Рекомендации учителя-логопеда на лето
консультация по логопедии (старшая группа)

Макеева Татьяна Петровна

Рекомендации учителя-логопеда на лето предназначены родителям. Данные рекомендации помогут родителям развивать речь, мелкую моторику, лексико-грамматический строй и т.д. в игре у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_broshure.docx162.24 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя-логопеда на лето

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА ЛЕТО

  1. Повторите материал всех тем (с сентября по июнь). Отработайте материал, который вызвал наибольшие трудности или не был усвоен. Повторите разученные стихотворения.
  2. Обратите внимание на упражнения по формированию и развитию лексико-грамматического строя речи. Например:

Игра «Какой? Какая?». Взрослый называет какой-либо предмет, например морковка, помидор, дверь, диван и т.д., а ребёнку нужно дать как можно больше определений, описывающих его свойства.

Упражнение «Внимание, предметы!». Ребёнку нужно подобрать много предметов, имеющих заданный признак. Например: - Что бывает красное?

  • Что бывает круглое?
  • Что бывает вкусное? т.д.

Только раньше, чем задавать вопрос, подумайте, можете ли вы сами на него ответить.

Игра «Сравнения».       - Этот листик зелёный, как …

                                                   - Этот лимон жёлтый, как …

Очень интересно придумывать, на что похожи кучевые облака или лесные пни, вывороченные из земли корни деревьев. Или цветовые пятна, которые сам ребёнок, не задумываясь о сюжете своей картины, «посадил» на майку.

Игра «Договори словечко».

  • Он круглый и красный как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней … (помидора).                     - Наш огород в образцовом порядке:

Как на параде, построились грядки.

Словно живая ограда, вокруг –

  • Возле леса на опушке,                                                  Пики зелёные выставил …(лук).

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый как петрушка,

Ядовитый … (мухомор).                                                                     - Посмотрите-ка, ребята,

Тут – лисички, там – опята,

Ну а это, на полянке,

  • Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,                          Ядовитые … (поганки).

Чтобы новые леса поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий охраняет друг … (лесничий).           - Без тропинок, без дорог

Серый катится клубок

Он в иголках острых сплошь,

  • Рыжая плутовка                                                                           Потому что это … (ёж).

Хвост пушистый – вот краса

А зовут её … (лиса).

Игра «Кузовок».

Все садятся за стол и ставят на него корзинку. Ведущий говорит соседу по столу: "Вот тебе кузовок, клади в него что есть на -ок, обмолвишься - отдашь залог". Сосед называет слово на -ок, за ним и все остальные по кругу. Кто не найдёт, что сказать или обмолвится, тот кладёт в корзинку залог: значок, платок, карандаш и т.д. Например: "Я положу в кузовок платок". "А я - замок". "Я - клубок"... После игры корзинку накрывают платком, ведущий достаёт из корзинки по очереди предметы со словами: "Чей залог вынется, что тому делать?". Назначаются выкупы: спеть песенку, попрыгать на одной ножке, отгадать загадку...

Упражнение «Послушай и ответь». Взрослый предлагает послушать предложение и ответить на вопросы. Затем нужно повторить предложение полностью.

Например: - «Мама дала Кате дыню. 1. Кто дал дыню? 2. Что сделала мама? 3. Что дала мама? 4. Кому мама дала дыню?»

- «На ноге у коня муха. 1. Кто на ноге у коня? 2. У кого на ноге муха? 3. Где муха?». И т.д.

Игра «Говори правильно!» Какое слово в предложении лишнее, ненужное?

  1. Мама посолила суп солью.
  2. В деревне жили старые старики.
  3. Петя сконструировал конструкцию планера.
  4. В саду гуляют маленькие малыши.
  5. К весне зелень зазеленела.
  6. У Юры жил молодой котёнок.
  7. Ковёр запылился пылью.
  8. Бабушка натопила жирный жир.
  9. Незнайка был ленивым лентяем.

Упражнение «Конец слова за тобой». Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит первый слог. Ребёнок, возвращая мяч, говорит второй слог (например, ТА, ТЯ, НЯ, НА, ША, РЫ и т.д.), затем произносит слово полностью.

