Игры для развития мелкой и общей моторики
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Майя Игоревна Матвеева

Игры для развития мелкой и общей моторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для развития мелкой и общей моторики 4-5 лет

«Прокати - поймай»

Цели: развивающая, коррекционная, воспитательная.

Задачи: развитие ловкости и моторики рук, координации движений, умения выполнять действия по сигналу; воспитание командного духа.

Игровой материал и наглядные пособия: мяч средних размеров.

Форма работы: групповая. Форма занятия: спортивная игра.

Описание и приемы проведения игры. Дети становятся в две шеренги, одна напротив другой (расстояние между шеренгами – 2-2,5 м). Исходное положение – ноги на ширине плеч, мяч держится в согнутых руках перед собой. По команде воспитателя: «Покатили!» дети наклоняются и энергично отталкивают мяч обеими руками, прокатывая мяч на противоположную сторону игрокам второй шеренги; те подхватывают мяч и поднимают. Не разрешается долго задерживать мяч в руках. Затем упражнение выполняют дети из другой команды.

Советы педагогу

Если в игре принимают участие более 20 человек, то игру можно разнообразить: бросить мяч от плеча, из-под ноги или руки, прокатить между ног соседа.

«Точно в цель»

Цели: развивающая, коррекционная, воспитательная. Задачи: диагностика меткости и умения метать предметы с расстояния, развитие моторики, глазомера, координации движений.

Игровой материал и наглядные пособия: мешочки с песком весом 150 г; щиты из фанеры в виде круг из фанеры диаметром 50 см; мел. Форма работы: групповая или индивидуальная. Форма занятия: спортивная игра.

Описание и приемы проведения игры. Игру лучше проводить как соревнование. На стене прикрепляются щиты, которые можно разрисовать так же, как мишень для дартса. На полу или земле отмечается несколько линий: 5 м от мишени, 10 м от мишени и т. д. Далее воспитатель объясняет правила игры: необходимо метать мешочки поочередно правой и левой рукой способом «от плеча». Сначала проводится метание с самого близкого расстояния. Каждому дается по 3 попытки, результаты записываются в журнал. Если игрок не попал в цель 3 раза, он выбывает из игры. Побеждает тот, кто наберет большее количество баллов.

Советы педагогу

Постепенно расстояние до мишени надо увеличивать. Эта игра хорошо подходит для диагностики физического развития ребенка. Если он плохо попадает в цель, не умеет бросать «от плеча», то можно проводить с ним индивидуальные занятия.

Подвижные игры 5-6 лет

«Утро и вечер»

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: развитие физической силы и выносливости, быстроты реакции, внимания, умения играть в коллективе.

Игровой материал и наглядные пособия: мел.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Посередине площадки проводят линию, по обе стороны от нее в 20-30 шагах отмечают два города. Играющие делятся на две равные группы: одна из них – вечер, другая – утро. Дети встают на расстоянии 1 м от средней линии, через 2 шага друг от друга. Против каждой группы находится дом противника. Когда все встали на свои места, ведущий бросает жребий – дощечку, окрашенную с одной стороны в черный цвет. Если дощечка упала белой стороной, ведущий громко кричит: «Утро!» Игроки из группы утра поворачиваются и, пробегая между игроками вечера, быстро бегут к своему дому. Те бегут за ними и стараются их запятнать. Запятнанные переходят в группу вечера. Ведущий вновь бросает жребий, игра продолжается. Побеждает группа, где больше осаленных игроков. Запрещается бежать в свой дом раньше, чем ведущий подаст сигнал.

Советы педагогу

При повторении игры, все играющие встают у средней линии. Не разрешается поворачиваться назад, когда игроки пробегают в свой город. Догонять убегающих можно, только когда они все пробегут мимо противников.

«Медведи и пчёлы»

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: тренировка ловкости, гибкости, координации, умения лазать, умения действовать по сигналу ведущего, имитировать движения медведя и пчел.

Игровой материал и наглядные пособия: шведская стенка.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Игра проводится в спортивном зале. Шведская стенка – это будет улей, а на другой стороне – луг. Чуть в стороне – медвежья берлога. В игре могут участвовать 10-12 человек, которые делятся на две неравные группы. Большая часть детей – пчелы, а меньшая часть – медведи, и они прячутся в берлоге. Когда воспитатель дает сигнал, пчелы вылетают из импровизированного улья, летят на луг за медом и жужжат. Как только пчелы улетят, медведи выбегают из берлоги и забираются в улей. Когда воспитатель подает сигнал: «Медведи», пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчелы жалят (можно дотронуться рукой). Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре.

