«Игры для развития словаря»
консультация по логопедии (старшая группа)

Кобец Светлана Викторовна

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_slovarya.docx715.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игры для развития словаря»

https://lh6.googleusercontent.com/rFMbdWgxBLydlYEL4PQI87Jqu3KY1gv8g8cpn3fZih5UebIZUvGLQT14mZoosW-iOoJy9z8tO3uXWmP2SM08TR-DNPrvWjeZdutP2qCOR2GYCil0EPsQuYs4binmNdyKiipFd8ZbSRg6rvxo1w

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.

Для того, чтобы заниматься развитием речи Вашего малыша, вовсе необязательно усаживать ребенка за стол, создавать атмосферу урока. Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.

Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом.https://avatars.mds.yandex.net/i?id=49a36b2da8a62e48ffe0b895296e80f2-4077654-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=144&h=150

Словесные речевые игры

Как тебя зовут? (Народная игра)

Цель. Активизировать производные наименования и их формы; соотносить производный глагол и движение.
Участники игры садятся кружком на стулья (на траву). Водящий дает каждому какое-нибудь смешное имя (либо дети выбирают имя сами): Пузырек, Метла, Расческа, Авторучка, Самосвал и т. д. После этого водящий задает вопросы. Отвечая на них, надо повторять только «свое слово» (пузырек, метла и пр.). Отвечать надо быстро, не задумываясь. Ни в коем случае нельзя смеяться. Другие пусть смеются, а тот, с кем говорит водящий, должен отвечать серьезно. Даже улыбаться нельзя.
Водящий подходит к тому, кого он назвал Метлой, и важно предупреждает:
Кто ошибется,
Тот попадется!
Кто засмеется,
Тому плохо придется!
После этого он спрашивает:
— Кто ты?
— Метла.
Вожак показывает на волосы играющего и спрашивает:
— А это у тебя что?
— Метла.
Вожак показывает на руки:
— А это у тебя что?
— Метлы!
Вожак показывает на ноги:
— А это?
— Метлы.
— А что ты ел сегодня утром?
— Метлу!
— А на чем ты ездишь по городу? 

Угадай, кто мой друг.

Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д.
Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни.
Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.
 https://www.prodlenka.org/resized/articles/1200x630/5ff/d4c/f0b/5ffd4cf0b998b349607281.jpg

https://lh3.googleusercontent.com/kaLrl92LxM-UGR7jJYLewKqJPmhyntX1Qfi91nL0ThCylDpgr2VYSX5fXoveWas35k-mJbyusE_XV9zI9NSaZAX7bk1nwffggcUJScKcUyX-5Z-EIPaiaPFRzV9jHSdf-NG-GEjtSnQXvDNxig

Кто больше?

Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков - например мяч- круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый.
Машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)
Задание детям - 1.Кто больше назовет свойств предмета.
2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.
Из книги Е. Сербиной "Развивающие игры для детей".
https://lh5.googleusercontent.com/uJEnTXluFOTiqmZljTjKuMotThsgZatZBHGCy7zANpRzYG3V1cxERd88hhKQeL7KEJWCrG_Z264V1Sf6aqr9hZZSuAq1La0YIM1RU7_0FQ1ycBDPb10VSlB06eupZZlBteJaOZCRTCXGsZr0lQ

Игра с картинами.

Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам.
Для этой игры вам понадобятся картины или книжные иллюстрации. Пейзажи здесь не подойдут. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам.
 https://academic-store.ru/image/cache/catalog/doshkol/7-031-005_plakat3-800x800.jpg 
Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано. 
http://4.bp.blogspot.com/-lm34ZH2YJ04/VBVEKfj6JKI/AAAAAAAAD9Q/N5zH2O69cik/s1600/IMG_0001_NEW_0003.jpg

С детьми 3-4 лет загадывайте предметы целиком (зайчик, мяч, облако...)
С детьми старше 5 лет усложните задание - ухо зайца, пуговица на платье, яблоко на столе.

Примеры вопросов, которые должны использовать дети 3-4 лет:
Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто "Наша Таня". Загадана лягушка в речке.
- Это находится вверху картины? Внизу?
- Это живое или неживое?
- Какого цвета?

 «Кто это?» знакомимся с профессиями

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов. 
1 вариант: Задаем вопросы : кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье? https://lh4.googleusercontent.com/at6qBErc0Nccl8fUVe7aB4Xab3Q3VHpTVxuKftD44FaTX5gQOewHeMlVlJmb6S1D_3JnlrZdv5sx09dVU6lJHJ4HIhqMB63hktbaZNeogmgqN4jNQQPbM1ZSgIPQV3Q9JiJCK1LrWe3SrbL1Jwhttps://static.dochkisinochki.ru/upload/_catalog/27/57/fc/71646_0001.JPG

2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
3 вариант. Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка? 

Придумываем рассказ.

Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.
Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти… (какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?). 

https://img1.labirint.ru/rcimg/e6d62dec675a1bc8ba9350f1ccde3baa/1920x1080/books27/265503/ph_1.jpg?1563604999

https://infourok.ru/avtorskie_didakticheskie_igry_po_razvitiyu_rechi_v_kartinkah-583528.htm https://akademiarechi.ru/didakticheskie-igry/katalog-igr-dlya-rechevogo-razvitiya/ https://www.maam.ru/obrazovanie/igry-po-razvitiyu-rechi-fotootchet/page5.html 

                                                                                                                                                                                               Оформила Кобец С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, способствующие развитию словаря

Неожиданное появление живого существа или предмета («Кто это? Что это?») Цель. Расширение объема словаря существительных. Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме. Содержание. Взрослый ...

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников".

Особенности содержания и методики словарной работы в разных возрастных группах. Подбор материала для дидактических игр в разных возрастных группах....

Игры на развитие словаря существительных

Игры, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры для развития словаря. Старшая группа.

Дидактические игры для развития словаря ...

Дидактические игры по развитию словаря

Картотека дидактических игр по развитию словаря...

Игры по развитию словаря дошкольников

В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, в дальнейшем успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и...