Логоритмика. Дифференциация звуков К-Кь.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: Развитие и коррекция высших психических функций (речемыслительной деятельности) средствами логоритмики, поддержание интереса дошкольников в познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_k-k.docx | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Логоритмическое занятие.
Дифференциация звуков К-Кь.
Цель: Развитие и коррекция высших психических функций (речемыслительной деятельности) средствами логоритмики, поддержание интереса дошкольников в познавательной деятельности.
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнить произношение звуков «К» - «Кь»
- учить дифференцировать звуки по твердости – мягкости изолировано, в слогах, в словах, в предложениях на слух и в произношении;
- упражнять в слоговом анализе слов:
- упражнять в употреблении предлога «к»:
- формировать навыки словообразования, словоизменения
Коррекционно-развивающие задачи:
- совершенствовать нормализацию речи и двигательных функций в упражнениях под музыку и слово;
- развивать фонематические процессы, мышление, слуховую память;
- отрабатывать продолжительность выдоха, оральный праксис, просодику речи, звукопроизношение;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать двигательную координацию и темпо-ритмические способности детей.
Воспитательные задачи:
воспитывать доброжелательность, самостоятельность, активность, инициативность и творческие способности детей.
Оборудование:
Фортепиано, большое настенное зеркало, схема характеристики звуков, предметные картинки на звуки «К-Кь», игрушки «кот» и «кит», сюжетные картинки для составления предложений, шапочка деда мороза, альбом с дикими животными, мяч.
Ход занятия.
Организационный этап.
- Вводная ходьба:
- Звучит музыка «Бравые солдаты» А. Филиппенко.
Прошу детей координировать движения рук и ног с музыкой, следить за осанкой.
- Взаимное музыкальное приветствие.
Мотивационно-побудительный этап
- Упражнения, регулирующие мышечный тонус и воспитывающие пространственную координацию, и чувство музыкального ритма:
Предлагаю детям слушать музыку и двигаться соответственно со сменяющимися музыкальными ритмами:
Музыка: «Ой, лопнув обруч» укр.нар.п.- «Марш» муз. Парлова
А) Вы то превращаетесь в бусинки, которые рассыпались по всему залу… (легкий бег на носочках врассыпную, не сталкиваясь).
Б) То превращаетесь в деревянных солдатиков, которые маршируют друг за другом по кругу… (высокий шаг, ходьба по кругу).
3. Упражнения на дыхание с целью выработки дифференцированного дыхания через нос и рот с преимущественной тренировкой выдоха:
Предлагаю встать в круг вокруг елочки, чтобы почувствовать ее запах: Речедвигательная гимнастика по методике А.Я. Мухиной:
А, О, У, И, П, Т, К
Организационно-активизирующий этап
- Постановка цели занятия:
- Какие необычные игрушки вы заметили на елке? (КОТ и КИТ)
- Назовите 1 звук в слове кот? (К)
- Назовите 1 звук в слове кит? (Кь)
- Кто догадался, какие звуки мы будем сегодня сравнивать?
- Вспомним все об этих звуках:
- Характеристика звуков (с подсказкой по моделирующей таблице):
- К- согласный, звонкий, твердый
- КЬ согласный, звонкий, мягкий
- Вывод: это разные звуки!
- Как надо произносить звук «К»? (губы и зубы приоткрыты, Язычок оттянут назад вглубь рта горкой и мешает воздуху свободно выходить)
- Как надо произносить звук «КЬ»? (губы в полуулыбке, язычок сдвигается ближе к зубкам, уже серединка языка мешает выходить воздуху).
- Игра «Повторялки» (Упражнение на развитие фонемных процессов):
Повторение ряда слогов с чередованием твердого и мягкого варианта: (можно с опорой на движения рук).
а) Ка-кя, ко-кё, ку-кю, кы-ки
Ка-ка-кя
Ки-ки-кы
Ку-кю-ку
б) Усложняю задание: муз. «Во саду ли, в огороде» р.н.п.
- Гуляем спокойно под музыку, но когда услышим звуки «К-КЬ» - показать руками кулачки или мягкие лапки:
ка, кя, кы, ки, ко, ку, кю. ак, лак, мак, киса, кот, кит, кино, бак.
- Дифференциация звуков в словах (самостоятельно):
Предлагаю всем детям взять по 1 картинке из-под елки и определить, в какую команду они попадут - Кота или Кита? Называем-проверяем!
- Игра «Дразнилки»:
Команды поочередно произносят слоги и меняют твердость на мягкость
Ка-ка-ка –кя-кя-кя и т.д.
- Игра «Поезд» на определение слогового состава слов:
Детям предлагается посадить свои картинки в вагончики по количеству слогов (при затруднении можно пропрыгать свое слово).
В первый вагон слова с 1 слогом, во второй с двумя слогами и т.д.
- Упражнения на развитие речевых и мимических движений (дети садятся перед большим зеркалом):
- Мимический массаж
Представьте, что мы попали в цирк! Показать мимикой веселого клоуна…грустного клоуна…вдруг на арену выскочил тигр, покажите испуг…но вышел фокусник и превратил тигра в собачку, вы удивились… и успокоились!
- Гигиенический самомассаж перед зеркалом по методике А.А. Уманской
- Вибрационный массаж
- Упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев рук и для развития просодической стороны речи:
«Пальчики здороваются» с чередованием ударений на разных слогах, с изменением темпа и силы звука голоса:
а) КА-ко-ку-ки
ка-КО-ку-ки
ка-ко-КУ-ки
ка-ко-ку-КИ
б) без голоса - шепотом- тихо-громко-тихо-шепотом- без голоса
12. Речедвигательные упражнения:
- Предлагаю передать ритм слов в движениях:
А) Ка-ки,ки. Ка-ки-ки (хлопок перед грудью, два хлопка по коленям)
б) Тук-тук-тук! (ходьба на пятках)
Тук-тук-тук!
