Конспект занятия на тему : "Семья".
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Данная НОД направлена на создание условий для закрепления и расширения знаний детей о семье .В процессе реализации данной деятельности мы активизируем словарь по теме «Семья», закрепляем и уточняем значение терминов, обозначающих родственные отношения,  учимся употреблять  прилагательные (родной, двоюродный, бабушкин, папин..), уточняем значение сложных и простых предлогов, расширяем и уточняем глагольный словарь, связную речь, а также развиваем логическое и образное мышление, память, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие на  тему «Семья».

Цель: продолжать формировать у детей представления о семье, о членах семьи, активизировать словарь по теме.

Задачи. 

Коррекционно-развивающие:

- развивать общие речевые навыки (произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность);

- развивать навыки связной речи;

- развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;

- развивать общую моторику, мелкую моторику пальцев рук; координацию речи и движений.

Образовательные:

- расширять и систематизировать представления о семье, членах семьи;

- приобщать детей к русской народной культуре через знакомство с русскими народными пословицами о семье.

- обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Семья»;

- совершенствовать грамматический строй речи (образовывать имена прилагательные от существительных; согласовывать прилагательные с существительными в определенном роде); использовать в речи антонимы и синонимы, местоимения.

Воспитательные: 

- воспитывать любовь и привязанность к своей семье, уважение и заботливое отношение к членам своей семьи.

- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Предварительная работа: повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, тётя, сын, дочь и т.д.); знакомство и разучивание пословиц о семье; составление рассказов о своей семье; разучивание пальчиковой гимнастики, беседа с детьми о семье, чтение художественной литературы по лексической теме «Моя семья», рассматривание семейных фотографий, разучивание стихотворения.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Организационный момент: игра «Приветствие» (1 слайд).

Логопед Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы хлама,

Не ругает нас с братишкой,

Кто же это? Наша…

(мама)

Кто любимей всех на свете*

И за свою семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Что б мы делали без…

(папы)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка

Моя старшая…

(сестренка)

Я у мамы не один,

У нее еще есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он старший …

(брат)

Мамы старшая сестра-

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал?

(тетя)

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» - говорит нам…

(дядя)

Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки?

Это наша…

(бабушка)

Он – мужчина, и он – сед,

Папе – папа, мне он …

(дед)

Логопед: Ребята, а кого вы считаете близкими людьми?

Дети: Маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестер.
Логопед:  Как всех можно назвать одним словом? 
Дети:  Семья.

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о семье. У каждого человека есть семья, где заботятся о нас, любят. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях.
Логопед: Как вы думаете, для чего нужна человеку семья?
Дети: В семье люди заботятся друг о друге, помогают, относятся друг к другу уважительно, любят друг друга.
Логопед: Семья объединяет родных: родителей и детей, дедушек и бабушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники. Давайте повторим эти слова все вместе: родные, родственники.

Логопед: Ребята, отгадайте ребус. Попробуйте догадаться по этой картинке, какое слово здесь спряталось, зашифровано.
Дети: Семья .(2 слайд)

Логопед:  

Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит.  Во! – семья.

(3 слайд)

3. Игра «Чей, чья, чьё?»

(4 и 5 слайд)

Логопед: Скажите, что из этих вещей носит мама, а что папа?

Дети: Мама носит шляпу, а папа галстук.

Логопед: Как правильно сказать, чья это шляпа?

Дети: Это мамина шляпа.

Логопед: Значит, чей это галстук?

Дети: Это папин галстук.

Логопед: Бабушка носит шаль. Значит, чья это шаль?

Дети: Это бабушкина шаль.

Логопед: Дедушка носит очки. Чьи это очки?

Дети: Это дедушкины очки.

Логопед: Молодцы, быстро помогли разобраться, где чьи вещи. 

Логопед: Даша и Миша играют с игрушками. Кто с чем играет?

Дети: Даша играет с куклой, а Миша играет с машиной.

Логопед: Значит, чья это кукла?

Дети:  Это Машина кукла.

Логопед: Чья это машинка?

Дети: Это Мишина машина.

 А сейчас мы отдохнем и выполним физминутку.

