Рабочая программа Журналистика
рабочая программа по коррекционной педагогике

Фоменко Анна Викторовна

Занимаясь в кружке «Детский канал» (детская журналистика), дошкольники получают необходимую подготовку к практической деятельности (ведение передач, взятия интервью, составление сюжетного рассказа), изучают азы риторики, ведения диалога, знакомятся с такими понятиями, как: мелодика речи (совокупность тональных средств, характерных для данного языка, модуляция высоты тона при произнесении фразы); темп речи (скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление); ритм речи (упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием); тембр голоса (окраска, качество звука); логическое ударение (интонационное средство; выделение какого-либо слова в речи интонацией). Развивают связную и диалогическую речь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_zhurnalistika.docx267.04 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Logoped335\Desktop\img358.jpg

Содержание:

I Раздел     ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ……………………………………………… 3

1. Пояснительная записка ……………………………………………………..3

2. Содержание психолого-педагогической работ…………………………….6

3. Планируемые результаты освоения Программы – целевые ориентиры…8

II Раздел   СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ…………………………………..9

4. Описание образовательной деятельности ………………………………….9

5. Задачи ………………………………………………………………………..11

III Раздел  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………….. 13

1. Объем учебной нагрузки……………………………………………………13

2. Перспективное планирование………………………………………………13

3. Взаимодействие педагога с родителями и воспитателями……………......16

4. Материально – техническое обеспечение………………………………….17

5. Методическое обеспечение………………………………………………….17

 I Раздел     ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.  Пояснительная записка

Введение ФГОС дошкольного образования предусматривает создание условий развития ребенка, открывающих возможности для   его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих  способностей  на  основе  сотрудничества  с      взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Содержание рабочей  программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования должно  обеспечивать  развитие   личности, мотивации  и  способностей детей  в  различных  видах     деятельности и охватывать следующие образовательные области:

     социально-коммуникативное развитие;

     познавательное развитие;

     речевое развитие;

     художественно-эстетическое развитие;

     физическое развитие.

Программа кружковой работы «Журналистика» (детская журналистика) охватывает четыре образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;

Мир ближайшего окружения старших дошкольников достаточно прочен и ясен, в сознании ребенка накоплен некоторый информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. Мы, взрослые, должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (в том числе причинно - следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей, – наличие у детей интереса к познавательной деятельности, т.е. познавательная мотивация.

В настоящее время педагоги и специалисты дошкольных учреждений очень часто сталкиваются с проблемой неумения детьми вести диалог друг с другом и с взрослыми, не богатым словарным запасом детей, монотонностью и невыразительностью детской речи.  Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Теоретическим фундаментом исследований в области развития речи дошкольников являются представления о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развития речевой деятельности можно передать в следующих положениях:

  • речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
  • язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития – развития мышления, воображения, памяти, эмоции;
  • ориентировкой ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.

Исследования, взгляды ученых на природу языковых способностей были  учтены при составлении данной программы.

Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в общении, в реализации  своих творческих задумок, мы должны научить их этому, так как  общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. Как результат становления личности дети осваивают социальные позиции «Я и общество», «Я в обществе».

         Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. И начинать её следует в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством является художественно-творческая деятельность ребенка в детском саду.

Художественно-творческая деятельность дошкольников является  эффективным средством формирования эстетического отношения к миру, развития художественно-творческих способностей, средством формирования субъективно-ценностного отношения к продуктивному, созидательному труду, формирование субъективной позиции ребенка в деятельности.

          Основополагающим направлением программы является помощь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно с взрослыми включенной в систему коммуникации общения.

         Основными принципами реализации программы являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, к средствам массовой информации (СМИ), взаимосвязь с НОД по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, изобразительной деятельности, свободной, игровой деятельностью детей, сотрудничество взрослых и детей, педагогов и родителей.

Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование.  Играя в журналистов, мы многому учимся, потому что детская журналистика дает огромные возможности для активизации познавательной активности, раскрытия художественно-творческого потенциала, речевого развития и социализации детей.

Маленьким журналистам до всего есть дело. Играя, они могут побывать и в Антарктиде, и в джунглях Амазонки, полететь в космос. Так же они могут познакомиться с людьми различных профессий: врачами, пожарниками, строителями… Они рассказывают обо всех праздниках, события, которые происходят в стране, в детском садике. Одним словом, детским журналистам интересно все!

