, спросите вы.
Да, это мой выбор! И не потому что, это дань моде или желание быть в тренде. Это осознанный выбор.
Потому что проект это:
- цель, принятая и освоенная детьми
- конкретное творческое дело
- поэтапное движение к цели
- звено в системе воспитания
Девиз проектного метода «скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь!». С этими словами, я совершенно согласна. Только непосредственно принимая участие в деятельности, ребенок быстрее и качественнее усваивает определенные знания. Всю свою деятельность рассматриваю как реализацию одного долгосрочного проекта. Как показывает практика, в последние годы количество «особенных» детей, имеющих речевые нарушения, неуклонно растет. Стандартные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи и пришла к выводу о включении проектов в свою работу.
Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников - Цель моей работы.
У вас наверное возник вопрос какую же конкретно работу я провожу для достижения результата.
Опираясь на методические разработки Николая Евгеньевича и Александра Николаевича Веракса и Натальи Борисовны Крыловой разработала цикл коррекционно-развивающих тематических проектов, структура которых подчинена главному в работе логопеда - решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.
Мой первый Проект «Покажи и расскажи» - нетрадиционные формы работы с детьми. В нем описана система по здоровьесбережению. Отмечен дипломом первой степени областного конкурса здоровьесберегающих технологий.
Проект «Речевое дыхание у дошкольников» направлен на развитие правильного дыхания, куда входит мини проект «Система оздоровительной работы по дыхательной гимнастике в условиях современного ДОУ».
Проект «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей» Направлен на развитие связной речи и грамматического строя речи, и конечно же культурных практик. Куда входят моно проекты «Гагаринская весна», для нашей области он актуален и культурно значим и другой проект «Дорога в Храм» с основами православной культуры.
Проект – помощник - «Лэпбук - как нетрадиционная форма работы с детьми с ОВЗ». Организация проектов по подготовке к обучению грамоте подводит воспитанников к выявлению (на начальном этапе с помощью логопеда и с его подачи) проблем звуковой, слоговой сторон речи, слова, словосочетания, предложения, поиску путей их решения.
Может создаться впечатление, что мои проекты узконаправленные, только используемые для коррекционно - развивающего процесса. Нет, наряду с этим, стремлюсь развивать мыслительные процессы, прививать общечеловеческие ценности, делиться опытом с молодыми специалистами и коллегами.
Проект по взаимодействию логопеда со школой и с семьями воспитанников «Вместе весело шагать», является частью программы «Мы вместе!», который расширяет воспитательный потенциал семьи, вовлекает родителей и педагогов в активное участие при организации образовательно-воспитательного процесса учреждения. Программа отмечена дипломом третьей степени областного конкурса психолого - педагогических программ.
Проект «Сотрудничество специалистов ДОУ и учителя-логопеда». Реализация разносторонних аспектов данного проекта предусматривает полную интеграцию согласованной действенной работы педагогов и специалистов учреждения.
Одно из направлений работы нашего детского сада это нравственно-патриотическое воспитание. Я не могла остаться в стороне. Разработала и реализую долгосрочный проект «Книги Памяти». Известна истина «что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда». Эти слова определяют необходимость воспитания патриотизма, бережного отношения к памяти прошлого. Вовлечение родителей и детей в исследовательскую деятельность по сбору сведений о родственниках-участниках Великой Отечественной Войны, способствует сохранению семейных ценностей, установлению взаимосвязей поколений. С какой теплотой дети рассказывают и показывают семейные фотографии своих прадедушек и прабабушек, презентуют свои книги, многие приносят реликвии: медали, письма, грамоты. Одновременно проводится работа над развитием речи, обобщением словарного запаса, применяются технологии культурных практик.
Книжные проекты «Что за прелесть эти книжки», «Новогодние чудеса» и «В лесу стояла елочка» стали все интереснее и разнообразнее. Работа, над которыми проводится не только по развитию речи и познавательных процессов, включается исследовательская деятельность. Вызывают восторг и долгие воспоминания детей.
Проект - это пять «П». А я добавила шестое «П» как итог всех проектов - проект «Портфолио дошкольника». С помощью портфолио фиксируется все достижения детей, т.е. продукт в виде грамот, дипломов, рисунков, всей деятельности детей, родителей, логопеда.
Применение проектной деятельности как формы реализации культурных практик в логопедической работе показало положительные результаты. На слайде более подробно представлена положительная динамика.
Проекты детям очень нравится, приносят много радости, позволяют достичь высоких результатов коррекционной работы, повышают мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности. И речь выправляется в таких условиях и быстрее, и успешнее, и приятнее - что и требовалось доказать! Это еще раз подтверждает то, что я выбрала правильный путь. Поэтому я буду искать новые формы проектирования.
Более подробно с моими работами вы можете познакомиться в сети интернет, на сайтах представлены не только разработки, но и руководство к действию.
Педагог, который прислушивается к детям, знает, что их интересует, найдет много тем для проектов.
Обратите внимание на этап проекта номер пять. Моя творческая презентация «Коррекция речи дошкольников на основе проектной деятельности и культурных практик» подошла к концу. Спасибо за внимание!
Представляю вашему вниманию опыт работы «Коррекция речи дошкольников на основе проектной деятельности и культурных практик».
Модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас, педагогов, поиска новых форм совместной деятельности взрослых и детей.
Стандарт планирует новые отношения участников образовательной деятельности, которые должны содействовать становлению у ребенка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развития.
Одна из таких форм - культурные практики.
Характеризуются два направления проектирования культурных практик в образовательном процессе детского сада:
- Культурные практики, инициируемые детьми
- Культурные практики, инициируемые взрослыми
Наиболее эффективной формой реализации в развитии дошкольника является проектная деятельность, поскольку она позволяет интегрировать содержание различных практик.
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применять» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.
Почему именно проектная деятельность, спросите вы.
Да, это мой выбор! И не потому что, это дань моде или желание быть в тренде. Это осознанный выбор.
Потому что проект это:
- цель, принятая и освоенная детьми
- конкретное творческое дело
- поэтапное движение к цели
- звено в системе воспитания
Девиз проектного метода «скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь!». С этими словами, я совершенно согласна. Только непосредственно принимая участие в деятельности, ребенок быстрее и качественнее усваивает определенные знания.
Всю свою деятельность рассматриваю как реализацию одного долгосрочного проекта. Как показывает практика, в последние годы количество «особенных» детей, имеющих речевые нарушения, неуклонно растет. Стандартные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи и пришла к выводу о включении проектов в свою работу.
Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников - Цель моей работы. У вас наверное возник вопрос какую же конкретно работу я провожу для достижения результата.
Опираясь на методические разработки Николая Евгеньевича и Александра Николаевича Веракса и Натальи Борисовны Крыловой разработала цикл коррекционно-развивающих тематических проектов, структура которых подчинена главному в работе логопеда - решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.
Мой первый Проект «Покажи и расскажи» - нетрадиционные формы работы с детьми. В нем описана система по здоровьесбережению. Отмечен дипломом первой степени областного конкурса здоровьесберегающих технологий.
Проект «Речевое дыхание у дошкольников» направлен на развитие правильного дыхания, куда входит мини проект «Система оздоровительной работы по дыхательной гимнастике в условиях современного ДОУ».
Проект «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей» Направлен на развитие связной речи и грамматического строя речи, и конечно же культурных практик. Куда входят моно проекты «Гагаринская весна», для нашей области он актуален и культурно значим и другой проект «Дорога в Храм» с основами православной культуры.
Проект – помощник - «Лэпбук - как нетрадиционная форма работы с детьми с ОВЗ». Организация проектов по подготовке к обучению грамоте подводит воспитанников к выявлению (на начальном этапе с помощью логопеда и с его подачи) проблем звуковой, слоговой сторон речи, слова, словосочетания, предложения, поиску путей их решения.
Может создаться впечатление, что мои проекты узконаправленные, только используемые для коррекционно - развивающего процесса. Нет, наряду с этим, стремлюсь развивать мыслительные процессы, прививать общечеловеческие ценности, делиться опытом с молодыми специалистами и коллегами.
Проект по взаимодействию логопеда со школой и с семьями воспитанников «Вместе весело шагать», является частью программы «Мы вместе!», который расширяет воспитательный потенциал семьи, вовлекает родителей и педагогов в активное участие при организации образовательно-воспитательного процесса учреждения. Программа отмечена дипломом третьей степени областного конкурса психолого - педагогических программ.
Проект «Сотрудничество специалистов ДОУ и учителя-логопеда». Реализация разносторонних аспектов данного проекта предусматривает полную интеграцию согласованной действенной работы педагогов и специалистов учреждения.
Одно из направлений работы нашего детского сада это нравственно-патриотическое воспитание. Я не могла остаться в стороне. Разработала и реализую долгосрочный проект «Книги Памяти». Известна истина «что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда». Эти слова определяют необходимость воспитания патриотизма, бережного отношения к памяти прошлого.
Вовлечение родителей и детей в исследовательскую деятельность по сбору сведений о родственниках-участниках Великой Отечественной Войны, способствует сохранению семейных ценностей, установлению взаимосвязей поколений.
С какой теплотой дети рассказывают и показывают семейные фотографии своих прадедушек и прабабушек, презентуют свои книги, многие приносят реликвии: медали, письма, грамоты. Одновременно проводится работа над развитием речи, обобщением словарного запаса, применяются технологии культурных практик.
Книжные проекты «Что за прелесть эти книжки», «Новогодние чудеса» и «В лесу стояла елочка» стали все интереснее и разнообразнее. Работа, над которыми, проводится не только по развитию речи и познавательных процессов, включается исследовательская деятельность. Вызывают восторг и долгие воспоминания детей.
Проект - это пять «П». А я добавила шестое «П» как итог всех проектов - проект «Портфолио дошкольника». С помощью портфолио фиксируется все достижения детей, т.е. продукт в виде грамот, дипломов, рисунков, всей деятельности детей, родителей, логопеда.
Применение проектной деятельности как формы реализации культурных практик в логопедической работе показало положительные результаты. На слайде более подробно представлена положительная динамика.
Проекты детям очень нравится, приносят много радости, позволяют достичь высоких результатов коррекционной работы, повышают мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности. И речь выправляется в таких условиях и быстрее, и успешнее, и приятнее - что и требовалось доказать!
Это еще раз подтверждает то, что я выбрала правильный путь. Поэтому я буду искать новые формы проектирования.
Более подробно с моими работами вы можете познакомиться в сети интернет, на сайтах представлены не только разработки, но и руководство к действию.
Педагог, который прислушивается к детям, знает, что их интересует, найдет много тем для проектов.
Обратите внимание на этап проекта номер пять. Моя творческая презентация «Коррекция речи дошкольников на основе проектной деятельности и культурных практик» подошла к концу. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение моего опыта работы "Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края" 2013 год
quot;Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края"...