Моих пяток слышен стук!
(определить, слова со звуком К)
в) Киса-киса кисонька, (ходьба на носочках)
кисонька-мурысонька!
(определить, слова со звуком КЬ).
- Предлагаю подумать, а могут ли в одном слове встретиться оба звука сразу?
КИСОНЬКА (проговорить 2 раза с движениями).
- Игра с мячом «Назови, если этого много»:
А сейчас мы с вами станем фокусниками и попробуем сами превращать твердый звук «К» в мягкий «Кь»:
Мак-маки,
лак-лаки,
бак-баки,
бык-быки,
рак-раки,
веник- веники,
зайчик-зайчики,
паук- пауки,
волк-волки,
рука-руки,
носик-носики,
животик-животики,
стульчик –стульчики,
ветка-ветки,
ватка-ватки,
валенок- валенки,
фокусник-фокусники,
волшебник-волшебники.
Что заметили необычного?
(когда в конце слова есть звук К, то если мы назовем этого много, то появится мягкий звук КЬ)
- Игра на развитие творческих способностей.
Ребята, вы –настоящие волшебники! Можете твердый звук превращать в мягкий!
А сами в разных зверей превращаться умеете? Поиграем?
Игра «Я-дед мороз!»
Дед Мороз: Я-Дед Мороз!
Бородою оброс…
Я в лесу ищу зверей,
Выходите поскорей!
Дети: А каких зверей вы ищете?
Дед Мороз: Я ищу благородных, тонконогих, с красивыми рогами…
Дети двигаются под музыку как олени по всему залу
Дед Мороз: Оленей я люблю! Всех переловлю!
(старается кого-то догнать)
Водящие меняются и стараются подобрать слова-признаки, описывая животных, не называя их (заяц, лиса, медведь).
- Релаксационный этап.
Представьте, что дед Мороз заморозил всех зверей: Застыли! Напряглись! А теперь дед Мороз ударил в ладоши, и все оттаяли… расслабились!
Когда вы чувствуете себя комфортнее, когда напрягаетесь или расслабляетесь?
- Итог:
- Какие звуки мы сегодня сравнивали на занятии?
- Что кому понравилось?
- Вспомните любые слова со звуками «К», «Кь», которые сегодня вам встретились.
Дополнительно, если останется время:
- Игра «Поймай букву»
Закрепление употребления винительного падежа существительных и глаголов прошедшего времени.
- На стол ставится коробка «море». В ней лежат картинки с буквами с металлическими скрепками. Дети встают вокруг стола, им раздаются магнитные удочки. Каждый ребенок по очереди достает картинку удочкой и отвечает фразой:
- Я поймал букву … (А, К, П, И , У, О,Т)
- Посмотрим улов... (логопед выставляет буквы на доску). Вспомнить, чем Буквы отличаются от Звуков.
18. Пение знакомой мелодии на гласные звуки (а, о, у, и) для выработки костоабдоминального типа дыхания.
Пропевание слогов, придумывание слов с этими слогами:
- К А
- К О
- К У
- К И
- Почему так мягко стало звучать? Потому что буква И смягчила! Буква одна, а звука два!
- Игра «Исправь меня»:
«Дети подошли стульям»
«Ваня подошел Маше»
«Мяч подкатился елке»
Что пропустила? Маленькое словечко «К». Исправьте мои предложения.
Вывод: Маленькое слово «К» всегда употребляется, когда один предмет приближается к другому. Попробуйте составить предложения по своим картинкам с маленьким словечком «К».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия для детей 5 - 6 лет с элементами логоритмики "Дифференциация звуков [Ш-Ж] в словах"
Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет....
Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Мь. Дифференциация звуков М-Мь» (4-6 лет)
Конспект является продолжение программы по знакомству детей с согласными звуками. в него включены игры, задания, упражнения, подобран песенный материал для знакомства с согласными звуками М, Мь, и их ...
Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Сь. Дифференциация звуков С-Сь» (4-6 лет)
Конспект разработан как продолжение программы по логоритмике, которую можно использовать как отдельно так и в структуре логопедических занятий с детми с ОВЗ с ТНР. Подобранные игры, упражнения, задани...
Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Дь. Дифференциация звуков Д-Дь»
Конспект разработан для знакомства детей с мягким звуком Дь и для дифференециации звуков Д-Дь для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР. Предложенные игры, задания и упражнения можно ислольз...
Конспект занятия по логоритмике "Знакомство со звуком В, Дифференциация звуков В-Вь"
Конспект является продолжнением программы по логоритмике для детей с ОВЗ с ТНР. Занятие можно проводить как фронтально для всей группы, так для подгруппы детей. Некоторые игры, задания, упражнен...
Конспект занятия по логоритмике. Тема «Знакомство со звуком Фь. Дифференциация звуков Ф-Фь»
Конспект является продолжением программы для старших дошкольников с ТНР по ознакомленю со звуками речи в рамках занятий по логоритмике. Для занятия подобраны интересные и доступные задания, игры, упра...
Конспект занятия по логоритмике "Знакомство со звуком Бь. Дифференциация звуков Б-Бь"
Конспект является продолжением программы по логоритмике по знакомству дошкольников со звуками речи. В конспекте игры и заданим и применением инновационных технологий, музыкальный материал и др, которы...