А если еще у маленьких журналистов есть свой собственный телевизионный канал, то это их еще больше объединяет и придает их деятельности значимость и делает ее более вариативной и свободной.

Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших воспитательных и образовательных задач, предусматриваемых ФГОС ДО.  

Актуальность: Мы живем в век открытий и потрясений, в век телевидения и Интернета. Современная жизнь динамичная, сложная, быстроменяющаяся.  Необходимо помочь ребенку войти в современный мир, найти свое место в жизни, быть активным, успешным, коммуникабельным, целеустремленным, ориентированным на самообразование. Детская журналистика – это деятельность, способная сориентировать ребенка в современном мире, дать ему зачатки тех личностных качеств, которые необходимы современному человеку.  

Принципы и подходы к формированию программы.

  • Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • Обеспечивает систематичность работы по воспитанию положительного отношения к средствам массовой информации, журналистике;
  • В Программе прослеживается взаимосвязь с деятельностью детей по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, логикой, свободной игровой деятельностью, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей;
  • Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с  дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
  • Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  • строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Уровень освоения детьми кружковой программы – общекультурный и специализированный, предполагает удовлетворение познавательных интересов расширение информированности, освоение понятий и технологий в области журналистской деятельности.

Уровень усвоения содержания образовательной деятельности – творческий, предполагает поиск дошкольниками действий и применение знаний, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение ребенка подключиться к выполнению определенной творческой задачи и совместно с воспитателем и другими детьми искать способы и пути ее выполнения (при выполнении разных видов журналистской деятельности).

 Основной способ подачи содержания – комплексный. Она построена так, что усвоение знаний неразрывно связано с их последующим закреплением в практической работе с информационным материалом.

Цель  создание благоприятных условий, для формирования творческой личности. Способствовать познавательному развитию, речевому развитию, социализации детей в обществе - их активному общению со сверстниками и взрослыми.

Эта цель реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной.

Достижение цели обеспечивает решение следующих задач:

Обучающие задачи:

Формировать умение создавать продукт деятельности на основе полученных представлений в процессе медиаобразования – создание в дошкольном учреждении детского канала, видиовыпусков «Детсадовских новостей», собственной газеты «В объективе», журнала «Суперзнайка».

Развивающие задачи:

Развивать познавательную активность, любознательность, умение задавать корректные вопросы взрослым и сверстникам (ведение диалога). Развивать умение целостно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами при взятии интервью, ведении диалога или репортажа; корректно общаться друг с другом, сотрудниками и гостями детского сада, родителями; использовать свои представления, творческие и интеллектуальные способности в процессе медиаобразования.

Воспитательные задачи: 

Воспитывать общую культуру личности детей, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

воспитывать уверенность и чувство собственного достоинства в общении со сверстниками и взрослыми.

2. Содержание психолого-педагогической работы

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Значимые для разработки и реализации кружковой программы характеристики - возрастные и индивидуальные особенности контингента детей старшей и подготовительной групп.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Возрастные особенности детей подготовительной (6-7 лет) группы.

