Буклет «Развитие связной речи дошкольников с ОНР через театрализованную деятельность»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Сомова Наталья Ивановна

Театрализованная деятельность даёт возможность использовать её  как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры или постановки  раскованно и свободно.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_v_zhizni_doshkolnika.docx204.66 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализовано-игровая деятельность:

-Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;

- Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.);

- Совершенствует артикуляционный аппарат;

-Помогает формировать диалогическую, эмоционально насыщенную, выразительную речь.

Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по - своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое помогает ребёнку в развитии и активизации речи

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность даёт возможность использовать её  как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры или постановки  раскованно и свободно.  Также театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность, а любимые герои становятся образцами для подражания. 

Театрализовано-игровая деятельность в разных возрастных группах.

Знакомство детей с театральной куклой - бибабо и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки,которые показывают воспитатели и старшие дошкольники, "Рукавичка", "Колобок" - это создает радостную атмосферу. Затем можно предложить детям игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок". Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).

Начиная со второй младшей группы детей последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Ступени работы следующие.

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").

Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").

Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").

Одно темная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка...", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут - ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. Ступени:

Многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух - трехчастных сказок о животных и волшебных сказок ("Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка");

игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых";

постановка спектакля по произведению.

Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например, "Угадай, что я делаю", "Угадай, что со мной только что было", "Покажи, не называя, литературного героя" и т.п.).

Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак "Сказка о глупом мышонке"; К. Чуковский "Путаница"), Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями ("Жили у бабуси"; С. Михалков "Котята"; Л. Зубкова "Мы делили апельсин").

В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе "коллажа" из нескольких литературных произведений. Например, "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина", "Новые приключения героев сказок Ш. Перро" и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с "живой рукой", тростевых кукол. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных ("Лиса и журавль", "Заяц и еж"), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами. Развиваются умения одни и те же действия выполнять в разных ситуациях, обстоятельствах по-разному. Воспитывается доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками. Дети учатся, адекватно реагировать на поведение партнеров, в том числе, на незапланированное. Дети сочиняют этюды с нафантазированными обстоятельствами. Этюды по сказкам: «Дюймовочка», «Золушка», «Аленький цветочек», «Принцесса на горошине» и др. Постановки спектаклей: по мотивам сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», по К.И. Чуковскому «Федорино горе», А. Толстого

«Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

*просмотр спектаклей и беседы по ним;

*игры-драматизации;

*упражнения для социально-эмоционального развития детей;

*артикуляционная гимнастика;

*задания для развития речевой интонационной выразительности;

*игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;

*упражнения на развитие детской пластики;

*ритмические минутки (логоритмика);

*пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

*упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

*театральные этюды;

*подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

*знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.

ТВОРЧЕСКИХ ВАМ УСПЕХОВ!

МКДОУ д/с № 112 «Радуга»

«Развитие связной речи дошкольников с ОНР через театрализованную деятельность»

IMG_20210429_101044

Подготовила:

 Учитель-логопед 1.к.к.

Сомова  Н.И.

Новосибирск, 2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи дошкольников с ОНР посредством театрализованной деятельности»

«РАЗВИТИЕ  СВЯЗНОЙ  РЕЧИ  ДОШКОЛЬНИКОВ  С  ОНР  ПОСРЕДСТВОМ  ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  »  1. Работая с детьми старшей группы, возникла проблема: ...

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

Перспективный план работы по развитию связной речи у детей с использованием театрализованной деятельности

Перспективный план работы по развитию связной речи у детей с использованием театрализованной деятельности...

Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи дошкольников с ОНР в театрализованной деятельности

Общее недоразвитие речи – сложное комплексное нарушение, при котором страдают все компоненты речи дошкольника: звукопроизношение, лексика, грамматический строй, связная речь.На помощь прих...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Актуальность выбранной темы:              Общение является  важным компонентом формирования личности ребенка, ведущим видом человеческо...

Презентация: " Развитие связной речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Театрализованные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи....