Стимуляция речевой активности. Автоматизация звуков в речевых играх.
консультация по логопедии (старшая группа)

Воронова Наталья Николаевна

Представленный речевой материал - игры, направленные на стимуляцию речевой активности ребёнка. Использовать их можно не только на логопедических занятиях, но и в повседневной жизни, так как не требуют особой подготовки и специальных материалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стимуляция речевой активности.

Автоматизация звуков в речевых играх.

Уровень развития словаря - это, пожалуй, главный критерий оценки развития речи ребёнка, и от того, насколько он сформирован зависит и формирование личности в целом. Для того, чтобы в дальнейшем грамотно передавать свои мысли, вести диалог, уметь самостоятельно составлять текст и просто успешно обучаться в школе, необходимо в дошкольный период ребёнку овладеть определённым уровнем словарного запаса.

  Однако, многие педагоги отмечают, что в речи детей преобладает предметный словарь и лишь незначительный процент составляет лексика атрибутивная (имена прилагательные), глаголы, служебные слова. Дошкольники даже шестилетнего возраста не знают многих обобщающих понятий,  названия ягод, грибов, цветов, птиц, инстументов, профессий… Эти слова труднее усваиваются, особенно, если задействован в этом процессе только слуховой анализатор. Недостаточно, чтобы ребёнок только слышал новые слова от окружающих его людей. Так они будут лишь пассивным его «багажом». Необходимо вводить этот материал в активный словарь ребёнка, стимулируя его многократное использование самим ребёнком в разных речевых ситуациях. Тогда к слуховому подключается ещё и работа мускульно-двигательного и кинестетического анализаторов, и запоминание происходит более интенсивно.

    Трудность заключается ещё и в том, что сами родители не всегда являются образцом чистой, лексически разнообразной речи для своих детей. Поэтому все проблемы с развитием и обогащением речи ребёнка, которые по каким-то причинам не могут разрешиться в семье, педагоги берут на себя. Именно в детском саду созданы такие условия, которые побуждают к накоплению активного и пассивного словаря. Это специально подобранные в соответствии с возрастом игровые пособия, дидактический материал, возможность работать в исследовательской лаборатории, посещать тематические экскурсии. Обогащение словаря и особенное внимание к слову придаётся на занятиях по изучению художественной литературы, во время наблюдений на прогулке и режимных моментах, в любой образовательной деятельности.

Самое сложное в этом процессе – ввести новое слово в активный словарь ребёнка, т.е. научить употреблять его в сочетании с другими словами в нужных случаях. Например, дети свободно говорят строфы К. Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!»- но редкий ребёнок, нюхая розу, скажет: «Какой душистый цветок» или, трогая пушистую шапку: «Какая пушистая шапочка!». В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором, что шапочка мягкая. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления и сопоставление слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

Словарный запас – это  слова, обозначающие  предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, которые использует человек. Выделяют активный и пассивный словарь ребенка.

Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятного ребенку. Пассивный словарь – это то, что ребенок понимает, но не использует в своей речи. Он зависит от возраста, психического развития, социальной среды.

Общаясь с малышом, вы спрашиваете: «А где бабушка?» и он показывает пальчиком или переводит взгляд на соответствующего члена семьи – это значит, что слово «бабушка» уже есть в его пассивном словаре, несмотря на то, что он его пока не произносит.

Как вы поняли, пассивный словарь формируется с самого детства.

Активный словарь – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретного ребенка.

         Каждому ясно, чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова имеет определенные особенности. В течение дошкольного детства осознание ребенком смысла слова проходит длительный путь.

          Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа, баба) представляют собой слова-предложения, выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова ребенок может высказывать и какую-то жалобу, и просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», и т. п. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения.

Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. 

Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью (так называемый «бытовой словарь»), — названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается. Так, двухлетние дети в разных семьях могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 и даже более слов. Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимании ребенком значений слов, включая многозначность и переносные значения. Например, под словом ножка ребенок понимает сначала только свою собственную маленькую ножку. Позднее он узнает, что этим же словом обозначается и ножка стола или стула, и ножка гриба, и пр. Или: глагол спать ребенок сначала понимает только как такое «действие», которое относится непосредственно к нему самому или к другим людям; но постепенно к нему приходит и понимание переносного значения этого глагола спать в зимнее время могут деревья и даже вся природа в целом.

Постепенно в речи ребенка начинают появляться обобщающие слова (если, конечно, он слышит их в речи взрослых), которые обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов посуда, одежда, овощи, фрукты и т. п.  Это очень важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, имеющегося у ребенка запаса слов.

         К началу школьного обучения ребенок должен

        -иметь достаточно большой (включая обобщающие слова) и правильно систематизированный словарный запас,

-иметь представление о многозначности слов и переносных значениях,

- использовать сложные слова, неизменяемые слова (пальто, ателье, видео), слова антонимы и синонимы.

Грамотную помощь в очень сложном для ребенка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему родители и педагоги дошкольных учреждений — чтением, словесными играми, обучением рассказыванию по картине, наблюдениями на прогулке и экскурсиями.

  Развитие речи  – одна из основных задач обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Работа по расширению словарного запаса прослеживается во всех направлениях жизнедеятельности детского сада. Главными задачами словарной работы являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса.

          Игр на обогащение словаря много, поэтому в зависимости от решаемых ими задач, мы разделили их на несколько направлений.

  1. Игры, направленные на активизацию обобщающих понятий.
  2. Игры, расширяющие представления о переносном значении        слова.
  3. Игры с многозначными словами
  4. Игры, способствующие употреблению сложных слов.
  5. Игры на обогащение словаря словами-антонимами и словами-синонимами.

Игры на активизацию обобщающих  понятий.

Формирование обобщающего понятия для ребенка - это прежде всего развитие логического мышления,

Способность обобщения начинает формироваться у детей на втором году жизни. Это основное свойство, характеризующее речевую деятельность

Сначала группировка предметов происходит по наиболее ярким внешним признакам, которые не всегда являются существенными для обобщения – например по цвету. 

Затем, дети учатся обобщать предметы быта, с которыми сталкиваются каждый день и о признаках которых у них накоплено достаточно знаний. Это такие группы, как мебель, посуда, одежда, игрушки. Однако не всегда в качестве обобщающих признаков дети выделяют существенные. Так, например, дошкольники говорят, что мебель – это все, что стоит в комнате.

К 5-6 годам. У дошкольников развивается умение сравнивать группы предметов между собой, Дети могут объединять видовые понятия в родовые. Например, рыбы, птицы, звери, насекомые – это животные. Овладевают умением классификации групп предметов на подгруппы по разным признакам.

Таким образом, формирование обобщающих понятий в речи детей проходит постепенно и нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослого.

Методика формирования обобщающих понятий в словаре дошкольников построена на основе ознакомления с разными группами предметов и сравнения их между собой. 

Игра «Раз, два, три»

Цель: Развитие понимания существительных с обобщающим значением (развитие понятийного компонента лексического значения слова, пассивный словарь).

Оборудование: Наборы картинок по лексическим темам (петух, волк, лошадь, комар; гусь, коза, лиса, пчела; утка, заяц, овца, кузнечик; индюк, ёж, корова, стрекоза).

Содержание: Детям раздают картинки, которые они рассматривают и называют изображённые на них предметы. Логопед произносит слова, имеющие обобщающее значение: «Домашние животные» («Насекомые», «Домашние птицы», «Дикие животные» или др.) Под счёт «раз, два, три» игроки быстро находят и показывают картинки, соответствующие названной категории (лошадь, коза, овца, корова).

Игра «Найди и отложи»

Цель: развитие понимания существительных с обобщающим значением (развитие понятийного компонента значения слова, пассивного словаря).

Оборудование: Набор предметов или предметных картинок по изучаемой лексической теме и 1-2 набора предметов или предметных картинок по другим лексическим темам.

Содержание: Логопед предлагает детям найти и отложить предметы/картинки, относящиеся к одной лексической категории: «Найди и отложи только одежду (картинки, на которых изображена одежда)». Предлагается ряд предметов/картинок двух или более категорий (одежда, игрушки, мебель).

Игра «Лишняя картинка»

Цель: активизация существительных с обобщающим значением, развитие умения группировать предметы без выделенного признака (развитие понятийного компонента значения слова).

Оборудование: 4 картинки (3 картинки по одной лексической теме, 1 - по другой теме).

Содержание: Логопед предлагает детям рассмотреть четыре картинки, назвать одну «лишнюю» (не подходящую по смыслу), объяснить свой выбор.

«Чашка лишняя, потому что это посуда, а мяч, кукла и пирамидка - это игрушки».

Игра «Разложи картинки на группы»

Цель: формирование обобщающих понятий.

Оборудование: Предметные картинки: Помидор, банан, груша, свекла, огурец, яблоко. Стол, кресло, кружка, чайник, стул, тарелка.

Волк, кошка, заяц, собака, лошадь, медведь. Синица, оса, снегирь, воробей, бабочка, стрекоза.

Содержание: Дети раскладывают картинки на две группы (критерий классификации не называется).

Игра «Разложи картинки по сходству»

Цель: объединение и группировка слов на основе различных семантических признаков.

Оборудование: Предметные картинки на доске: овца, дерево, корова. Детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); деревянный стол, деревянные грабли, деревянный забор, деревянный стул (к картинке дерево); пакет молока, сыр, масло, мороженое (к картинке корова).

Содержание: Каждому ребёнку раздаётся по 2--3 картинки. Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, пoчему oн положил именно так.

Игры, направленные на дифференциацию обобщающих понятий:

«Овощи - фрукты»

Цель: дифференциация обобщающих понятий «овощи» и «фрукты» Организация: Игра проводится с мячом.

Содержание: Дети должны поймать мяч, если услышат название фрукта, если овоща – уронить.

«Разложи по полочкам»

Цель: дифференциация понятий «одежда», «обувь», «головные уборы». Оборудование: игрушечный шкаф и кукольная одежда.

Содержание: Логопед просит детей помочь продавцу разобрать вещи, которые кто-то перемешал. Одежда, обувь, головные уборы - всё валяется в одной куче на полу. Детей просят разложить вещи по полочкам. «Я взял шапку. Шапка - это головной убор. Я её положу на верхнюю полку»; «Я взял куртку. Куртка - это одежда, я положу её на среднюю полку»; «Я взял босоножки. Босоножки - это обувь. Я их положу на нижнюю полку» .

«На небе - на земле»

Цель: дифференциация понятий «животные» и «птицы»

Организация: Около доски выставляется лист картона, на котором изображены небо, земля, дерево с кормушкой.

Содержание: Дети располагают на панно карточки с изображением животных и птиц, соответственно их среде обитания. «Это стриж. Стриж - это птица. Он летает в небе»; «Это тигр. Тигр - животное. Он ходит по земле».

Для того чтобы сформировать у ребёнка обобщающую функцию слова, необходимо научить его выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, находить общий признак предметов. Работу по выделению признаков предметов нужно направлять, развивая наблюдательность ребенка, его познавательную активность. Нужно учить ребёнка сравнивать между собой предметы, находить сходства или различия предметов. Чем больше ребенок сможет выделить признаков и свойств предмета, чем больше сравнений предметов по их свойствам, признакам он будет проводить, тем лучше будет развиваться его речемыслительная деятельность.

Игры с многозначными словами

"Сосед - чудак"

Цель игры: познакомить детей с явлением многозначности.

- Ребята, в нашем доме живет один чудак, он все делает не так, как надо. Вчера у меня в ручке кончилась паста. Но когда я попросила у соседа ручку, он просто со мной поздоровался за руку и пошел по своим делам. Первоклассник Вова попросил у него лист бумаги, а он дал ему лист комнатного растения. А на кухню вместо разделочной доски принес школьную доску. Как-то его попросили быть судьей на соревнованиях и ставить очки командам, так он собрал дома все бабушкины очки и раздал их спортсменам.