У детей 6-7-летнего возраста важнейшим показателем развития ребенка является уровень овладения им различными видами детской деятельности и, прежде всего, это игра и продуктивные виды деятельности. Старший дошкольник заинтересован собственно игрой, ее процессом, может создать замысел игры и реализовать его. Главным в игре становится выполнение роли, отражающее отношения людей друг к другу. Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Игра делает ребенка самостоятельной личностью. Кроме сюжетно-ролевых развиваются и другие формы игры: режиссерская, игра с правилами, игра-драматизация. В продуктивных деятельностях (изобразительной деятельности, конструировании) старшие дошкольники могут создавать и реализовывать собственные замыслы, передавая свое видение действительности. Продукты, создаваемые детьми в результате этих деятельностей, становятся сложными, разнообразными, дети могут выполнять деятельность самостоятельно. Дети этого возраста чутко воспринимают красоту и сами способны создавать красивое. Важный показатель развития ребенка - речевое общение. К семи годам у детей хорошо развита диалогическая речь: они четко отвечают и сами задают вопросы, способны построить краткие высказывания. Дети хорошо владеют монологической речью, могут содержательно, грамматически правильно, связно строить свою речь при пересказах и рассказывании, могут передавать свои впечатления, свой опыт в связном повествовании. Общение со сверстниками остается по-прежнему необходимым условием полноценного развития ребенка. В общении и взаимодействии с детьми дети могут согласовывать свои желания, оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, разрешать конфликты, проявлять сочувствие. Основной задачей образовательной работы в подготовительной группе продолжает оставаться развитие познавательных, коммуникативных, регуляторных способностей. Это происходит в различных видах деятельности детей (игре, конструировании, изобразительной, литературно-художественной, художественном конструировании, элементарной трудовой деятельности), при ознакомлении с различными областями действительности (математика, экология, пространственные отношения, логика), в повседневном общении ребенка с взрослыми и детьми. Становление данных видов способностей обеспечивает все психическое развитие ребенка. Основными средствами, определяющими развитие их умственных способностей, являются наглядные модели. Происходит интериоризация действий наглядного моделирования, то есть их перевод во внутренний план. Само освоение действий построения моделей включает в себя два последовательных этапа: построение модели наличной ситуации и по собственному замыслу (в соответствии с требованиями задачи). В последнем случае моделирование выступает в функции планирования деятельности, возможность построения модели и ее особенности свидетельствуют о степени сформированное внутренних, идеальных форм моделирования. Они же и представляют собой ядро умственных способностей ребенка. Продолжается также освоение различных форм символизации, позволяющих ребенку выражать свою субъектную позицию по отношению к действительности, решать многие творческие задачи. К семи годам у детей происходит становление высших психических функций. Формируется детское сознание, ребенок овладевает способами работы по правилу и образцу, слушать взрослого, и выполнять его инструкции, у него складываются необходимые предпосылки для становления в будущем учебной деятельности.

3. Планируемые результаты освоения Программы – целевые ориентиры.

- Ребенок  проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: художественно – эстетической, речевой, познавательной, игровой, общении, познавательно-исследовательской деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

 ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

 ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

 ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

 ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области журналистской деятельности и  тех ее областей, которые охватывает данная конкретная журналистская деятельность ребенка; дошкольник способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В соответствии с п. 4.7 ФГОС ДО целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей до школьного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

К концу года будут знать

- особенности телевизионных жанров, газетных жанров: заметки, отзыва, зарисовки, интервью, репортажа;

- что такое макет газеты, построение телевизионной передачи, новостей;

Будут уметь: - собирать информацию; - высказывать свои убеждения;

- размышлять на заданную тему; - анализировать отснятый материал, оформление и содержание печатного издания; - работать в команде.

II Раздел   СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1. Описание образовательной деятельности кружка

          Изучив ряд методически пособий и литературы по организации и проведению работы кружков, опыт работы других садов, выявлено, что работа в основном ведется в направлении ознакомления с журналистикой, как с профессией (какие специалисты участвуют в выпуске журналов, газет, новостей, как должны выглядеть издания). Детей учат оформлять газеты, журналы, много внимания  уделяют развитию речи (диалогической, монологической). Газеты выпускаются, но нет периодичности  в их издании (они выпускаются в основном к праздникам). Организовав детский канал, мы взяли на себя обязанности освещать многие события, мероприятия, которые происходят в нашей группе и в нашем дошкольном учреждении.

Детский канал – это, прежде всего видеоновости (выпуск «Детсадовских новостей»), которые показываются детям, родителям, воспитателям, периодически наши новости выходят на  городском телеканале «Светоч». У канала есть своя собственная газета «В объективе», которая выпускается в двух вариантах: одну оформляем на ватмане вместе с детьми, а другой вариант печатный (выпускается в нескольких экземплярах и распространяется по всему детскому саду). Еще наш канал является инициатором различных мероприятий, которые сам планирует, организует и освещает. Конечно, мы знакомимся с профессией журналиста и со всем, что ей сопутствует, но большое значение мы предаем практической деятельности и это является основой нашей работы. Мы учимся на практике, в процессе игры-работы.