Советы педагогу

Когда игра закрепится, дети меняются ролями. Воспитатель следит, чтобы дети не спрыгивали, а слезали со стенки; если нужно оказывает им помощь.

«Разноцветные обручи»

Цели: развивающая, обучающая, воспитательная.

Задачи: развитие внимания, сосредоточенности, двигательной активности, умения различать цвета.

Игровой материал и наглядные пособия: обручи различных цветов.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Детей следует рассадить на стульчиках полукругом, а взрослый раздает всем обручи. Каждый берет в руки тот обруч, который ему нравится, и называет при этом цвет взятого им предмета. Если ребенок затрудняется ответить, взрослый сам называет цвет выбранного обруча. Затем он просит детей поднять вверх свои разноцветные обручи и показать их всем. После этого он дает команду спрятать их за спину. После таких действий педагог поднимает над своей головой один из обручей и просит детей тоже поднять обруч такого цвета, как у него. Если кто-то ошибся, взрослый поправляет ребенка – таким способом он вводит детей в игровую ситуацию, знакомит с правилами игры.

Далее педагог предлагает следующее: «Сейчас я по очереди буду называть обручи то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мой обруч, потом на свой, и, если цвет у них одинаковый, бегите ко мне, но не сразу, а после того, как я позову». Игра начинается. Взрослый отходит от сидящих детей на некоторое расстояние. Три обруча лежат у него за спиной на специальной стойке, а один он поднимает и одновременно называет его цвет; только после этого следует команда, например: «Синие обручи, бегите ко мне!» Когда дети прибегают, взрослый предлагает им поднять свои обручи и показать их остальным участникам игры. Все оценивают, «послушные эти обручи или нет». Если среди обручей есть «непослушные» (т. е. другого цвета), воспитатель предлагает им вернуться на место и подождать, когда их вызовут. Все дети с «послушными» предметами, подняв их вверх, садятся на место. Затем педагог дает новый цветовой сигнал, например: «Красные обручи, бегите ко мне!» Так постепенно называются обручи всех цветов.

Правила игры.

1. Подбегают к взрослому только те дети, у которых обручи, попадают по цвету с тем, который назвал и показал воспитатель. 2. Сначала нужно посмотреть на обруч, который держит педагог, потом на свой, и, если они одного цвета, приготовиться к бегу, а если разного, то остаться на месте.

3. Бежать к воспитателю можно только после слов: «Бегите ко мне!»

Советы воспитателю Игра может проводиться как в помещении (в зале), так и на участке, где есть скамейки. Чтобы не утомлять детей долгим ожиданием, надо подавать одновременно два цветовых сигнала, т. е. поднимать два разных обруча. Ошибки детей нужно исправлять в мягкой, а еще лучше – в шутливой форме, чтобы не обидеть малышей. При проведении этой игры важно, чтобы дети, которые дожидаются своих сигналов, не скучали на своих местах, а тоже участвовали в игре. Поэтому почаще необходимо обращаться к ним, привлекать их к оценке действий сверстников.

Сюжетные игры

«Коршун и наседка» (народная)

Цели: развивающая, обучающая, воспитательная.

Задачи: развитие координации движений, быстроты, выносливости, внимания, умения действовать сообща; знакомство с народными традициями.

Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Перед началом игры дети выбирают коршуна и наседку, остальные играющие – цыплята. Они встают друг за другом и держатся за пояс, впереди наседка. Коршун роет ямку, наседка с цыплятами подходит к нему и спрашивает:

-        Коршун, коршун, что ты делаешь?

-        Ямку рою.

-        На что тебе ямка?

-        Копеечку ищу.

-        На что тебе копеечка?

-        Иголочку куплю.

-        На что тебе иголочка?

-        Мешочек сшить.

-        На что тебе мешочек?

-        Камешки класть.

-        На что тебе камешки? В твоих деток кидать. – За что?

-        Они потоптали капусту у меня в огороде.

-        А высока ли была у тебя изгородь?

Коршун встает, поднимает руки вверх, показывая высоту изгороди:

-        Вот какая!

-        Нет, мои цыплята через такую не перелетят.

-        А я их все-таки поймаю.

-        Не дам тебе своих деток ловить!

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, ши, злодей!»

Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра окончится, когда поймана половина цыплят.

Правила игры.

1.        Тот, кто не удержался в цепи, быстро встает на свое место.

2.        Цыплята должны крепко держаться за пояс друг друга.

3.        Курица, защищая цыплят, не должна отталкивать руками коршуна.

Советы педагогу

Всем играющим нужно дать шнурок или ленточку, они завяжут их вокруг пояса. За такой пояс удобно держаться во время игры. Наседке легче защищать цыплят, если в игре принимают участие не более 10 детей. Если позволяет игровая площадка, то играть могут одновременно две группы, в каждой своя наседка и свой коршун.

Игры для развития мелкой и общей моторики

«Игры с камешками»

Цели: развивающая, коррекционная, воспитательная.

Задачи: развитие моторики рук, мышления, быстроты реакции, ловкости.

Игровой материал и наглядные пособия: плоские камешки или мячики для пинг-понга.

Форма работы: парная или индивидуальная.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Эту игру можно проводить как несколько упражнений.

Вариант 1. 5 камешков лежат на столе. Каждый играющий по очереди подбрасывает один из них вверх, быстро хлопает в ладоши, ловит брошенный камешек и кладет его на стол. Так он подбрасывает камешки один за другим, хлопает в ладоши, ловит их и кладет на стол. Выигрывает тот, кто, поочередно подбрасывая, поймает все камешки раньше других.

Вариант 2. 4 камешка ребенок рассыпает на столе, 1 – держит в руке. Затем подбрасывает его вверх, быстро берет камешек из лежащих на столе и ловит тот, который бросил вверх. Из двух камешков в руке играющий должен один переложить в левую руку. Так, подбрасывая камешек вверх, ребенок берет один за другим камешки со стола и старается поймать подкинутый. Если камешек пойман, то его перекладывают в левую руку. Выигрывает тот ребенок, который первым заканчивает игру.

Советы педагогу

Игру можно закончить по-разному: или когда один из играющих выполнит безошибочно все фигуры, или когда все игроки выполнят фигуры. Можно также использовать эти упражнения как физкультминутку.

«Блошки» (народная)

Цели: развивающая, познавательная, коррекционная.

Задачи: развитие мелкой моторики руки, умения управляться с битой; выработка сосредоточенности, внимания, усидчивости.

Игровой материал и наглядные пособия: «блошки» – пластмассовые кружочки диаметром 12-15 мм и толщиной 1-1,5 мм и биты – кружочки диаметром 20-25 мм; небольшая картонная коробка.

форма работы: парная или групповая.

форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Играющие садятся друг напротив друга за столом, у каждого по 5 «блошек» и по одной бите. Посередине стола ставится коробка, на расстоянии 15-20 см от нее играющие проводят линию кона, каждый со своей стороны. На линию кона ставят «блошек» и, нажимая краем биты на край «блошки», заставляют ее подпрыгивать вверх так, чтобы она попала в коробку. Если «блошка» попадет в коробку, то играющий получает право загонять следующую «блошку». Если же он промахнулся, игру начинает следующий ребенок.

Советы воспитателю

Можно регулировать высоту и длину прыжка «блошки», нажимая битой на ее край с разной силой, или загонять не в коробку, а в центр стола на квадрат или круг, вырезанный из мягкой ткани или бумаги.

«Зимний хоровод»

Цели: развивающая, познавательная, адаптационная, коммуникативная.

Задачи: развитие образного мышления/чувства ритма, умения согласовывать движения с текстом, эмоциональной сферы; выработка умения играть в коллективе, дружеских отношений.

Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.

Форма работы: групповая или парная.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Организация игры настолько проста, что играть в нее вдвоем или вчетвером малыши могут и без непосредственного участия взрослого, только под его общим наблюдением и руководством. Это способствует относительной самостоятельности детей и сближению их друг с другом. Но лучше играть всей группой вместе с воспитателем. Выполняя одинаковые движения хоровода, дети подражают взрослому.

От того, насколько красиво, выразительно движется воспитатель, зависит ход игры, а значит, и эстетические чувства, которые испытают дети.

Вот пришла зима-зима,

Зима-зимушка, зима.

Выпал беленький снежок. (2 раза) (Хоровод движется вправо.)

На дорожках снег лежит,

На деревьях снег висит.

(Поднимаются, показывают плавным движением рук, что они снежинки. Медленно кружатся влево, потом вправо, слегка приседают, показывая, как расстилается снег на дороге, висит на деревьях. Затем соединяют кисти рук над головой и кружатся на месте, изображая крыши домов).