Например: - ФА – (ТА), ВА – (ТА), НО – (ТА), ХА – (ТА), МЯ – (ТА);

- МИ – (ТЯ), ПЕ – (ТЯ), ТЁ – (ТЯ), КА – (ТЯ), ВИ – (ТЯ);

- НЯ – (НЯ), БА – (НЯ), СА – (НЯ), ДЫ – (НЯ), ТА – (НЯ), ТО – (НЯ), А – (НЯ), ВА – (НЯ);

- ТИ – (НА), ЗИ – (НА), МИ – (НА), ЛУ – (НА) и т.д.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ

ТРАНСПОРТ.

Выйдя на улицу, обратите внимание ребёнка на транспорт, который вас окружает. Какой он бывает? Какого цвета? Каких марок? Зачем нужны автомобили? А куда можно доехать на машине (на автобусе, трамвае…)? Какой транспорт ещё бывает? Кто водит машины? Рассмотрите внимательно автомобиль, какие у него составляющие части? Вспомните правила дорожного движения, знаки.

О ЧИСТОТЕ И МУСОРЕ.

Проходя по улице, обратите внимание ребёнка чисто ли там, валяется ли мусор. Объясните, что мусорить нельзя, всё, что не нужно человеку надо выбрасывать в урну, мусорный бак. Если урны поблизости нет, то мусор можно положить в пакетик и выбросить его дома в мусорное ведро. Кто следит за чистотой улиц? Как убирают улицы?

ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ В ГОРОДЕ.

Прогуливаясь по улице, посмотрите, какие животные и птицы вам встретились. Какого они цвета, размера? Как они «разговаривают»? Что они любят есть? Как называют их детенышей? Расскажите, что собаки и кошки бывают домашними и бездомными. Покормите бездомную кошку, собаку или птиц. Вспомните какие-нибудь стихи, рассказы или сказки про птиц(у) или кошку(ек), или собак(у).

ВРЕМЯ ГОДА. ЛЕТО.

Лето - это время года, которое наступает после весны. Какую одежду, обувь и головные уборы носят летом? Что сейчас надето на тебе? Как отдыхают летом? Что созревает в лесах, в полях, в садах, на огородах? Какие ягоды и фрукты ты любишь больше всего? Что происходит летом в жизни зверей и птиц? Какая погода сейчас на улице?

Сценарии некоторых тематических прогулок можно найти на сайте детского сада или на моём сайте https://nsportal.ru/pavlova-tata.

3. Продолжайте выполнять упражнения на развитие мелкой моторики. Например:

Игра «Спасаем льдинки».

В ванну высыпать льдинки и ребёнок должен их «спасти» выловив и уложив в тарелку.

Игра «Золушка».

Попросить ребёнка разобрать крупы, ссыпанные в одну миску, по разным мискам.

Игра «Двадцать палочек».

На столе рассыпают 20 палочек (карандашей, фломастеров). Игроки по очереди берут по одной, две или три палочки. Проигрывает тот, кому придётся взять последнюю палочку.

Игра «Слепой кассир».

Игроки садятся за стол. Им завязывают глаза и выдают каждому 10-15 монет разного достоинства, которые надо рассортировать. Побеждает тот, кто сделает это быстрее и без ошибок.

4. Продолжайте выполнять упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Например: Упражнение «Чьи зубы чище?». Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней и внешней стороны, делая движения языком сверху вниз и из стороны в сторону.

Упражнение «Лошадка». Пощёлкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами, с переменным темпом (то быстро, то медленно).

Упражнение «Маляр». Открыть широко рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад.

Упражнение «Грибок». Открыть широко рот и «приклеить» спинку языка к твёрдому нёбу.

5. Читаем дополнительную художественную литературу по возрасту. Список этой литературы на моём персональном сайте.

С пожеланиями плодотворной работы на лето

Ваш учитель-логопед Макеева Татьяна Петровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-логопеда родителям, чтобы лето не прошло даром.

Консультация для родителей детей, посещавших группу компенсирующей направленности. Для родителей подобран материал для занятий с детьми в летний период....

Рекомендации учителя - логопеда родителям, чтобы лето не прошло даром.

материал предназначен для родителей дошкольников с ОНР и ФФН. В данном метериале логопед дает свои рекомендации по автоматизации  поставленных звуков в летнее время года, когда логопедическое воз...

Рекомендации учителя-логопеда родителям «Чтобы лето не прошло даром»

Рекомендации учителя-логопеда родителям «Чтобы лето не прошло даром» Учебный годзаканчивается. И теперь самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли. Летние каникулы с...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей летом

Рекомендации учителя-логопеда для родителей летом...