   Занимаясь в кружке «Детский канал» (детская журналистика), дошкольники получают необходимую подготовку к практической деятельности (ведение передач, взятия интервью, составление сюжетного рассказа), изучают азы риторики, ведения диалога, знакомятся с такими понятиями, как: мелодика речи (совокупность тональных средств, характерных для данного языка, модуляция высоты тона при произнесении фразы); темп речи (скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление); ритм речи (упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием); тембр голоса (окраска, качество звука); логическое ударение (интонационное средство; выделение какого-либо слова в речи интонацией).

При ознакомлении детей с перечисленными выше понятиями используются различные приемы и методы, такие как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, описательные рассказы детей из опыта, наглядный материал, игры-упражнения. Так для привлечения внимания к мелодике используется прием образного сравнения: «голос поднимается и спускается с горки» и сопровождается плавными движениями рук. Изучение детьми логического ударения начинается с объяснения звуковых средств его выражения. Дети должны понять и использовать в дальнейшем при интервьюировании, что слова, особенно важные в предложении, произносятся громче или медленнее остальных. В связи с этим требуется большая работа по разъяснению смысла фраз, анализу текста и его оценке.

В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи было использовано моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчат обучение. Для этого были подготовилены карты-схемы для интервью. В процессе диалога нужен не только речевой, но и психологический аспект. Полноценный диалог не мыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнерские отношения должны пронизывать, как общение ребенка с взрослым, так и взаимодействие со сверстниками. Кроме того овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации. Поэтому проводим психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становиться частью ее и условием. В этом возрасте приобретается тот сравнительно-устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые ребенка назвать личностью, хотя конечно личность еще не сложилась, но способна к дальнейшему развитию и совершенствованию. Этому способствует игровая деятельность. Благодаря игре в журналистов личность ребенка приобретает очень важное новообразование.

– В игре развивается мотивационно – потребностная сфера.

– Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм.

– Развивается произвольность поведения.

– Развивается умственные действия.

Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, как восприятие, память, мышление. Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, планировать, вести диалог, выделять смысловые звенья диалога.

Образовательная деятельность в кружке построена на коммуникативно-познавательной основе, что предоставляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно-логического мышления, памяти, фантазии позволяет воспитывать самостоятельную мыслящую, творческую личность. Закреплению приобретенных навыков способствует совместная деятельность педагогов, родителей и детей по разучиванию диалогов, разыгрыванию сюжетов по ролям.

2. Задачи

«СОЦИАЛЬНО КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

  • Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
  • Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели.
  • Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям.
  • Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям  труда.
  • Формировать потребность трудиться.
  • Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, добиваться результатов.

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

  • Продолжать расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества.
  • Формировать интерес к людям новых профессий: менеджер, рекламный агент, фермер, художник-дизайнер и т. д.
  • Рассказывать детям о том, что человек должен творчески относиться к любому делу, проявлять самостоятельность, выдумку, интерес к выполняемой работе.
  • Учить детей графически изображать пространственные отношения и моделировать их в виде рисунка, плана, схемы; передвигаться в пространстве, используя стрелки — указатели движения, планы, схемы маршрутов.

 «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

  • Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.
  • Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть.
  • Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
  • Совершенствовать речь как средство общения.
  • Продолжать формировать умение без раздражения отстаивать свою точку зрения. Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений.
  • Помогать осваивать формулы словесной вежливости (обращение, просьба, благодарность, извинение, неодобрение и т. п.).

Формирование словаря

  • Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
  • Продолжать вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику.
  • Помогать усваивать выразительные средства языка. Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
  • Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Звуковая культура речи 

  • Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.

Грамматический строй речи

  • Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.
  • Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Связная речь

  • Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
  • Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками.
  • Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
  • Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
  • Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
  • Учить придумывать броский краткий текст рекламы.
  • Научить овладеть детей пишущим инструментом, освоить конфигурацию печатных букв и основных элементов письменных букв.

Художественная литература.

  • Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизация (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
  • Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

 «ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • Продолжать развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки; развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
  • Развивать художественное восприятие, мышление, память, речь, воображение.
  • Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
  • Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, аппликации, используя выразительные средства.

III Раздел  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1. Образовательная нагрузка

Нагрузка кружковой деятельности: Дети старшего и подготовительного к школе дошкольного возраста, 2 раза в неделю, до 30 – 35 минут в соответствии с возрастом.

2. Перспективное планирование

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

 

5 неделя

Сентябрь

Просмотр презентации «Профессия журналист»

Просмотр первого выпуска новостей, рассказывающего о летних каникулах.

