Интегрированное занятие по теме "Весна"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Хлуднева Ольга Владимировна

Конспект логопедического занятия в старшей группе, цель которого-обобщение знаний по лексической теме "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vesna.docx51.56 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по теме «Весна» в старшей логопедической группе.

Цель:

  • уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; употребление предложно-падежных конструкций; подбирать прилагательные к существительным;
  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • формировать представления о форме предметов;
  • формировать представления о величине предметов путём их сопоставления друг с другом;
  • формировать у детей умение называть цифровой ряд;
  • учить детей узнавать цифры.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствовать фонематическое восприятие; развивать фонематический анализ и синтез; развивать память, внимание, мышление, пространственные представления;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков всех времён года, предметные картинки: проталина, солнышко, птица, бабочка, подснежник, листочек; разрезная картина с изображением весны, разрезные картинки по теме «Перелётные птицы», «лужи» разной геометрической формы, проталины с буквами: п, т, и, ц, а; подснежники разной величины.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Учитель-логопед:

– День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас.
В путешествие большое
Мы оправимся сейчас.

– Вот послушайте стихотворение и отгадайте, куда мы с вами отправимся:

Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?

Дети: Это весна.

Учитель-логопед: Верно. Мы отправляемся в весеннюю страну.

Путешествовать мы будем в двух командах: «Проталинка» и «Солнышко».

Дети распределяются на две команды в соответствии с эмблемами, которые они сделали накануне.

Для того, чтобы начать путешествие, надо вспомнить приметы весны.

Команда «Солнышко» отправляется в гости к «весеннему солнышку», а команда «Проталинка»- к «проталинке».

II. Основная часть.

  • «Приметы весны».

Воспитатель: Солнышко у нас какое-то не весеннее. Нужно добавить лучи, и оно станет ярче светить. Для этого надо выбрать приметы весны, назвать их и прикрепить к солнышку.

  • «Собери слово».

Учитель-логопед: На моих проталинках кто-то оставил необычные следы. Как вы думаете, на что они похожи?

Дети: Они похожи на буквы.

Учитель-логопед: Верно. А хотите узнать, кто их оставил? Для этого, надо выполнить мои задания и прочитать слово-подсказку.

Учитель-логопед: Первая буква на четвёртой слева проталинке.

Дети: Это буква «П».

Учитель-логопед: Верно.

Учитель-логопед: Назовите первый весенний месяц.

Дети: МАРТ.

Учитель-логопед: Правильно. Какой последний звук в слове «март»?

Дети: Звук [Т].

Дети выбирают «проталинку» буквой «Т».

Учитель-логопед: Что появляется на деревьях весной?

Дети: Листья.

Учитель-логопед: Молодцы. А какой гласный звук в слове «ЛИСТ»?

Дети: Звук [И].

Учитель-логопед: Верно. Третья буква «И».

Отгадайте мою загадку: « На шесте дворец,

                                           Во дворце певец,

                                            А зовут его … ».

-Правильно. Назовите последний звук в слове «скворец».

Дети: Звук [Ц].

 Учитель-логопед: Следующая буква «Ц».

-Про какой весенний месяц это стихотворение? 

Будит утром нас капель-

В гости к нам пришёл ….

(апрель).

Дети: Это стихотворение про апрель.

Учитель-логопед: Назовите первый звук в слове «АПРЕЛЬ».

Дети: В слове «апрель» первый звук [А].

Учитель-логопед: Прочитайте слово, которое у нас получилось.

Дети: ПТИЦА.

Учитель-логопед: Верно. Следы оставили птицы, а чтобы узнать какие, отправляемся туда, где было изображение птицы.

  • «Сложи картинку» (конструктивный праксис).

Воспитатель: Как называют птиц, которые к нам возвращаются весной?

Дети: Перелётные птицы.

Воспитатель: Верно. Сейчас я узнаю,  хорошо ли вы знаете перелётных птиц.

Дети складывают разрезные картинки с изображением перелётных птиц. Называют их.

Воспитатель: Почему перелётные птицы улетают осенью, а возвращаются весной?

Дети: Весной появляются насекомые.

Воспитатель: Правильно. Вспомните, где было изображение насекомого.

Воспитатель: А для того, чтобы попасть к насекомым, надо пройти по лужам. Для этого, чтобы не промочить ноги,  вам понадобятся галоши. Лужи у нас необычные, на что они похожи?

Дети: Лужи похожи на геометрические фигуры.

Девочки пойдут не по круглым и не по квадратным лужам, а мальчики - не по овальным и не по треугольным. Девочки, по каким лужам вы пойдёте? А мальчики, по каким пойдут?

  • Дидактическая игра «Найди насекомое» (употребление предложно-падежных конструкций).

Учитель-логопед: Каких насекомых вы видите на нашей полянке? Где спрятался муравей?

Дети: Муравей спрятался за камнем.

Учитель-логопед: А откуда выбежал жук?

Дети: Жук выбежал из-под травинки.

Учитель-логопед: Где вы видите бабочку?

Дети: Бабочка летает над цветком.

  • «Расположи в нужном порядке» (пространственные представления, подбор прилагательных к существительным).

Учитель-логопед: Отгадайте мою загадку:    Первым вылез из земли

                                                                            На проталинке.

                                                                            Он мороза не боится,

                                                                            Хоть и маленький (Подснежник)

Дети: Подснежник.

Учитель-логопед: Молодцы. Послушайте задание. Вам надо расположить подснежники справа налево от меньшего к большему и назвать каждый из них словом, которое отвечает на вопрос «какой?»

Дети раскладывают и называют: «малюсенький», «крошечный:, «маленький», «небольшой», «средний», «большой», «огромный», «большущий» и другие.

  • «Листочек» (умение называть цифровой ряд).

Дети определяют с какого дерева листья и располагают недостающие в нужном порядке (в соответствии с цифрой на листочке).

III. Итог занятия.

Из полученных частей дети складывают картину, на которой изображена весна.

Учитель-логопед: Кто пригласил нас в путешествие?

Дети: Весна.

Учитель-логопед: Как вы догадались?

Дети называют признаки весны на картине.

Оценка деятельности детей.

Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне. 

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слова: проталины, капель, ледоход)

Упражнение «Клен» (координация речи с движением)

За окном сосулька тает,         (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4

                                                       прыжка, держа руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки.         (Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево)

Разжимает, разжимает              (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно

Клен тугие кулачки.                   разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку.      (4 прыжка)

 А, едва растает снег,               (Наклоны)

Мне зеленую ладошку            (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают

Клен протянет раньше всех.   друг другу правые ручки —рукопожатие)

Дыхательное упражнение «Цветочек»

Логопед: Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

Игра «Скажи правильно».

Распускаются листочки или цветочки?

Порхают птички или синички?

Тает снежинка или слезинка?

Журчат ручьи или грачи?

Набухают почки или листочки?

Прилетают насекомые или птицы?

Трещит лёд или ледоход?

Игра «Четвёртый лишний»

мороз, снегопад, проталина, вьюга

прилетают, сосульки, листопад, ледоход

Солнышко без лучиков. Представьте, что его лучи (разноцветные прищепки). Они появятся у солнышка, если вы расскажите какое оно весной. Каждый ребёнок называет прилагательное, обозначающее признак и прикрепляет «луч» 9прищепку).

- Посмотрим, как вы знаете приметы ранней весны. Слушайте меня и определите, какая из примет лишняя, и объясняйте почему.

-Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины.

- Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха.

- Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнезда.

- С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь.