 

4. Физминутка «Семья» 
Раз, два, три, четыре (приседания) 
Кто живет у нас в квартире? (поднимать плечи)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестренка, (руки вверх и вниз поочередно)
Кошка Мурка, два котенка, (прыжки на месте) 
Мой щегол, сверчок и я - (шагаем на месте)
Вот и вся наша семья! (вдох - руки вверх, выдох –руки вниз) 

5. Игра «Какой, какая, какое?» (с мячом)

Логопед: Вспомните, как можно сказать про семью, какая она? Я буду бросать вам мяч, а вы будете называть какая ваша семья.

Дети: Моя семья дружная, здоровая, крепкая, заботливая, спортивная, веселая, большая, счастливая.

Логопед: Как можно сказать про папу, какой он?

Дети: Мой папа сильный, большой, заботливый, весёлый, трудолюбивый.

Логопед: Как можно сказать про бабушку, какая она?

Дети: Моя бабушка старенькая, добрая, внимательная, заботливая, ласковая.

Логопед: Как можно сказать про дедушку, какой он?

Дети: Мой дедушка мудрый, умный, трудолюбивый, умелый.

Логопед: Молодцы, ребята, вы знаете много замечательных слов о семье, о своих родных. А сейчас мы поиграем с нашими пальчиками в игру «Дружная семья».

6. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама.

А вот этот пальчик я.

Вот и вся моя семья!

Пальцы правой руки (затем левой) сжаты в кулак. Поочередное разгибание пальцев сначала правой, затем левой руки, начиная с большого пальца. На последней строке сжимание-разжимание пальцев.

7. Игра «Скажи наоборот».

Логопед: Посмотрите, ребята, на картинке нарисованы папа и сын. Помогите мне подобрать нужное слово. Сын низкий, а папа (высокий). Девочка здоровая –мальчик (больной). Мальчик веселый, а девочка (грустная). Бабушка пожилая – мама (молодая). Дедушка старший – внук (младший). Мама взрослая – дочка (маленькая). Папа сильный – дочка (слабая).

Логопед: Молодцы, вы были очень внимательными и правильно подобрали все нужные слова.

Логопед: Давайте немного поиграем! А для этого мы встанем в кружок.
8. Игра «Бабушка печет пироги».

Логопед: Бабушка любит печь пироги с разной начинкой. Я буду называть начинку, из которой бабушка будет печь пирог, а вы будете называть пироги, которые испечет мама. 

Например: Пирог с капустой. Какой пирог? - капустный пирог.

Пирог с грибами. Какой пирог? - грибной пирог.

Пирог с картофелем. Какой пирог? - картофельный пирог.

Пирог с клубникой. Какой пирог? - клубничный пирог.

Пирог с яблоками. Какой пирог? - яблочный пирог.

Пирог с грушами. Какой пирог? - грушевый пирог.

Пирог с малиной. Какой пирог? - малиновый пирог.

Пирог с вишней. Какой пирог? - вишневый пирог.

Пирог с мясом. Какой пирог? - мясной пирог.

Логопед: Молодцы, ребята, очень вкусные пироги испекла с вашей помощью мама.

 9. Игра «Скажи маме ласковое слово».

Дети называют слова и выкладывают солнце с бусами - лучами на ковре.

Дети: Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная, замечательная.

10.Расскажи по плану о своей семье.
11. Итог занятия.

Логопед:  За руки возьмемся, в круг веселый соберемся.

Мы не будем огорчаться, что уже пора прощаться.

Логопед: Мы с вами сегодня говорили о семье. И как в пословице говорится: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Как хорошо, когда в семье любят друг друга, весело и дружно живут все вместе! Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Семья"

Формирование лексико - грамматических категорий у детей  разновозрастной логопедической группы в рамках лексической  темы "Семья" (подгрупповое занятие, дети 5-6 лет с заключением "ОНР 3 уро...

Конспекты занятий по теме Семья в 1 младшей группе

Коммкникация, познание, продуктивная деятельность...

Конспект занятия по теме "Семья" для старшей группы

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям по...

конспект занятия на тему "Семья"

Закрепление представлений о семье, родственных отношениях в семье....

Конспект занятия по теме: "Семья"

Конспект занятия по теме: "Семья"...

конспект занятия на тему: "Семья и семейные ценности"

Цель: осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества Задачи: 1. Создавать условия для осознания значимости...

План-конспект занятия по теме "Семья"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе по теме "Моя семья" Цель: Способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста представления о семье и нравс...