Оформление уголка «Детский канал»

Подготовка различных атрибутов для дальнейшей работы на детском канале (бейджики, флажки…), разучивание девиза канала «Мы отличная команда…»

Знакомство детей с профессиями: «Оператор», «Репортер», «Редактор», «Диктор», «Звукооператор» Театрализованная игра «Мы снимаем новости»

Изготовление маленьких открыток для всех воспитателей к празднику «Дню дошкольного работника», большой открытки «С Днем воспитателя» для поздравления родителями воспитателей. 

Работа над выпуском «Детсадовских новостей»: проговаривание сюжета, распределение ролей -  «кастинг»: выбор диктора канала, корреспондентов и др.; разучивание текста (совместно с родителями); обыгрывание сценария, работа над правильностью речи детей (диалог, монолог).

Начало съемок «Детсадовских новостей»: выбор места съемок, поздравление воспитателей с праздником, съемка заполнения родителями большой поздравительной открытки «С Днем воспитателя»;

Психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации

Работа по развитию речи: Д/и «Возьми интервью у осеннего леса» с использованием сем моделей,  «Телевизор»

Совместная поездка воспитателя, родителей и детей к педагогам- ветеранам, работавшим в дошкольном учреждении, поздравление их профессиональным праздником. 

Начало работы над проектом фотовыставки «Осенний калейдоскоп»

Октябрь          

Кинопутешествие: просмотр фильма из серии «Мои любимые друзья зверята»

Изготовление афиш к «Детсадовским новостям» (на компьютере и на ватмане (детьми)

Участие канала СГ 3 в организации фотовыставки «Осенний калейдоскоп» (изготовление и распространение рекламных листовок с условиями проведения конкурса)

ОД «Профессия фотокорреспондент»

Презентация

2 выпуска «Детсадовских новостей»; открытое мероприятие, посвященное Дню рождения канала

Игровая неделя

Экскурсии

«Типография»

Беседа: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много»

Разучивание песни

«Мы команда видиоканала»  на музыку песни капитанов из КВН.

Начало работы над журналом (альманахом) «Маленькие журналисты»

Ноябрь

Игра-развлечение «Путешествие с Суперзнайкой»

Ознакомление с периодическими изданиями для детей: «Непоседа», «Мурзилка», «Золотая Антилопа»… Презентация «История детского журнала»

Подбор материала для газеты «В объективе» (фотографии, темы, названи), начало оформления газеты

Игры по развитию речи: интерактивная игра «Скажи правильно»; Игра

«Вопрос-ответ » (напольная игра с фишками и кубиком)

Театрализованная игра по произведению Чуковского «Мойдодыр» (актерское мастерство)

Выпуск печатной газеты «В объективе» для родителей и воспитателей д/с  (7 экземпляров); дооформление детской газеты детьми.

 Окончание проекта фотовыставки «Осенний калейдоскоп».

Открытое мероприятие посвященное закрытию фотовыставки «Осенний калейдоскоп»

 

Сюжетно ролевая игра «Журналисты»

Интерактивные игры по развитию речи (дети сами управляют игрой)

Кинопутешествие: просмотр фильма из серии «Мои веселые друзья зверята»

 Фотографии с любимыми животными для журнала «Суперзнайка» (фотошоп)

Игра «Самый внимательный» (игры на память, внимание)

Декабрь

Работа над выпуском «Детсадовских  новогодних новостей»: проговаривание сюжета, разучивание текста (совместно с родителями); обыгрывание сценария, работа над правильностью речи детей (диалог, монолог, мелодика речи, темп, ритм), подбор костюмов, придумывание вместе с детьми оформление студии.

Съемка дикторов и Деда Мороза в студии (оформление студии, костюмы, подготовка атрибутов для съемки, проговаривание слов, обыгрывание сюжета); помощь родителей в процессе съемки

Съемка видеописем Деду Морозу (три видеописьма)

Съемка сюжетов: дети сидят в кругу и думают, как поздравить воспитателей;  репортаж о странных событиях в д/с.

Психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации

Съемка уличных сюжетов

Просмотр отснятого материала, выбор лучших кадров.