Надо шубки надевать

И сапожки обувать,

Стало холодненько,

Ох, как холодненько! (2 раза) (Стоя на месте, дети изображают, как они надевают и застегивают шубки, натягивают сапожки. Кружатся, пританцовывают, хлопают в ладоши, чтобы не замерзнуть.)

Советы педагогу

В дальнейшем можно разнообразить хороводные движения, не нарушая, конечно, их общего характера. Здесь открывается простор для творчества, фантазии, инициативы педагога. Хоровод заканчивается свободной пляской под ту же мелодию без текста.

Игра может проводиться как в помещении, так и на участке, под музыку или же пение ее участников.

Подвижные игры для детей 6-7 лет

«Ходьба по кружочкам»

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: развитие гибкости, ловкости, координации движений, выработка умений и навыков ориентирования в пространстве.

Игровой материал и наглядные пособия: один лист ватмана, на котором нарисованы при помощи цветных фломастеров или маркеров 10 кружочков, пронумерованных от 1 до 10, в диаметре достигающие размеров, немного больших, чем детская ступня. Кроме того, если игра проводится на улице, то можно начертить данные кружочки на полу, используя мелки разных цветов.

Форма работы: групповая или парная.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. В игре одновременно принимают участие сразу 2 человека - игрок и ведущий. Посредством какой-либо всем известной русской народной считалочки выбирается ведущий:

Курочка-потатурочка,

Кукушка-рябушка

Сели, горели,

За море летели.

За морем горка,

На горке дубровка,

В дубровке царица,

Красная девица,

Медок, сахарок -

Поди вон, королек!

(Русская народная считалка)

Ведущий в свою очередь выбирает игрока. Участник встает рядом с игровым полем. Далее ведущий дает игроку задания, который тот должен беспрекословно выполнить: «Правую руку поставь в кружок номер пять, а левую – в кружок номер семь». Или: «Наступи правой ногой на кружок под номером три, а левой – на кружок номер десять. А теперь левой рукой дотронься до кружка номер четыре» и т. д. Передвигаясь внутри игрового поля, игрок не имеет права дотрагиваться ногами либо руками до очерченных границ кружков или выходить за расчерченное поле. Если же данное правило нарушено, то он выбывает из игры как проигравший, освобождая место другому участнику. Побеждает тот игрок, который сумеет реализовать все, даже порой самые немыслимые команды ведущего, не коснувшись при этом линий, очерченных кружками, не потеряв равновесия и ни разу не упав. Выигравший, занимает место ведущего.

Советы педагогу

В данной игре вполне могут одновременно участвовать 2 или 3 человека. В таком случае команды отдаются поочередно для каждого конкретного игрока в отдельности. Если игра слишком сложна, то сначала можно потренироваться.

«Лягушка и кузнечики»

Цели: развивающая, познавательная, адаптационная.

Задачи: развитие координации движений, ловкости, гибкости, выносливости, коммуникативных навыков, тренировка мышечной системы ног, совершенствование соревновательных навыков.

Игровой материал и наглядные пособия: обыкновенные бельевые веревки по одной для каждого кузнечика, маска или костюм лягушки, стулья или скамьи для участников.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. В игре может принимать участие неограниченное количество человек (например, от 10 до 15). Из числа игроков выбираются ведущий и лягушка, которая садится на корточки в самой середине игрового помещения и ждет. Остальные участники становятся одной большой и многочисленной командой кузнечиков, которые разбиваются на пары. Детям при помощи бельевых веревок не туго привязывают ноги одна к другой в области коленок.

По команде воспитателя: «Начали!», в таком положении они начинают прыгать по всему помещению вокруг лягушки, находясь на небольшом расстоянии от нее. Лягушка же в свою очередь, подпрыгивая на корточках, старается поймать кузнечиков. Причем довольно важно, что каким-либо иным образом (например, вставать или бегать) лягушка передвигаться не может. Каждый из пойманных лягушкой кузнечиков считается съеденным и занимает место в сторонке, на стульях или скамеечке.

Игра продолжается до тех пор, пока все кузнечики не будут пойманы, а последний оставшийся из них считается проигравшим и меняется местами с лягушкой для следующего тура игры.

Советы педагогу

Игра может повторяться бесконечно долго, пока не надоест участникам. Необходимо следить за физическим состоянием детей.