- Почему же он так делал?  Да, он не знает, что в нашем языке есть слова, которые имеют много значений. Их еще называют многозначными.

Игры на обогащение словаря словами – антонимами и синонимами

Антонимичные пары можно подбирать не только к предметам, но и к их признакам и действиям. Подбор антонимической пары является сложным актом мыслительной деятельности для ребенка. Часто, вместо противоположного по значению слова они произносят слова с частицей НЕ,например: небыстрый, вместо медленный, недлинный, вместо короткий. Чтобы ему помочь в усвоении антонимической пары, необходимо руководствоваться принципом наглядности. Например: (Показ картинного материала, показ печатного материала)

Игра «Все наоборот». Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей.

Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были 2 дочери. Старшую звали Послушница, а младшую Упрямица. Послушница соберет игрушки, а Упрямица их разбросает. Посл. Закроет дверь, а Упрямица?

Синонимы – это слова, разные по написанию, но имеющие схожие значения. «Слова – друзья» «Скажи по-другому»

«Скажи похоже»

Шалить – баловаться удивить – поразить

Забавлять – развлекать звать – приглашать

Бросать – кидать строить – возводить

Большой – огромный мокрый – влажный

Печальный – грустный глубокий – бездонный

Великан – исполин доктор – врач

Родина – Отчизна бежать - мчаться

«Я начну, а ты закончи»

Мальчик сначала подошел к дому, а потом…

Утром ребята пришли в детский сад, а вечером…

Мы шли по правой стороне, а потом перешли на…

Папа включил свет, а потом его…

Синица сначала влетела в форточку, а потом из нее…

Таня уронила ручку на пол, а потом …ее.

Дима открыл дверь, а потом ее…

«Скажи наоборот»

Глубокий – мелкий широкий – узкий

Длинный – короткий высокий – низкий

Веселый – грустный сухой – мокрый

День – ночь север – юг

Пол – потолок центр – окраина

Внутри – снаружи слева – справа

Далеко – близко высоко – низко

«Найди противоположное слово»

Сахар сладкий, а лимон…

Луна видна ночью, а солнце…

Огонь горячий, а лед…

Тополь высокий, а шиповник…

Река глубокая, а ручей…

Камень тяжелый, а пух…

Редька горькая, а груша…

Мышь маленькая, а слон…

Миша любит зиму, а Дима…

Медведь – дикое животное, а собака - …

Речевые игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов, произношение трудных звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности в речевой коммуникации"

Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий  для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности, потребности в речевой коммуникации....

Подгрупповое логопедическое занятие для детей подготовительной группы, ОНР 3 уровень речевого развития. Автоматизация звука[ Р] в предложениях

Конспект подгруппового логопедического занятиядля детей подготовительной группы с логопедическим заключением ОНР, 3 уровень речевого развитияВыполнила:Шмойлова О.А.Тема: Автоматизация звука [ P] в пре...

Автоматизация звука (с) -речевой материал

АВтоматизация зву3ка (с). Речевой материал....

«Постановка и автоматизация звука[ Ш]: речевой материал»

Есть дети, которые не могут произносить слова со звуком “ш”. О таких детках говорят, что они шепелявят. Этот дефект речи может стать причиной насмешек со стороны других детей, ведь при так...

Автоматизация звука "К". Речевые игры в рамках Модульной системы Архиповой Е.Ф.

Данный материал рассказывает о том, как , использую поэтапное введение звука в речь у детей со стертой дизартрией по методике Е.Ф.Архиповой, сделать занятия разнообразными, интересными и продуктивными...

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений как средство развития речевой активности у детей с речевой патологией.

Данная консультация предназначена для воспитателей логопедических групп.В ней говорится о влиянии  дидактических игр математического содержания  на развития речевой активности у детей с рече...