Беседа «Волшебство монтажа»

Изготовление афиш к  новогодним «Детсадовским новостям» (на компьютере и на ватмане (детьми)

Открытое мероприятие: Презентация 3 выпуска «Новогодних детсадовских новостей»  (показ новостей воспитателям, детям и родителям)

Начало сбора фотоматериала для фотовыставки «Зима глазами детей» (дети самостоятельно фотографируют зимнюю природу, друг друга, свои новогодние поделки…)

Январь

Каникулы

Съемка сюжета «В здоровом теле, здоровый дух» (интервью с медицинскими  работниками и педагогами по физическому воспитанию д/с)

Оформление детской газеты «В объективе» детьми (подбор фотографий, рубрик, названий, художественное оформление газеты на зимнюю тематику)

Мастер-класс от родителей «Профессия оператор» (рассказ оператора о своей работе, показ оборудования с которым он работает, рассказ о том какое большое значение имеет качественный монтаж сюжетов)

Художественно-творческое задание «Самый лучший кадр»  (нетрадиционное рисование, аппликация)

Презентация «Что такое промо - ролик»

Игра-импровизация «Я снимаю промо - ролик про…»

Прочтение сценария промо-ролика «Маленькие журналисты»; беседа по данной теме; обыгрывание ситуаций, подготовка необходимого

оборудования.

Февраль

Игровая Неделя

«Поиграем?» - игры по желанию детей

Неделя интервью с педагогами дополнительного образования: логопед, музыкальный работник, социолог, психолог

 (использование, схем - моделей построения интервью)

 Фотовыставка «Зима глазами детей» (выбор лучших работ, оформление фотографий, оформление самой фотовыставки)

Открытое мероприятие: ОД: Пресс -конференция детского канала «Мы одна команда»

Презентация промо-ролика «Маленькие журналисты»

Оформление поздравительных открыток небольших и одну большую в группу к «23 февраля» (14 шт)

Оформление Мини-плакатов посвященных предстоящему праздник «Пасха» для каждой группы (12 шт)

Апрель

Беседа о предстоящем празднике «День космонавтики».

Просмотр  небольшого мини-фильма «12 апреля».

Актерское мастерство. Придумывание презентации к просмотренному фильму.

Художественно-твоческое задание: оформление плаката «В мире космонавтики»

Участие в окружном заочном конкурсе уголков по пропаганде безопасности дорожного движения. Оформление газеты «Перекресток» совместно с детьми и родителями.

Начало работы над проектом ко Дню Победы «Они сражались за родину» (сбор материала к проекту вместе с детьми)

Актерское мастерство.

Придумывание сценария и обыгрывание клипа (детьми) к песне «Если очень захотеть можно в космос  полететь…»

Продолжение работы над проектом ко Дню Победы «Они сражались за родину»

Психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации

Презентация: «День Победы со слезами на газах», беседа

Художественно-творческая работа: рисунки детей к Дню победы.

Написание сценария к телеспектаклю «Василий Теркин»

Май

Литературно-музыкальная гостиная  «С Днем победы» (пение песни, рассказывание стихов детьми)

Показ и съемка телеспектакля «Василий Теркин»

Оформление выставки детских рисунков «9 мая»

Написание сценария и съемка видеоматериала для передачи «Это моя семья»

Д/и по развитию речи

Открытое мероприятие в формате детской телепередачи «Это моя семья» (посвященный «Дню семьи»)

Огонек «Никто не забыт, ничто не забыто»

Игровая неделя.

Театральное мастерство (драматизация сказок, мультфильмов, рссказов…)

Психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации.

3. Взаимодействие педагога с родителями и воспитателями в процессе кружковой деятельности

         Родители являются, можно сказать, непосредственными участниками творческого процесса. Они в курсе делах группы и того, что происходит на съемочной площадке. Без поддержки и участия родителей не возложен такой вид детской деятельности, как детская тележурналистика.