Игры для развития общей и мелкой моторики

«Щелчки»

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: развитие моторики пальцев и кистей рук, глазомера, точности движений, аналитических способностей; знакомство с народными традициями.

Игровой материал и наглядные пособия: от круглой палочки или прута диаметром 1,5-2 см отрезать 15-25 кусочков длиной 2-2,5 см. Разрезать их вдоль, чтобы получились маленькие поленца. Одна сторона у поленца плоская, а другая полукруглая. Их должно быть 30-50 штук.

Форма работы: групповая или парная.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Перед началом игры надо рассказать о ее сути, об истории возникновения.

Тот, кто первый начинает игру, берет поленца в руки и рассыпает их по столу. Затем выбирает те, которые лежат в одинаковом положении, и щелчком ударяет по одному из них, стараясь попасть в другое поленце. То поленце, в которое попали, считается выбитым, и играющий забирает его как выигрыш. Как только первый играющий промахнется, игру начинает второй. Он тоже может собрать поленца и рассыпать их по столу. Во время щелчка нельзя задевать рукой, лежащие рядом поленца. Щелчком можно выбивать только те поленца, которые лежат отдельно. Игра продолжается до тех пор, пока все поленца не окажутся выигранными. Победил тот, у кого больше поленец.

Правила игры.

1.        Поленца, упавшие друг на друга в одинаковом положении, либо вверх, либо вниз плоскостью, можно брать как выигрыш.

2.        Считаются вне игры поленца, которые лежат одно на другом, но по-разному.

Советы педагогу

Если игра сложна для ребят, то воспитатель должен показать движения, а детям необходимо потренироваться.

«Игры с камешками»

Цели: развивающая, коррекционная, воспитательная.

Задачи: развитие ловкости рук и пальцев, умения подбрасывать, перебрасывать камешки из рук в руки, ловить двумя руками, ловить поочередно правой и левой рукой; внимания, умения действовать сообща.

Игровой материал и наглядные пособия: камешки.

Форма работы: парная или групповая.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игр. На занятиях можно использовать несколько вариантов игр с камешками.

Вариант 1. Камешки на столе лежат парами на некотором расстоянии друг от друга так, чтобы их удобно было брать. Играющий подбрасывает один камешек вверх, быстро берет со стола пару камешков и ловит брошенный. Из трех камешков в руке два он кладет на стол, но в стороне от кона. Еще раз подбрасывает один камешек верх, берет со стола другую пару камешков и ловит брошенный. И так первый играющий выполняет фигуры, пока не уронит камешек. Тогда игру начинает следующий ребенок.

Вариант 2. На столе рассыпаны камешки. Один камешек играющий берет в левую руку, подбрасывает его вверх, а правой рукой со стола берет один камешек и этой же рукой ловит брошенный. Два камешка из правой руки он кладет на стол, но в. стороне от кона. Первый играющий выполняет действия, пока не уронит камешек. Игру по очереди начинает второй игрок, а первый дожидается своей очереди. На кон можно положить от 5 до 10 камешков по договоренности.

Вариант 3. Дети стоят на расстоянии 1 шага друг от друга лицом в круг. Камешек передают одной рукой по кругу сначала в правую, потом в левую сторону. В зависимости от числа играющих камешков может быть 3 и более. Тот, кто уронил камешек, выходит из игры. Игра повторяется несколько раз.

Советы педагогу

Играть в камешки дети могут в помещении, а в теплое время года – на прогулке, но только за столом. Чтобы подолгу не ждать своей очереди, участников игры должно быть не более 5 человек, и у каждого – свои камешки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека упражнений по развитию мелкой и общей моторики

в картотеке расписаны пальчиковые упражнения и упражнения для координации речи с движением по лексическим темам для средней группы детского сада....

Система развития по развитию мелкой и общей моторики в средней и старшей группе

Цель  и  задачи Развивать координацию и равновесие; Развивать точность и координацию движений руки, гибкость рук, ритмичность; Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей рук; ...

Опыт работы по теме: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей дошкольного возраста»

Краткое описание опыта (система работы, отдельных приемов или методов): C середины 80-х годов доказано известен тот факт, что развитие мелких мышц пальцев руки стимулирует развитие определенных зон го...

Влияние развитие мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

«Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста»

Тема: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста» На 2015-2016 учебный год Группа раннего возраста Образовательная область: сенсомоторное и речево...