Автоматизация звука [р] (речевой материал).
статья по логопедии (подготовительная группа)

Автоматизация звука Р необходима для того, чтобы ребенок научился правильно произносить его во всех словах и фразах. Этот процесс нужно начинать только после того, как малыш научился четко произносить Р изолированно. В результате регулярных занятий и выполнения упражнений, ребенок сможет правильно говорить Р автоматически, в любых его сочетаниях с другими звуками.

 

В процессе выполнения упражнений логопед называет слова, выделяя голосом автоматизируемый звук. Произносить нужно не торопясь, четко проговаривая Р в словах. Желательно делать по несколько повторений для лучшего усвоения материала.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_r_v_skorogovorkah_ns_port.aprel_.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация Р в скороговорках

Необходимо произносить следующие скороговорки:

«Во мраке раки шуршат в драке.

Тропка на траве, травка на тропке.

Краб крабу грабли сделал.

На горе Арарат растет крупный виноград.

До города дорога в гору, от города – с горы.

Рома Маше нарвал ромашек.

Морочила морока, пророчила сорока».

Автоматизация Р в текстах

  • «У Ромы и Веры огород. В огороде на грядках зреет перец, красные помидоры, хрустящие огурцы, растет кудрявая петрушка. Рома и Вера рыхлят грядки, используют удобрения. Хороший будет урожай!»
  • «У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карман едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает баранки, сухари и крошки от торта. Сегодня таракан позовет в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи – мечта каждого любого таракана». 

Автоматизация звука Р в стихах

Есть большое количество различных стихотворений, которые помогают при автоматизации Р. Приведем некоторые из них:

Стих 1.

«Страусы строят гнезда в сторонке.

Странными кажутся эти воронки.

Ямы в песке роют быстро и просто

Красивые птички высокого роста».

«Вышли мыши как-то раз – 

Поглядеть, который час.

Раз-два-три-четыре

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон – 

Удирают мыши вон».


Стих 2.

«Пропала буква Р.

Где? В театре, например.

А может мы ее вчера

Забрать забыли со двора?

Потеряли в гастрономе,

Не нашли за дверью в доме?

Или спрятали, проверьте

В этом беленьком конверте?

Может, милиционер

Подскажет нам, где буква Р?

Но закричала громко Даша:

– Нашлась буковка наша!

Посмотрите, как просто это:

Рыба! Рак! Река! Ракета!»

Закрепление в игровой форме

Автоматизацию буквы Р можно проводить в игровом формате, что поможет заинтересовать ребенка.

Есть несколько игровых упражнений:

  • «Что поменялось?» Для этой игры необходимы разные карточки, на которых находятся изображения, имеющие в своем названии Р. Нужно разложить карточки, спросить ребенка о том, что на них нарисовано. Если он неправильно произносит автоматизируемый звук, то необходимо повторить еще раз.
  • «Запомни порядок». Можно использовать те же картинки, что и из предыдущей игры. Карточки раскладываются в ряд, достаточно пяти штук. Ребенок должен посмотреть и запомнить их расположение. Затем ему нужно отвернуться и назвать, что именно изображено на картинках и в каком порядке. Важно добиться правильного произношения, поэтому в случае ошибки необходимо, чтобы ребенок повторил слова.
  • «Вспомни больше слов». В эту игру можно играть везде – дома, на улице, в машине и т.д. Задача проста – вы соревнуетесь с ребенком, кто больше вспомнит слов с буквой Р. Если малыш затрудняется, то можно сказать ему, что такие слова находятся вокруг него, нужно лишь внимательно посмотреть вокруг. Наверняка он с легкостью назовет дерево, траву, двор и т.д.

Необходимо регулярно повторять упражнения из представленного материала, добиваясь четкости произношения. При выборе речевого материала, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Необходимо переходить от простого к сложному, постепенно усложняя задания. Упражнения можно повторять самостоятельно со своим ребенком дома. Данные задания на автоматизацию звука могут быть использованы при развитии фонематического слуха и расширения словарного запаса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука "Ш". Практический материал

Практический материал для автоматизации звука "Ш"....

Автоматизация звука "Ж". Практический материал

Практический материал для автоматизации звука "Ж"...

Автоматизация звука (с) -речевой материал

АВтоматизация зву3ка (с). Речевой материал....

«Постановка и автоматизация звука[ Ш]: речевой материал»

Есть дети, которые не могут произносить слова со звуком “ш”. О таких детках говорят, что они шепелявят. Этот дефект речи может стать причиной насмешек со стороны других детей, ведь при так...

Стимуляция речевой активности. Автоматизация звуков в речевых играх.

Представленный речевой материал - игры, направленные на стимуляцию речевой активности ребёнка. Использовать их можно не только на логопедических занятиях, но и в повседневной жизни, так как не требуют...

Автоматизация звука [р] (речевой материал).

Автоматизация звука Р необходима для того, чтобы ребенок научился правильно произносить его во всех словах и фразах. Этот процесс нужно начинать только после того, как малыш научился четко произносить...

Автоматизация звука [ч] (речевой материал для родителей).

Всегда полезно иметь под рукой материал, который ускорит и облегчит работу. Когда в группе много детей и всем надо дать домой задание на закрепление поставленных звуков, то такой, уже готовый материал...