Программа инновационной деятельности по теме "Театрализованная деятельность как культурная практика современного дошкольника"
Программа для педагогов ДОО, осуществляющих инновационную деятельность...

Конспект образовательной деятельности по культурной практике «Развитие речи» с элементами обучения грамоте» в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: Закрепление полученных знаний в учебном году.Задачи: образовательные:• Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деяте...

Проектная деятельность как культурная практика развития эмоционально-волевой сферы и личностных качеств у детей дошкольного возраста (на примере проекта «Немое кино»)
Театрализованные игры взаимосвязаны с разными видами деятельности, поэтому мы используем её как в организованной деятельности, так и в режимных моментах....

«Проектная деятельность как культурная практика развития эмоционально-волевой сферы и личностных качеств у детей дошкольного возраста (на примере проекта «Немое кино»)»
Театрализованные игры взаимосвязаны с разными видами деятельности, поэтому мы используем её как в организованной деятельности, так и в режимных моментах.Каждое утро в нашей группе проходит детский сов...

Программа инновационной деятельности "Театрализованная деятельность, как культурная практика современного дошкольника"
laquo;Следует выделить....одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества - он всегда насыщен яркими, положительными эмоциями.И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой прит...

Программа инновационной деятельности "Театрализованная деятельность, как культурная практика современного дошкольника"
laquo;Следует выделить....одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества - он всегда насыщен яркими, положительными эмоциями.И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой прит...