Упражнение: «Продолжи предложение»

- Закончилась долгая, холодная… (зима);

- Наступила тёплая, долгожданная… (весна);

- Всё ярче светит весеннее… (солнышко);

- Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…);

- Появляются первые… (проталины);

- Бегут звонкие…(ручьи);

- С крыш домов капают… (сосульки);

- На деревьях набухают… (почки);

- С тёплых краёв прилетают… (птицы);

- Мы очень любим первые весенние… (цветы);

- Первые весенние цветы это… (подснежники);

- Весной на деревьях почки… (набухают);

- Весной птицы вьют, строят, делают …(гнезда);

- После зимы наступает … (весна);

- Зима ушла, а весна - …(пришла);

- Зима холодная, а весна - … (тёплая);

- Ребята строят для скворцов… (скворечники);

- Лед растаял, появились …(лужи)

- Пробиваюсь я в апреле -

Все поля позеленели!

Покрываю, как ковер,

Поле, луг и школьный двор (Трава)

- В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка (Ручей)

- Первым вылез из земли

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (Подснежник)

- Здесь на ветке чей-то дом,

Не дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло

Дом такой зовут ...(Гнездо)

- Хозяин лесной

просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (Медведь)

- Осенью летели к югу,

Чтоб не встретить злую вьюгу.

А весной снежок растаял,

И вернулись наши … (Стаи)

- Что на веточках раскрылось .

И в апреле распустилось? (Листва, почки)

- Голубые Зеркала

Туча наземь пролила.

Неглубоки, мелки.

Мелки как тарелки.

Не боятся стужи

Голубые …(Лужи.)

- Снег в лесу, сугробов много

Но слышна синицы трель

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает ……….(Капель)

- Посмотрите-ка, ребята,

В небесах повисла вата —

К нам плывут издалека

В синем небе... (Облака)

- Гнездышко из веток —

Для любимых деток.

Кто те детки-сорванцы?

Дружно просят есть... (Птенцы)

- Хозяин лесной

Просыпается весной …(Медведь)

- Вот подснежники проснулись

Улыбнулись, потянулись

Раз, росой они умылись

Два, изящно покружились

Три, нагнулись и присели

И на солнце поглядели.

Ранний прилёт жаворонка – сулит раннюю весну.

Купаются воробьи ранней весной – к скорому теплу.

Увидел скворца - знай: весна у порога.

 Когда перелётные птицы летят большими стаями – то это. к дружной весне.

Коли прилетели дрозды, значит морозов уже. не будет.

Зяблик летит к холодам, а жаворонок. к теплу.

У человеческого жилья много синиц, значит весна будет холодной.

Если в марте видно дятла, то весна. поздней будет.

Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь правильный признак весны»

— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

— Припекает солнышко, тает снег.

— Под ногами шуршат сухие разноцветные листочки.

— Набухают почки, распускаются на деревьях листочки.

— Люди собирают урожай фруктов, овощей.

— Из теплых краев прилетают птицы.

Исправляй-ка»

Логопед. Я говорю предложение, вы внимательно слушаете и говорите, правильно ли я сказала. Если нет, то исправляете ошибку и говорите правильно. Договорились?

1. Дождь пошел потому, что я взяла зонтик.

(Я взяла зонтик потому, что пошел дождь)

2. Весна наступила потому, что прилетели из теплых краев птицы.

(Птицы прилетели потому, что наступила весна)

3. Стало тепло, насекомые просыпаются.

(Насекомые просыпаются потому, что стало тепло)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятияв младшей группе «В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя:Мишина Елена Анатольевна и воспитателя Слав Марианна Савельевна и Богданова Елена Анатольевна.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе«В гостях у Курочки Рябы». Совместное интегрированное занятие музыкального руководителя Мишина Елена Анатольевна и  воспитателя Слав Марианн...

Конспект интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт". Самоанализ интегрированного занятия по хореографии по теме "Музыкальный счёт".

Конспект интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к школе группы по теме "Музыкальный счёт"Самоанализ интегрированного занятия по хореографии для детей подготовительной к шко...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...