Взаимодействие с родителями проходит через следующие формы:

  • участие родителей в сборе и изготовлении практического материала и атрибутики к телепроектам;
  • проверка  выученного детьми текста;
  • непосредственное участие в наших телепроектах: «Детсадовские новости», телеспектакль «12 месяцев», «Василий Теркин», различные акции, открытые мероприятия (зрители, участники);
  • участвуют в оформлении газет, различных выставок (к Новому году, 8 марта, 1 сентября…), участвуют в конкурсах «Осенний калейдоскоп», «Это моя семья»…;
  • консультирование родителей по теме: «Размышления о диалоге и мастерстве его ведения», «Детская журналистика, как творческий процесс», «Детская журналистика: история и современность»…;
  • презентации «Детсадовских новостей», проектов «Они сражались за родину», «Красная книга» - журналистское расследование, телеспектакль «12 месяцев»…;
  • оформление газет «В объективе»…

            Родители самые доброжелательные, заинтересованные и внимательные зрители. Они первые, кто просматривает отснятый материал, радуются нашим успехам и делают критические замечания, если им что - ни будь не нравиться. За что мы им очень благодарны.

Для педагогов проводятся различные консультации, беседы на интересующие темы, презентации различных проектов, которые реализует наш телеканал. На педсоветах делюсь с педагогами опытом по проведению журналистской деятельности. Устраиваем для педагогического коллектива просмотр теленовостей, клипов,  телеспектаклей, видеороликов…

С педагогами провожу индивидуальные беседы для выявления талантливых детей, которые смогут посещать кружок по тележурналистике и принимать участие в наших телепроектах. Поддерживаю тесную связь с родителями из других группы, дети которых посещают наш кружок.

Детская тележурналистика – это перспективное направление в деятельности детей, которая дает огромные возможности для их творческой реализации. Это новая форма работы с детьми позволяет открыть огромный творческий потенциал ребенка.

Счастливы дети, довольны родители. Следовательно, есть смысл продолжать работу дальше.

4. Материально – техническое обеспечение Программы

     Материально- техническое оснащенность кружковой работы имеет большое значение.

Совместными усилиями детей педагогов и родителей на базе группы №3 создана развивающая, полифункциональная, трансформируемая, вариативная предметно-пространственная среда для занятия журналистской деятельностью.

    В группе отведено место для создания игрового – офиса «Детского канала». Оснащено всеми необходимыми атрибутами для работы:

  • Переносная ширма (студийный фон);
  • Форма для журналистов: майки, козырьки с эмблемами канала, шейные платочки по количеству детей
  • Флажки с названием и эмблемой канала (3 шт)
  • Видеокамера;
  • Фотоаппарат;
  • Микрофоны (2 шт);
  • Бейджики для каждого члена команды;
  • Ноутбук;
  • Магнитофон.

Материально-техническая база Учреждения обеспечивает возможность успешно заниматься детской журналистикой:

  • Музыкальный центр;
  • Театральные костюмы;
  • Декорации

5. Методическое обеспечение Программы

Учебно – наглядные пособия:

Схемы – модели составления рассказа, построения интервью (коллажи, мнемодорожки, мнемоталицы, пиктографические картинки, сиквейн… ).

Методические разработки: сценариев «Детсадовских новостей» (1, 2, 3… выпуски),  клипов («Бибика», «Если очень захотеть…», «Праздник в лесу»…), промо-ролика «Маленькие журналисты»…; сценарии открытых мероприятий («День рождения Канала «ГУС 1», «Закрытие фотоконкурса «Осенний калейдоскоп», «Пресс-конференция Детского канала … ); создание информационной газеты «В объективе» для детей (вместе с детьми), воспитателей и родителей (печатный вариант); журнала «Суперзнайка»…

Видиотека: презентации: «Профессия журналист», «Что такое промо-ролик», «История детского журнала»…; видеоматериал: Выпуски детсадовских новостей, DVD диски «Мои веселые друзья животные», коллекция интерактивных игр «Скажи правильно», «Профессии», «Что нужно журналисту для работы», «Правильно-неправильно»…, подборка фильмов «Во круг света», аудиозаписи…

Дидактические пособия: набор карточек «Мы журналисты»; игры «Собери картинку», «Продолжи ряд», «Что лишнее», «Звукооператор»; напольная игра «Вопрос-ответ» (с кубиком)…

Методическая литература:

  1. Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 272 с.;
  2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой. Старшая группа / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 399с.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

рабочая программы детской журналистики в ДОУ

Основными принципами реализации программы являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, к средствам массовой информации (СМИ), взаимосвязь с НОД по ознакомлени...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...